Пояснительная записка
C введением ФГОС второго поколения одной из
задач учителя является формирование у
учащихся компонентов учебной деятельности,
«Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и
уметь выполнять все шаги учебной деятельности и
их рефлексию. Сценарий урока раскрывает этапы
формирования учебных действий на уроке физики.
Цели урока:
- Обучающая: закрепить знания о внутренней энергии, видах теплопередачи, познакомить с новыми понятиями: теплоемкость различных веществ
- Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор, умение работать с дополнительной литературой, ориентироваться в мире физики и природы, развивать умение применять знания по физике в повседневной жизни, прививать интерес к предмету
- Воспитывающая: создавать условия для ведения диалога, воспитания любознательности, умения отстаивать своё мнение, самостоятельно добывать знания.
Возраст: 8-й класс (13 лет).
Время работы: 1 урок (40 минут).
Обеспечение: мультимедийная доска, климатическая карта России, учебник, таблица удельной теплоемкости веществ
ЗУНы, необходимые для создания проекта: учащиеся должны знать виды теплопередачи; иметь коммуникативные навыки, обладать навыками самостоятельного сбора информации и уметь оформлять проект.
Предполагаемые приращения
ЗУНы (новое содержание): учащиеся учатся
систематизировать новые знания о теплоемкости
вещества; приобретают навыки работы с табличными
данными, климатической картой и дополнительной
литературой.
Новые практические приемы: обобщающие
представления, понятия, знания; значение
удельной теплоемкости при выборе строительства
жилища в различных климатических условиях
Развитие навыков: самостоятельная работа с
источниками, инструментами, технологиями,
самостоятельное применение решений
коммуникативных умений и навыков, умение
самостоятельной мыслительной деятельности,
умение самоанализа и рефлексии. Воспитание
толерантности. Расширение кругозора.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Форма урока: частично-поисковый, исследовательский; по способу подачи школьникам учебной информации – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.
План урока:
№ | Этапы создание проекта | Приемы и методы | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | Сообщение учителя. | 1 |
2 | Планирование | Создание проблемы, беседа с учащимися, запись на доске. | 3-4 |
3 | Проведение опыта | Практическая робота учащихся | 5-7 |
4 | Физ. минутка | Игра «Температурный график» | 2 |
5 | Защита, обобщение и выводы | Выступление учащихся, защита проектов | 15-17 |
6 | Рефлексия | Взаимопроверка и самопроверка знаний | 3-5 |
7 | Итог урока | Сообщение учителя. | 2 |
8 | Домашнее задание | Сообщение учителя, действие учащихся. | 1-2 |
Деятельность учителя и ученика в процессе урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 | Сообщение учителя запись темы на доске. | Восприятие, запись в тетради. |
2 | Сообщение учителя начало ролевой игры. | Практическая работа, работа с конспектом, изучение нормативных документов. |
3 | Вопросы классу. Сообщение проблемы. | Выявление проблемы. |
4 | Ответы на вопросы, индивидуальная работа с группами, предоставление дополнительного материала. | Совместный анализ (мозговой штурм), обсуждение альтернативных решений, консультация с учителем, работа с дополнительной информацией и материалом, создание и оформление проектов. |
5 | Прослушивание проектов, вопросы группам. | Защита проектов |
6 | Комментирование проектов, вопрос о различной теплоемкости веществ, объявление оценок. | Ответы на вопросы, самооценка, взаимопроверка и оценивание работы |
7 | Объяснение. | Запись в дневниках, ответ на вопрос учителя. |
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
2. Мотивации к учебно-познавательной деятельности:
1. Вступление.
Сообщение цели урока, выбор транспорта на котором совершим путешествие.
2. Покупка билетов
Учащимся раздаются карточки с заданием “Продолжить фразу”, которое выполняется в парах.
Билеты
Явление передачи внутренней энергии от одного
тела к другому или от одной его части к другой
называется … (теплопроводность)
Процесс изменения внутренней энергии без
совершения работы над телом или самим телом
называется … (теплопередача)
Внутреннюю энергию тела можно измерить двумя
способами: … (совершив над телом работу,
теплопередачей)
Энергия, которую получает или теряет тело при
теплопередаче, называется … (количество
теплоты)
Виды теплопередачи … (теплопроводность,
конвекция, излучение)
Учитель: Наш сегодняшний урок пройдёт
в форме путешествия по нашей необъятной Родине.
Перед вами климатическая карта России. Давайте
перечислим какие климатические зоны есть на этой
территории. (Пречисляют…). Нашими помощниками и
гидами сегодня будут строители-проектировщики
из числа местного населения разных районов
страны. Которые расскажут нам о причинах выбора
того или иного материала при строительстве
жилища. Хочу сразу сказать, что домашним
заданием для всех путешественников станет
составление отчёта о ходе экскурсии. Так что,
делайте необходимые записи по ходу вашего
путешествия в ваших дневниках путешественников.
Новой информации для всех сегодня будет много.
Раз вы путешественники, то должны уметь
разогревать пищу. И мы сейчас проведем опыт. К
лаборантским столикам прошу выйти по 1 человеку с
каждого ряда. Возьмем два одинаковых сосуда и,
налив в один из них воду массой 200 г, а в другой –
растительное масло массой 200 г, начнем их
нагревать с помощью одинаковых горелок до 300С.
Двое выполняют опыт, а третий наблюдает за
показаниями термометров и чистотой
эксперимента. Мы увидим, что масло нагревается
быстрее. Чтобы нагреть воду и масло до одной и той
же температуры, воду следует нагревать дольше. Но
чем дольше мы нагреваем воду, тем большее
количество теплоты она получает от горелки.
Таким образом, для нагревания одной и той же
массы разных веществ до одинаковой температуры
требуется разное количество теплоты. Количество
теплоты, необходимое для нагревания тела,
зависит от рода вещества, из которого состоит это
тело.
Так, например, чтобы увеличить на 1 °С температуру
воды массой 1 кг, требуется количество теплоты,
равное 4200 Дж, а для нагревания на 1° С такой же
массы подсолнечного масла необходимо количество
теплоты, равное 1700 Дж.
Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для нагревания 1 кг вещества на 1 °С, называется удельной теплоемкостью этого вещества.
У каждого вещества своя удельная теплоемкость. Обозначается она латинской буквой с, а измеряется в джоулях на кило-грамм-градус (Дж/(кг°С) ): с – удельная теплоемкость.
Удельные теплоемкости некоторых веществ можно найти в таблице
Из таблицы, например, видно, что удельная
теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг°С). Это число
показывает, что для нагревания 1 кг свинца на 1 °С
требуется количество теплоты, равное 140 Дж. Точно
такое же (по модулю) количество теплоты будет
выделено этой массой свинца при его охлаждении
на 1 °С.
Физминутка
Прочтите график и выполните физические
упражнения:
Итак, мы пускаемся в путешествие и попадаем
на крайний север. И встречаем наших первых гидов (проект
готовят – 3 учащихся
1 – готовит презентацию
2 – рассказывает путешественникам об
особенностях постройки и удельной теплоемкости
используемого материала
3 – изготавливает макет исследуемого жилища)
Защита проекта по постройке жилища чукчей – иглу. А так же уменьшенную ее копию – изготовленную модель.
Учитель: А мы двигаемся дальше и попадаем в Поморье Архангельская область. Там жилища тоже не простые избы. Они больше похожи на избушку на курьих ножках. А почему давайте спросим у наших следующих гидов.
Защита проекта по постройке жилища – изба на столбах и ее модели.
Учитель: Мы возвращаемся на Алтай и знакомимся с еще одним видом жилища – это юрта. Юрты строили предки многих кочевых алтайских племен. Давайте послушаем наших гидов.
Защита проекта по постройке жилища – юрты и ее модели.
Каждый материал имеет свою удельную теплоемкость, под которой подразумевается то количество тепла, которое необходимо затратить, чтобы нагреть 1 кг данного материала на 1°
Лед – 2,7
Дерево – 1,6
Войлок – 1,7
– Что это означает?
Рефлексия.
Учитель: Что нового мы сегодня узнали?
1. Способность материалов воспринимать и удерживать в себе тепло называется теплоемкостью.
2. Каждый материал имеет свою удельную теплоемкость, под которой подразумевается то количество тепла, которое необходимо затратить, чтобы нагреть 1 кг данного материала на 1°.
– Какие рекомендации вы можете дать при выборе материала для постройки и виде жилища? (Учащиеся перечисляют)
– Прошу оценить свою работу на уроке, ведение дневника путешественника. А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и оцените его работу.
VI.Заключительный этап
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
– Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо.