ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История спортивного бального танца богата многочисленными и фееричными турнирами. Уже больше века спортивные бальные танцы волнуют нас своими фигурами и незабываемой техникой танцоров. Последние годы интерес к бальным танцам проявился и на российском телевидении в программе «Танцы со звездами» (Приложение 1).
Данная программа «Танцевальная карусель» является адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программой программы «Воспитание танцем» и предназначена в основном для детей коренной национальности, но может быть использована в любых детских коллективах.
В процессе реализации авторской программы «Воспитание танцем» выявились её сильные и слабые стороны. Несомненно, программа, отвечает цели программы — создает условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца, развивает посредством музыкально-ритмического тренинга внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов. Что подтвердили тестирования и анализ в рамках НОУ проведенных учащимися школы Гайнановым Русланом (6а класс) в 2009-2010 уч. г. и Кузиной Лидией (7а класс) в 2010-2011 уч. г.
Выполнены главные отличительные особенности программы: подготовлены инструктора танца, в рамках программы организованно массовое танцевальное движение в школе. На начало 2011-2012 уч. г. бальными танцами занималось свыше 140 детей. Добрая половина детей в школе получило в той или иной степени психомоторное развитие. Дети стали сами придумывать и ставить танцы.
Наряду с выше изложенным, программа имеет ряд недостатков. Программа сильно перегружена по объему и выполнима только с очень большой степенью переработки по часам. Программа подразумевает работу не одного преподавателя дополнительного образования, а всего коллектива школы, в первую очередь заместителя по воспитательной работе и классных руководителей задействованных классов. Уровень сложности и объем программы неоправданно велик. В силу этого программа становится громоздкой и трудновыполнимой в условиях общеобразовательных школ крайнего севера. Сказывается также оторванность от соревновательного процесса в рамках
Федерации танцевального спорта России. В связи с этим назрели необходимые изменения и адаптация её к условиям работы в общеобразовательных школах крайнего севера:
- акцент в работе с группами делать не на массовость и соревновательный процесс в рамках спортивного бального танца, а на развитие профессионального мастерства эстрадного танца на основе латиноамериканских танцев (латина соло);
- подготовку инструкторов танца перепрофилировать с подготовки танцоров по классу начинающих в рамках спортивного бального танца на постановку эстрадного танца в свободной манере;
- итоги работы и мониторинг проводить не по результатам соревнований в рамках спортивного бального танца, а по итогам показательных выступлений полугодовых и годовых выступлений.
Цель программы:
Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.
Обучающие:
- Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
- Формирование нравственно-эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
- Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.
Воспитательные:
- Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
Основные отличия:
- Развитие творческих способностей ребенка посредством импровизационных постановок и создания своих собственных танцев с постановкой их среди коллектива сверстников.
- Комплексный подход к содержанию воспитательного процесса.
Программа включает в себя три курса обучения. Общее количество часов на каждый год обучения: 324 часа.
Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические принципы:
- уважение к личности ребенка;
- признание права ребенка на ошибку;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца. Для занятий необходим танцевальный зал с оборудованием для работы над классическим станком или сцена, а также технические средства.
Параметры танцевальных композиций
Координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы:
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора упражнений в соответствии с музыкальным ритмом:
- быстрый бег – 160 ударов в минуту (у. м.);
- подскоки, галоп – 120-150 у. м.;
- маховые движения – 80-90 у. м.;
- наклоны – 70 у. м.;
- повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у. м.
Определение сложности музыкально-ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом. Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.
Ключевые определения танцевальных движений (Приложение 2)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы работы:
I. Индивидуальная.
Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночного танцевания. Индивидуальная наработка техники правильного танцевания.
II. Работа в группе.
Отработка композиций ансамблевого исполнения фристайл.
Программа «Танцевальная карусель» – это
сочетание развития индивидуальных
исполнительских и творческих способностей с
представлением их на суд публики и оценочной
комиссии два раза в год (полугодовые и годовые
итоговые выступления).
Итоговый зачет после трех лет обучения
проводится по итоговому годовому выступлению и
оценке представленной авторской композиции на
свободную тему.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям, умениям воспитанников школы танца (Приложение 3)
Оценка и контроль результатов школы танца
Эффективность обучения школы танца (Приложение 4)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение 5)
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ ТАНЦА (Приложение 6)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы основывается на
материалах учебника: «Бальные танцы», Т.А.
Лисицкая., М.– Просвещение, 1997.
«Техника исполнения европейских и
латиноамериканских танцев», Имперское общество
учителей танцев, – Лондон, 1996.
Ресурсное обеспечение:
- программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца: хореографа, тренера спортивного бального танца;
- для занятий необходим паркетный зал размерами не менее 8х10 м (или спортивный зал);
- технические средства: музыкальный центр, телевизор, компьютер, плеер CD, DVD, CD, DVD диски с записями музыкальных произведений, аудиокассета, видеокамера;
- наградной фонд (согласно табеля наград для поощрения на каждом этапе программы);
Требования к подбору музыкальных произведений:
– музыкальное произведение должно иметь ярко выраженный ритмический рисунок исполняемого танца. Подбор музыкальных произведений в разделе «Европейские танцы» и в разделе «Латиноамериканские танцы» производится в соответствии с правилами, принятыми в ФСТ России:
- ярко выраженный ритмический рисунок;
- темп музыкальных произведений:
Медленный вальс – 29 тактов в минуту (т.м.)
Венский вальс – 60 т.м.
Квикстеп – 50-52 т.м.
Медленный фокстрот – 29 т.м.
Танго – 32 т.м.
Самба – 50 т.м.
Ча-ча-ча – 32 т.м.
Румба – 25 т.м.
Посодобль – 60 т.м.
Для работы в школе танца педагог совместно с инструкторами анализирует для каждой группы следующие параметры танцевальной композиции:
- координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы;
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора музыки:
- быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
- подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
- маховые движения – 80-90 у.м.;
- наклоны – 70 у.м.;
- повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.
Определение сложности музыкально – ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом.
Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.
В объединении могут заниматься дети от 7 до 18 лет. Набор обучающихся свободный.
Занятия проводятся три раза в неделю. Программа включает три курса обучения. Общее количество часов на каждый год обучения: 324 часа.
Первый год обучения – 324 часа
Предполагает развитие ритмики на основе ритма и стиля танцев в стиле Рэп, Латин-бит. Развитие эмоциональности и артистичности на основе игровых и постановочных танцев первого уровня сложности.
Второй год обучения – 324 часа
Предполагает развитие навыков исполнительского мастерства танцора на основе латиноамериканской программы соло.
Третий год обучения – 324 часа
Предполагает знакомство с европейской
программой спортивного бального танца и
преобретение опыта постановки этюдов и
постановочных танцев в группе сверстников.
В период обучения ребят по дополнительной
образовательной программе планируется уделить
пристальное внимание сохранности контингента
инструкторов и школы танца.
Для каждого года обучения разработаны
требования к знаниям и умениям, а также
оценочно-результативный блок, позволяющий
оценить:
- эффективность обучения по дополнительной образовательной программе;
- уровень личностного развития воспитанников.
Оценка проводится по бальной системе и заносится в сводную таблицу достижений.
Основные формы работы с детьми:
I. Индивидуальная.
Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночного танцевания. Индивидуальная наработка техники правильного танцевания.
II. Работа в группах
Отработка композиций ансамблевого исполнения в том числе в рамках программы формейшен.
методы:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:
- Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.
- Мониторинг уровня личностного развития.
- Мониторинг участия воспитанников в конкурсах различного уровня по профилю объединения.
Уровень личностного развития ребенка
Критерии:
- Трудолюбие (1-3 год обучения)
- Социальная воспитанность (1-3 год обучения)
Периодичность: октябрь, декабрь, февраль, апрель/
Метод: наблюдение, беседа, 3 бальная система, заполняется таблица.
Трудолюбие:
3 – проявляет упорство в достижении
результатов по освоению танцевальной программы
2 – добросовестно выполняет поставленные задачи
по наработке техники исполнения танцевальной
программы
1 – не допускает пропуска занятий по
неуважительной причине
0 – допускает пропуски занятий по неуважительной
причине
Социальная воспитанность:
3 – поддерживает хорошие отношения в
коллективе. Уважительное отношение в паре
помогает достижению спортивных результатов
2 – поддерживает хорошие отношения в коллективе
1 – на уроках ведет себя спокойно и внимательно
0 – отношения в коллективе и в паре мешают
достижению результатов по освоению программы
конкурсных танцев
Таблица достижений заполняется в конце каждого года обучения
Сводная таблица уровня личностного развития ребенка (Приложение 7)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога:
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург 1997 г.
- Васильева М.– Рождественская Историко-бытовой танец. Москва. 1963 г.
- Волынский А. Книга ликований: Азбука классического танца. М., 1999г
- Жак-Далькроз Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство» 1922г.
- Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера // Медный всадник, 2001, №7.
- Лисицкая Т.А. «Бальные танцы». М.– Просвещение, 1997г.
- Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. Москва. Знание, 1987г.
- Пенкин В.В., Ядрышникова О.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание танцем» Яр-сале, 2008.
- «Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев». Имперское общество учителей танцев. Лондон 1996г.
- Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., 2001.
- Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд.3-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999.– 196с.
- Энциклопедия «Балет» Советская Энциклопедия. М. – 1981г.
Литература для учащихся:
- Альманах «Апология танца», №1., №4, №9 – 1997г; №7.,№9,№10 – 1999г;
- Современные бальные танцы. №5., №7, №9 – 2000 г; №7.,№9,№11 – 2003г;
- Современные бальные танцы. №1., №3, №9 – 2005 г; №7.,№9,№10 – 2006г