"Щелочные металлы. Общая характеристика". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой.

На уроке сочетаются фронтальный, индивидуальный, групповой виды работы учащихся. Каждый вопрос темы обсуждается фронтально или в группах, а затем следует небольшая индивидуальная работа.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трём формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ;
    • повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе);
    • физические и химические свойства металлов.
  • Развивающие:
    • способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умения сравнивать и обобщать;
    • продолжить развитие навыков самообразования: работать с книгой, таблицей, инструкцией, тестом.
  • Воспитательные:
    • продолжить формировать диалектико-материалистического учения;
    • подтвердить на примере изучения данной темы причинно-следственную зависимость, развитие от простого к сложному.

Демонстрации опытов по программе.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока:

– приветствие;
– проверка готовности к уроку учащихся;
– оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд 1);
– знакомство с планом урока (слайд 3).

План урока

  1. История открытия.
  2. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.
  3. Щелочные металлы – простые вещества.
  4. Химические свойства щелочных металлов.
  5. Соединения щелочных металлов.
  6. Природные соединения и применения щелочных металлов.

2. Фронтальный опрос

1. Строение атома.
2. Как определить по периодической системе заряд ядра атома.
3. Распределение электронов в атомах элементов.
4. Как определить число энергетических уровней в атоме.
5. Что такое валентные электроны.
6. Как определить число валентных электронов в атоме.
7. Как изменяется радиус атомов по периоду и группе.
8. Как изменяются восстановительные свойства элементов по периоду и группе.

3. Историческая справка (слайды 4, 5)

Деятельность учителя: краткие пояснения.

4. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы (слайд 6)

Деятельность учителя: постановка исследовательской задачи – выявить общие закономерности в строении атомов щелочных металлов.

Деятельность учащихся: 3-4 мин заполнение таблицы «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д.И.Менделеева» на основе положения элементов в Периодической системе (работа в группах поискового характера).

Название и символ элемента

Заряд ядра атома

Число валентных электронов

Число электронных слоёв

Характерные степени окисления

Li

+3

1

2

0,+1

Na

+11

1

3

0,+1

K

+19

1

4

0,+1

Rb

+37

1

5

0,+1

Cs

+55

1

6

0,+1

Fr

+87

1

7

0,+1

5. Анализ заполнения таблицы

Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в строении атомов щелочных металлов (слайд 7):

– сходство внешнего электронного слоя;
– последовательное изменение атомных радиусов;
– увеличение электронных слоёв атомов;
– радиусы атомов увеличиваются от Li к Fr, следовательно, увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Fr.

Проверь себя (слайд 8) – фронтальная работа с таблицей Менделеева

Деятельность учителя: краткое пояснение об изменении основных свойств элементов в Периодической системе в периодах и группах.
Деятельность учащихся: 2-3 мин фронтальная работа – сравнительная характеристика строения атомов металлов.

Задание: сравните атомы металлов, поставив знаки <, >, = между знаками химических элементов:

а) заряд ядра: Li           Rb,           Na           AL,           Ca           K;
б) число электронных слоёв: Li           Rb,           Na           AL,           Ca           K;
в) число электронов на внешнем уровне: Li           Rb,           Na           AL,           Ca           K;
г) радиус атома: Li           Rb,           Na           AL,           Ca           K;
д) восстановительные свойства атомов: Li           Rb,           Na           AL,           Ca           K.

6. Щелочные металлы – простые вещества (слайды 9, 10)

Деятельность учителя: краткие пояснения, поэтапное обсуждение работы со схемой:

– тип и класс веществ;
– тип кристаллической решётки;
– физические свойства (образцы щелочных металлов);
– химические свойства (демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой).

Деятельность учащихся: работа в группах, конспектирование основных выводов по схеме.

Проверь себя. Слайд 11

Составьте уравнения реакций с кислородом лития и натрия. Расставьте степени окисления, покажите переход электронов. Назовите продукты реакции.

Слайд 12

Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами, назовите продукты реакции:

K + H2 =            Na + Cl2 =
Na + S =            Li + N2 =

Дополните уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности:

Li + H2O =
Na + H2O =
K + H2O =

7. Соединения щелочных металлов (слайды 13, 15)

Деятельность учителя: постановка исследовательской задачи – дать общую характеристику оксидам щелочных металлов.
Деятельность учащихся: работа с учебником в группах, краткое конспектирование материала.

Проверь себя (слайды 14, 16, 17)

Составьте уравнения химических реакций.
Запишите уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений:

натрий ––> Х ––> оксид натрия ––> хлорид натрия

Назовите вещество Х.

8. Распознавание ионов щелочных металлов (слайд 18)

Деятельность учителя: сообщает дополнительную информацию:

– соли щелочных металлов хорошо растворимы в воде (за исключением некоторых солей лития);
– ионы щелочных металлов легко распознаются по окраске пламени: натрий – жёлтое, литий – ярко-малиновое, калий – фиолетовое.

9. Графический диктант (тестовые задания, требующие ответа да или нет)

  1. С увеличением атомной массы активность щелочных металлов увеличивается.
  2. От лития к цезию температура плавления щелочных металлов возрастает.
  3. Щелочные металлы были открыты Д.И.Менделеевым.
  4. На внешнем уровне у всех щелочных металлов 1 электрон.
  5. Соли калия окрашивают пламя в желтый цвет.
  6. При взаимодействии лития с кислородом образуется пероксид.
  7. Соединения щелочных металлов с серой называются сульфиды.
  8. Натрий реагирует с водой, образуя щёлочь.
  9. Оксиды щелочных металлов проявляют основные свойства.
  10. Щелочные металлы хранят под слоем керосина.

Ответы: + – – + – – + + + +

10. Природные соединения натрия и их применение (слайд 19)

Кристаллическая сода – в стекольной, мыловаренной, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности.

Питьевая сода – в хлебопечении, кондитерской промышленности. В медицине используют при различных заболеваниях: при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки. При приёме питьевой соды протекает реакция нейтрализации избыточной соляной кислотой.

Демонстрация опыта.

NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2

Глауберова соль – в качестве слабительного средства.

Поваренная соль – приправа к пище и для консервирования пищевых продуктов.
В медицине:

– 0.9%-й раствор (физиологический раствор) применяют при большой потери крови;
– 3-10%-й раствор применяют в виде компрессов при лечении гнойных ран;
– 2-5%-й раствор назначают во внутрь для промывания желудка при отравлениях нитратом серебра, который при этом превращается в малорастворимый и нетоксичный хлорид серебра.

Демонстрация опыта.

AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl

11. Биологическая роль ионов калия и натрия (слайд 20)

Натрий и калий – жизненно необходимые элементы, постоянно содержатся в организме, участвуют в обмене веществ. Калий – основной внутриклеточный ион, поддерживает работу сердечной мышцы, улучшает работу кишечника, помогает при ревматизме. В организм калий поступает главным образом с растительной пищей. Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 2-3 г ионов калия.
Натрий – главный внеклеточный ион. Входит в состав плазмы крови и лимфы, спинномозговой жидкости, пищеварительных соков, костных тканей. Ежедневная потребность организма в натрии – 1г.

12. Содержание ионов калия в растительной пище (слайд 21)

Наибольшее содержание – зелёный горошек, курага, чернослив, изюм, соя.

13. Решить задачу (слайд 22)

Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги ещё в 1960-х гг., был 0,85%-ный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%. (0.08 моль)

14. Домашнее задание: §48, упр. 1-4 с. 120

15. Подведение итогов урока, выставление оценок