НОД с детьми подготовительной группы на тему "Звуки [р]–[р']. Буква "Р". Животные жарких стран и Севера"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Познакомить детей с буквой Р.
  • Упражнять в использовании притяжательных прилагательных по лексической теме.
  • Развивать пространственную ориентировку: справа, слева, сверху, снизу, между; посредством определения геометрических форм и их расположения между собой.
  • Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.

Оборудование:

  • Картинки для артикуляционной гимнастики, с изображением тигрицы с тигрятами, слонёнка, носорога, зебры.
  • Музыкальный инструмент: колокольчик.
  • Зеркала по количеству детей (7 шт.).
  • Изображение буквы и картинки на что похожа буква.
  • Конструктор букв.
  • Изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.
  • Дидактическое пособие домик.
  • Фишки для звукового анализа.
  • «Телеграммы» – предложения по количеству детей, в которых все слова написаны слитно.
  • Схемы предложений.
  • Бумажные круги на тесьме с изображением букв: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Дети входят в группу и встают в круг.)

– Ребята, сегодня у нас в группе гости. Наши самые близкие люди: мамы и папы. Я предлагаю поприветствовать гостей. А друг друга мы поприветствуем ещё одним способом. Подайте левую руку соседу справа. Почувствовали тепло наших рук?

2. Упражнять в умении расслабляться по контрасту с напряжением

Теперь представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя. (Дети поднимают руки с расставленными в стороны пальцами к голове.) Трудно так держать руки. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте и повторяйте упражнение.

А сегодня мы – олени,
Ветер рвётся нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки бросим на колени.

3. Развивать артикуляционную моторику.

– А что же в жаркой Африке?

Скалит зубы тигр у ветки –
Там тигрица мать и детки. (Заборчик)

Хобот вытянул слонёнок –
Он совсем ещё ребёнок. (Хоботок)

По тропинке мы пойдём
Носорога там найдём. (Ступеньки)

Громко зебра цокает
за травой высокою. (Лошадка) [1]

4. Развивать физиологическое дыхание

Ветер траву колышет. Поможем ветерку.

– Мы подуем высоко,
(руки вытянуть над головой, потянуться и подуть вверх)
– мы подуем низко,
(наклон вниз, подуть вниз)
– мы подуем далеко,
(руки на пояс, наклон вперёд и подуть прямо)
– мы подуем близко
(руки на поясе, подбородок прижать к груди и подуть на грудь).

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук

– Колокольчик звенит, заниматься нам велит. [3]

(Дети складывают пальцы в замок, поднимают его. Средний палец правой руки проходит между ладоней и «превращается» в язычок колокольчика, двигаясь из стороны в сторону. Настоящим колокольчиком издаётся звук.)

6. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков

Пройдите к своим столам и сядьте на стульчики. Плечи расправили, ноги стоят прямо, руки полочкой. Поставьте зеркала перед собой и сделайте так, как я скажу.
– Губы разомкнуть, зубы разомкнуть. Язык поднять к нёбу. И если  сильная, холодная воздушная струя пройдёт по центру  язычка, его кончик задрожит.
– Какой звук мы услышим?
– Губы разомкнулись и улыбнулись. Зубы разомкнуты. Язык поднят к бугоркам. А от сильной, холодной воздушной струи кончик его, тоже задрожит. Какой звук мы услышим?
Зеркала положите, пожалуйста, на край стола.

7. Закреплять навык характеристики звуков

Поскорее улыбнитесь, в звуки [ Р ], [ Р’] превратитесь!

– В какой звук превратилась Оля? Владик? Рома? Алёна?
Пусть сами звуки расскажут о себе. (Дети дают характеристику звукам)

8. Знакомство с буквой

– Звуки [ Р ], [ Р’] на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.) Посмотрите, на что похожа буква Р? (Дети дают ответы. Затем идёт показ картинки: на что она похожа.)

Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено. –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

– Из каких элементов состоит буква Р?
– Из скольких элементов состоит буква Р?
– Составьте её, пожалуйста, из конструктора букв.
А сейчас, я вам предлагаю немного размяться. Для этого, сначала – девочки, а потом – мальчики, встанут в полукруг на ковре.

9. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.

(Выставляется изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.)

Это что за чудо-юдо,
Прибыло оно откуда?
Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что чьё в нём есть.

(Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.)

10. Физминутка.

– У какого животного очень длинная шея? Покажем его?

С длинной шеею жираф
Выступает, словно граф.
Смотрит влево, смотрит вправо:
Нет ли тигра иль удава;
Нет ли в небе самолёта,
Под ногами бегемота.
И вращает головой –
Ищет веточки с листвой.[1]

11. Развивать пространственные ориентировки, через определение соотношения предметов между собой. Развивать фонематический слух

– Ребята, колокольчик звенит, заниматься нам велит! Проходите, пожалуйста, на свои места.
(Выставляется дидактическое пособие: домик.)
– Кто же в домике живёт? Чтобы узнать, нужно открыть окошки, назвав их расположение и определить, находятся ли в слове звуки, которые мы сегодня учили. Затем назвать место звука в слове: начало, середина, конец.
(Дети называют форму окон, их расположение и жильцов дома. Определяют наличие звуков и их место в слове.)

12. Упражнять в звуковом анализе слова

Последний жилец – тигр. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова ТИГР. А Алёна выполнит у доски.

13. Упражнять в чтении слов и предложений, составлении схем предложения

Животные прислали телеграммы. Пока они к нам дошли, в них все слова склеились. Помогите прочитать и выложить схемы предложений, чтобы понять из скольких слов они состоят.[2]

14. Итог

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу на ковре, лицом ко мне

(Подводится итог занятия.)

15. Оценка

Вы сегодня хорошо поработали. Но, хочется посмотреть, как вы справитесь с последним испытанием. Закройте, пожалуйста, глаза. До семи считаю, детей в буквы превращаю!
(На шею каждого ребёнка  надевается тесьма, с бумажным кругом. На кругах изображены буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.  Буквы вешаются на поверхность спины.) Нужно не поворачивая головы и не трогая ничего руками, определить в какую букву вы превратились. Одному из вас, нужно будет сделать 3 шага назад, посмотреть на буквы на спинах других детей и назвать себя. (Ребёнок выполняет действия.) Перетяни, пожалуйста, свою букву на грудь и проверь правильность ответа.
Когда каждый определит, в какую букву он превратился, нужно  прочитать получившееся слово. (МОЛОДЦЫ)
– Вы, действительно молодцы! Когда вы снимите карточки с буквами с себя, вы превратитесь в ребят.

Список используемой литературы:

1. Воробьёва, Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика /Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук; под ред. Ф. Салимжанова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). ISBN 978-5-94455-145-0.

2. Лопатина, Людмила Владимировна. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие/Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN5–94033–041–Х.

3. Цвынтарный, Валерий Викторович. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем: научно-популярное издание / В. В. Цвынтарный; под ред. Л. Мартьянова. – Москва: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 63 с. ISBN5-227-01743-3.