Адаптированная модифицированная программа дополнительного образования "Танцевальная карусель"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История спортивного бального танца богата многочисленными  и фееричными турнирами. Уже больше века спортивные бальные танцы волнуют нас своими фигурами и незабываемой техникой танцоров. Последние годы интерес к бальным танцам проявился и на российском телевидении в программе «Танцы со звездами» (Приложение 1).

Данная программа «Танцевальная карусель» является адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программой программы «Воспитание танцем» и предназначена в основном для детей коренной национальности, но может быть использована в любых детских коллективах.

В процессе реализации авторской программы «Воспитание танцем» выявились её сильные и слабые стороны. Несомненно, программа, отвечает цели программы — создает условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца, развивает посредством музыкально-ритмического тренинга внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов. Что подтвердили тестирования и анализ в рамках НОУ проведенных учащимися школы Гайнановым Русланом (6а класс) в 2009-2010 уч. г. и Кузиной Лидией (7а класс) в 2010-2011 уч. г.

Выполнены главные отличительные особенности программы: подготовлены инструктора танца, в рамках программы организованно массовое танцевальное движение в школе. На начало 2011-2012 уч. г. бальными танцами занималось свыше 140 детей. Добрая половина детей в школе получило в той или иной степени психомоторное развитие. Дети стали сами придумывать и ставить танцы.

Наряду с выше изложенным, программа имеет ряд недостатков. Программа сильно перегружена по объему и выполнима только с очень большой степенью переработки по часам. Программа подразумевает работу не одного преподавателя дополнительного образования, а всего коллектива школы, в первую очередь заместителя по воспитательной работе и классных руководителей задействованных классов. Уровень сложности и объем программы неоправданно велик. В силу этого программа становится громоздкой и трудновыполнимой в условиях общеобразовательных школ крайнего севера. Сказывается также оторванность от соревновательного процесса в рамках

Федерации танцевального спорта России. В связи с этим назрели необходимые изменения и адаптация её к условиям работы в общеобразовательных школах крайнего севера:

  • акцент в работе с группами делать не на массовость и соревновательный процесс в рамках спортивного бального танца, а на развитие профессионального мастерства эстрадного танца на основе латиноамериканских танцев (латина соло);
  • подготовку инструкторов танца перепрофилировать с подготовки танцоров по классу начинающих в рамках спортивного бального танца на постановку эстрадного танца в свободной манере;
  • итоги работы и мониторинг проводить не по результатам соревнований в рамках спортивного бального танца, а по итогам показательных выступлений полугодовых и годовых выступлений.

Цель программы:

Создать условия для развития личностного и творческого потенциала ребенка через культуру музыкально-ритмических движений, культуру спортивного бального танца.

Обучающие:

  • Развитие у воспитанников посредством музыкально-ритмического психотренинга следующих психических процессов: внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
  • Формирование нравственно-эстетических знаний, художественно-пластических умений и развитие психомоторных навыков.

Развивающие:

  • Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность.
  • Развитие у детей музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.

Воспитательные:

  • Обогащение духовного мира ребенка, его личностных ценностей.

Основные отличия:

  • Развитие творческих способностей ребенка посредством импровизационных постановок и создания своих собственных танцев с постановкой их среди коллектива сверстников.
  • Комплексный подход к содержанию воспитательного процесса.

Программа включает в себя три курса обучения. Общее количество часов на каждый год обучения: 324 часа.

Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические принципы:

  • уважение к личности ребенка;
  • признание права ребенка на ошибку;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

методы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

Программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца. Для занятий необходим танцевальный зал с оборудованием для работы над классическим станком или сцена, а также технические средства.

Параметры танцевальных композиций

Координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы:

  • объем движений;
  • переключаемость движений;
  • интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора упражнений в соответствии с музыкальным ритмом:

  • быстрый бег – 160 ударов в минуту (у. м.);
  • подскоки, галоп – 120-150 у. м.;
  • маховые движения – 80-90 у. м.;
  • наклоны – 70 у. м.;
  • повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у. м.

Определение сложности музыкально-ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом. Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.

Ключевые определения танцевальных движений (Приложение 2)

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы работы:

I. Индивидуальная.

Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночного танцевания. Индивидуальная наработка техники правильного танцевания.

II. Работа в группе.

Отработка композиций ансамблевого исполнения фристайл.

Программа «Танцевальная карусель» – это сочетание развития индивидуальных исполнительских и творческих способностей с представлением их на суд публики и оценочной комиссии два раза в год (полугодовые и годовые итоговые выступления).
Итоговый зачет после трех лет обучения проводится по итоговому годовому выступлению и оценке представленной авторской композиции на свободную тему.

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям воспитанников школы танца (Приложение 3)

Оценка и контроль результатов школы танца

Эффективность обучения школы танца (Приложение 4)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение 5)

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ ТАНЦА (Приложение 6)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника: «Бальные танцы», Т.А. Лисицкая., М.– Просвещение, 1997.
«Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев», Имперское общество учителей танцев, – Лондон, 1996.

Ресурсное обеспечение:

  • программа предназначена для работы педагога, имеющего специализированные знания в области ритмики и танца: хореографа, тренера спортивного бального танца;
  • для занятий необходим паркетный зал размерами не менее 8х10 м (или спортивный зал);
  • технические средства: музыкальный центр, телевизор, компьютер, плеер CD, DVD, CD, DVD диски с записями музыкальных произведений, аудиокассета, видеокамера;
  • наградной фонд (согласно табеля наград для поощрения на каждом этапе программы);

Требования к подбору музыкальных произведений:

– музыкальное произведение должно иметь ярко выраженный ритмический рисунок исполняемого танца. Подбор музыкальных произведений в разделе «Европейские танцы» и в разделе «Латиноамериканские танцы» производится в соответствии с правилами, принятыми в ФСТ России:

  • ярко выраженный ритмический рисунок;
  • темп музыкальных произведений:

Медленный вальс – 29 тактов в минуту (т.м.)
Венский вальс – 60 т.м.
Квикстеп – 50-52 т.м.
Медленный фокстрот – 29 т.м.
Танго – 32 т.м.
Самба – 50 т.м.
Ча-ча-ча – 32 т.м.
Румба – 25 т.м.
Посодобль – 60 т.м.

Для работы в школе танца педагог совместно с инструкторами анализирует для каждой группы следующие параметры танцевальной композиции:

  • координационная сложность движений применительно к достигнутому уровню сложности конкретной группы;
  • объем движений;
  • переключаемость движений;
  • интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 ударов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений для подбора музыки:

  • быстрый бег – 160 ударов в минуту (у.м.);
  • подскоки, галоп – 120-150 у.м.;
  • маховые движения – 80-90 у.м.;
  • наклоны – 70 у.м.;
  • повороты, наклоны, растягивания – 40-60 у.м.

Определение сложности музыкально – ритмических композиций, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка и группы в целом.

Динамика развития композиционных программ должна строго соблюдать принцип «От простого к сложному». Движения вперед в плане усложнения музыкально-ритмических упражнений и танцевальных композиций должно осуществляться только на базе уже освоенного подготовительного материала.

В объединении могут заниматься дети от 7 до 18 лет. Набор обучающихся свободный.

Занятия проводятся три раза в неделю. Программа включает три курса обучения. Общее количество часов на каждый год обучения: 324 часа.

Первый год обучения – 324 часа

Предполагает развитие ритмики на основе ритма и стиля танцев в стиле Рэп, Латин-бит. Развитие эмоциональности и артистичности на основе игровых и постановочных танцев первого уровня сложности.

Второй год обучения – 324 часа

Предполагает развитие навыков исполнительского мастерства танцора на основе латиноамериканской программы соло.

Третий год обучения – 324 часа

Предполагает знакомство с европейской программой спортивного бального танца и преобретение опыта постановки этюдов и постановочных танцев в группе сверстников.
В период обучения ребят по дополнительной образовательной программе планируется уделить пристальное внимание сохранности контингента инструкторов и школы танца.
Для каждого года обучения разработаны требования к знаниям и умениям, а также оценочно-результативный блок, позволяющий оценить:

  • эффективность обучения по дополнительной образовательной программе;
  • уровень личностного развития воспитанников.

Оценка проводится по бальной системе и заносится в сводную таблицу достижений.

Основные формы работы с детьми:

I. Индивидуальная.

Это музыкально-ритмический тренинг в разделе одиночного танцевания. Индивидуальная наработка техники правильного танцевания.

II. Работа в группах

Отработка композиций ансамблевого исполнения в том числе в рамках программы формейшен.

методы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

  • Мониторинг уровня профессионального мастерства воспитанника.
  • Мониторинг уровня личностного развития.
  • Мониторинг участия воспитанников в конкурсах различного уровня по профилю объединения.

Уровень личностного развития ребенка

Критерии:

  • Трудолюбие (1-3 год обучения)
  • Социальная воспитанность (1-3 год обучения)

Периодичность: октябрь, декабрь, февраль, апрель/

Метод: наблюдение, беседа, 3 бальная система, заполняется таблица.

Трудолюбие:

3 – проявляет упорство в достижении результатов по освоению танцевальной программы
2 – добросовестно выполняет поставленные задачи по наработке техники исполнения танцевальной программы
1 –  не допускает пропуска занятий по неуважительной причине
0 – допускает пропуски занятий по неуважительной причине

Социальная воспитанность:

3 – поддерживает хорошие отношения в коллективе. Уважительное отношение в паре помогает достижению спортивных результатов
2 – поддерживает хорошие отношения в коллективе
1 – на уроках ведет себя спокойно и внимательно
0 – отношения в коллективе и в паре мешают достижению результатов по освоению программы конкурсных танцев

Таблица достижений заполняется в конце каждого года обучения

Сводная таблица уровня личностного развития ребенка (Приложение 7)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога:

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург 1997 г.
  2. Васильева М.– Рождественская Историко-бытовой танец. Москва. 1963 г.
  3. Волынский А. Книга ликований: Азбука классического танца. М., 1999г
  4. Жак-Далькроз Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство» 1922г.
  5. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера // Медный всадник, 2001, №7.
  6. Лисицкая Т.А. «Бальные танцы». М.– Просвещение, 1997г.
  7. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. Москва. Знание, 1987г.
  8. Пенкин В.В., Ядрышникова О.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание танцем» Яр-сале, 2008.
  9. «Техника исполнения европейских и латиноамериканских танцев». Имперское общество учителей танцев. Лондон 1996г.
  10. Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., 2001.
  11. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд.3-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999.– 196с.
  12. Энциклопедия «Балет» Советская Энциклопедия. М. – 1981г.

Литература для учащихся:

  1. Альманах «Апология танца», №1., №4, №9 – 1997г; №7.,№9,№10 – 1999г;
  2. Современные бальные танцы. №5., №7, №9 – 2000 г; №7.,№9,№11 – 2003г;
  3. Современные бальные танцы. №1., №3, №9 – 2005 г; №7.,№9,№10 – 2006г