Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой.
На уроке сочетаются фронтальный, индивидуальный, групповой виды работы учащихся. Каждый вопрос темы обсуждается фронтально или в группах, а затем следует небольшая индивидуальная работа.
Цели урока:
- Обучающие:
- дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трём формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ;
- повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе);
- физические и химические свойства металлов.
- Развивающие:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умения сравнивать и обобщать;
- продолжить развитие навыков самообразования: работать с книгой, таблицей, инструкцией, тестом.
- Воспитательные:
- продолжить формировать диалектико-материалистического учения;
- подтвердить на примере изучения данной темы причинно-следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
Демонстрации опытов по программе.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока:
– приветствие;
– проверка готовности к уроку учащихся;
– оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд
1);
– знакомство с планом урока (слайд 3).
План урока
- История открытия.
- Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.
- Щелочные металлы – простые вещества.
- Химические свойства щелочных металлов.
- Соединения щелочных металлов.
- Природные соединения и применения щелочных металлов.
2. Фронтальный опрос
1. Строение атома.
2. Как определить по периодической системе заряд
ядра атома.
3. Распределение электронов в атомах элементов.
4. Как определить число энергетических уровней в
атоме.
5. Что такое валентные электроны.
6. Как определить число валентных электронов в
атоме.
7. Как изменяется радиус атомов по периоду и
группе.
8. Как изменяются восстановительные свойства
элементов по периоду и группе.
3. Историческая справка (слайды 4, 5)
Деятельность учителя: краткие пояснения.
4. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы (слайд 6)
Деятельность учителя: постановка исследовательской задачи – выявить общие закономерности в строении атомов щелочных металлов.
Деятельность учащихся: 3-4 мин заполнение таблицы «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д.И.Менделеева» на основе положения элементов в Периодической системе (работа в группах поискового характера).
Название и символ элемента |
Заряд ядра атома |
Число валентных электронов |
Число электронных слоёв |
Характерные степени окисления |
Li |
+3 |
1 |
2 |
0,+1 |
Na |
+11 |
1 |
3 |
0,+1 |
K |
+19 |
1 |
4 |
0,+1 |
Rb |
+37 |
1 |
5 |
0,+1 |
Cs |
+55 |
1 |
6 |
0,+1 |
Fr |
+87 |
1 |
7 |
0,+1 |
5. Анализ заполнения таблицы
Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в строении атомов щелочных металлов (слайд 7):
– сходство внешнего электронного слоя;
– последовательное изменение атомных радиусов;
– увеличение электронных слоёв атомов;
– радиусы атомов увеличиваются от Li к Fr, следовательно, увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Fr.
Проверь себя (слайд 8) – фронтальная работа с таблицей Менделеева
Деятельность учителя: краткое пояснение об
изменении основных свойств элементов в
Периодической системе в периодах и группах.
Деятельность учащихся: 2-3 мин фронтальная работа
– сравнительная характеристика строения атомов
металлов.
Задание: сравните атомы металлов, поставив знаки <, >, = между знаками химических элементов:
а) заряд ядра: Li Rb, Na AL, Ca K;
б) число электронных слоёв: Li Rb, Na AL, Ca K;
в) число электронов на внешнем уровне: Li Rb, Na AL, Ca K;
г) радиус атома: Li Rb, Na AL, Ca K;
д) восстановительные свойства атомов: Li Rb, Na AL, Ca K.
6. Щелочные металлы – простые вещества (слайды 9, 10)
Деятельность учителя: краткие пояснения, поэтапное обсуждение работы со схемой:
– тип и класс веществ;
– тип кристаллической решётки;
– физические свойства (образцы щелочных металлов);
– химические свойства (демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой).
Деятельность учащихся: работа в группах, конспектирование основных выводов по схеме.
Проверь себя. Слайд 11
Составьте уравнения реакций с кислородом лития и натрия. Расставьте степени окисления, покажите переход электронов. Назовите продукты реакции.
Слайд 12
Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами, назовите продукты реакции:
K + H2 = Na + Cl2 =
Na + S = Li + N2 =
Дополните уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности:
Li + H2O =
Na + H2O =
K + H2O =
7. Соединения щелочных металлов (слайды 13, 15)
Деятельность учителя: постановка
исследовательской задачи – дать общую
характеристику оксидам щелочных металлов.
Деятельность учащихся: работа с учебником в
группах, краткое конспектирование материала.
Проверь себя (слайды 14, 16, 17)
Составьте уравнения химических реакций.
Запишите уравнения реакций, соответствующие
цепочке превращений:
натрий ––> Х ––> оксид натрия ––> хлорид натрия
Назовите вещество Х.
8. Распознавание ионов щелочных металлов (слайд 18)
Деятельность учителя: сообщает дополнительную информацию:
– соли щелочных металлов хорошо растворимы в
воде (за исключением некоторых солей лития);
– ионы щелочных металлов легко распознаются по
окраске пламени: натрий – жёлтое, литий –
ярко-малиновое, калий – фиолетовое.
9. Графический диктант (тестовые задания, требующие ответа да или нет)
- С увеличением атомной массы активность щелочных металлов увеличивается.
- От лития к цезию температура плавления щелочных металлов возрастает.
- Щелочные металлы были открыты Д.И.Менделеевым.
- На внешнем уровне у всех щелочных металлов 1 электрон.
- Соли калия окрашивают пламя в желтый цвет.
- При взаимодействии лития с кислородом образуется пероксид.
- Соединения щелочных металлов с серой называются сульфиды.
- Натрий реагирует с водой, образуя щёлочь.
- Оксиды щелочных металлов проявляют основные свойства.
- Щелочные металлы хранят под слоем керосина.
Ответы: + – – + – – + + + +
10. Природные соединения натрия и их применение (слайд 19)
Кристаллическая сода – в стекольной, мыловаренной, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности.
Питьевая сода – в хлебопечении, кондитерской промышленности. В медицине используют при различных заболеваниях: при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки. При приёме питьевой соды протекает реакция нейтрализации избыточной соляной кислотой.
Демонстрация опыта.
NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2
Глауберова соль – в качестве слабительного средства.
Поваренная соль – приправа к пище и
для консервирования пищевых продуктов.
В медицине:
– 0.9%-й раствор (физиологический раствор)
применяют при большой потери крови;
– 3-10%-й раствор применяют в виде компрессов при
лечении гнойных ран;
– 2-5%-й раствор назначают во внутрь для
промывания желудка при отравлениях нитратом
серебра, который при этом превращается в
малорастворимый и нетоксичный хлорид серебра.
Демонстрация опыта.
AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl
11. Биологическая роль ионов калия и натрия (слайд 20)
Натрий и калий – жизненно необходимые
элементы, постоянно содержатся в организме,
участвуют в обмене веществ. Калий – основной
внутриклеточный ион, поддерживает работу
сердечной мышцы, улучшает работу кишечника,
помогает при ревматизме. В организм калий
поступает главным образом с растительной пищей.
Взрослый человек должен в сутки потреблять с
пищей 2-3 г ионов калия.
Натрий – главный внеклеточный ион. Входит в
состав плазмы крови и лимфы, спинномозговой
жидкости, пищеварительных соков, костных тканей.
Ежедневная потребность организма в натрии – 1г.
12. Содержание ионов калия в растительной пище (слайд 21)
Наибольшее содержание – зелёный горошек, курага, чернослив, изюм, соя.
13. Решить задачу (слайд 22)
Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги ещё в 1960-х гг., был 0,85%-ный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%. (0.08 моль)
14. Домашнее задание: §48, упр. 1-4 с. 120
15. Подведение итогов урока, выставление оценок