Цель:
Познание:
- продолжать знакомить с русским кружевом – народным промыслом; продолжать знакомить детей с разными видами элементов и композиционным построением узоров, характерных для вологодских кружев. Воспитывать эстетичное отношение к изделиям народных мастеров;
Художественное творчество: Рисование
- научить новой технике – рисование манной крупой; развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов; воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал. Упражнение “Клубочек” цель – сплочение детей.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас!
У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди – мастера!
(дети рассматривают выставку)
Воспитатель. Как называются эти изделия?
Воспитатель: Ребята, а из чего сделаны эти вещи и чем?
Дети: Вещи связаны из ниток крючком.
Воспитатель: Какие изделия можно связать крючком?
Дети: Салфетки, платки, шапочки, кофточки, шляпки, платья и т.д.
Воспитатель: А как называют мастериц, которые плетут кружева?
Дети: Кружевницами.
Воспитатель: Эти изделия сделаны руками человека. А вы в природе встречали похожие узоры?
Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Кружевную. Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Давным – давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретёна. И умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а прямо из воздуха сплетены. Передала она своё мастерство кружевоплетения детям и внукам. Начинали учить девочку плести кружева с пяти лет. Сначала выплетала она простую тесьму. Каждый новый узор становился всё сложнее и сложнее. А образцы для составления узоров кружевницы находили в окружающей их природе – в лесу, в поле, на реке. И появлялись на кружевах “ёлочки” и “рыбки”, “цветочки” и “паутинки”. Со старанием приходило и умение. Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей.
В России ребята, почти в каждой области или крае есть свои кружева.
Давайте их посмотрим (показ кружев)
Ребята посмотрите это рязанские кружева. Ярославские и московские.
Но центром кружевной промышленности в России является город Вологда. Именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках – коклюшках. Сегодня к нам пришла посылка из Вологды.
(открывает, достаёт кассету для просмотра)
1-й слайд - посмотрите, какое красивое и необычное кружево!
Плетут его в городе Вологда.
2-й слайд - Это старинный русский город расположен среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Так возникло кружевоплетение. Раньше это был тяжелый труд. Были небольшие мастерские, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушки пели и плели кружева. Кружева пришивали к одежде, ими украшали белье, жилые интерьеры. Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником. Она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.
3-й слайд – самый молодой музей страны, созданный в ноябре прошлого года, национальный Музей кружева в городе Вологде. Неудивительно, что единственный в стране Музей кружева возник именно в этом северном городе, ведь народный промысел "Вологодское кружево" – это гордость России. Популярность изделий вологодских мастериц известно даже за границей . Эти белоснежные плетеные узоры стали называть "застывшими красками северной зимы". Вологодские кружева действительно очень похожи на фантастические ледяные узоры, которые появляются на окнах в морозные дни. И вот теперь история кружевного промысла, лучшие работы вологодских мастериц представлены в музее.
4-й слайд – кружевница (стишок)
5-й слайд - Как вы думаете, что для работы могло понадобиться мастерицам, чтобы сплести такое чудесное кружево?
Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика.
На плотный валик прикрепляют рисунок, который в виде точек линий нанесен на плотную бумагу или картон, т.к.он много раз употребляется в работе.
Нитки при плетении используют самые разнообразные: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, белые и цветные
Мотивы рисунков самые разные. Посмотрите, может какие-то вы узнали? Верно, это разнообразные звери, предметы окружающего мира (люди, деревья, дома т.д.) изображают солнце, птиц.
Узоров вологодских кружева
Украсят кофты, скатерти, салфетки
И создают руками мастера
Из белой тонкой нити эти чудеса.
Кружевница, как в твоих руках
Волшебной сказки ниточки играют.
Мы говорим на разных языках
Но красота нас всех объединяет!
Смотрите, здесь ещё и письмо...(читает)
Здравствуйте ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Кружевницы.
Поможем кружевницам – мастерицам?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте теперь настроимся на работу!
Физминутка
Воспитатель: Но как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Поэтому я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом – с помощью манной крупы.
(показ на слайдах образцы)
Какие элементы вы узнали на салфетках?
Дети: Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.
Воспитатель: С чего начнёте свою работу? Чем будете рисовать сначала? Дети: Клеем.
Воспитатель: Затем что будете делать?
Дети: Засыплем манкой весь рисунок и придавим его чистым листом.
Воспитатель: Правильно! А лишнюю крупу ссыплем. Скажите ребята, откуда лучше начать плетение?
Дети: Из центра.
Воспитатель: Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача – сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.
(играет русская народная музыка)
Анализ работ
Воспитатель: Дети, как думаете, могут ли ваши работы занять достойное место на ярмарке? Проанализируйте их. Если вы считаете, что работа закончена, положите её в посылку: если работа ещё не готова или в ней надо что-то исправить – оставьте её пожалуйста на столе.
Наше сказочное занятие подошло к концу, вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам запомнилось больше всего, чему вы научились.
До свидания. До следующей встречи.