Мастерская построения знаний "Виват Михайло! Научная лаборатория". 7-й класс

Разделы: Физика, Химия

Класс: 7


Сегодня возникла необходимость в подготовке кадров нового поколения, соответствующих требованиям времени. И основной вопрос здесь состоит в том, что воспитание граждан и подготовку будущих профессионалов необходимо начинать со школьной парты.
Учительская газета

В нашей гимназии ежегодно проходит неделя естественных наук. В 2011/2012 учебном году неделя была посвящена теме: «Живая инновация». Целями недели являлись популяризация и повышение престижа научного знания, развитие у учащихся активного интереса к новаторству, воспитание чувства сопричастности судьбе Родины и ответственности за ее будущее.

В рамках этой недели для учащихся 7 классов были проведены следующие мероприятия:

  1. Посещение музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН (октябрь 2011).
  2. Конференция учащихся 7 и 11 классов «Живая инновация», на которой проходила презентация проектов учащихся, посвященных инноваторам. В том числе, были представлены проектные (групповые) работы учащихся за предыдущие учебные годы (март 2012).
  3. Сбор материала для оформления проекта газеты «Живая инновация» (сентябрь 2011 – март 2012).
  4. Мастерская построения знаний «Виват, Михайло! Научная лаборатория» (апрель 2012).

Мастерская построения знаний позволила учащимся продемонстрировать свою способность сформулировать гипотезу, определить цели и задачи, планируемые результаты, простроить процесс достижения результата, рассчитать ресурс и презентовать собственный результат. Мастерская, посвященная открытиям и изобретениям, имела большой мотивационный потенциал, так как она пробудила у учащихся желание попробовать себя в качестве ученого-инноватора.

ЦЕЛИ МАСТЕРСКОЙ

Обучающие: обеспечить в ходе урока формирование целостной картины мира, обобщить полученные ранее на уроках физики и химии знания о веществах и явлениях, об атомно-молекулярном учении и законе сохранения массы веществ М.В.Ломоносова; сформировать умение формулировать гипотезу, планировать результат, строить процесс достижения результата, планировать и проводить эксперимент, презентовать собственный результат (продукт).

Развивающие: создать условия для развития умений самостоятельного приобретения знаний, формирование опыта творческой деятельности: развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности, умение выделять главное, сравнивать, логически излагать свои мысли.

Воспитывающие: Создать условия для формирования у учащихся потребности в творческой и инновационной деятельности на примере гениальной личности М.В. Ломоносова; для развития социальной активности учащихся через установление межпредметных связей с историей, литературой, физикой, химией, искусством; формирование опыта делового общения.

Вся мастерская построена в соответствии с алгоритмом, описанном в статье И.А. Мухиной «Опыт создания терминологического словаря» [1].

  1. Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
  2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов и представлений. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
  3. Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотетические подходы к их реализации.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса.
  5. Обращение к новой информации и ее обработка.
  6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы и т. п.
  7. Социализация.
  8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

ПОДГОТОВКА К МАСТЕРСКОЙ

За две недели до проведения мастерской учащиеся получают задание: подготовить иллюстрированный материал на тему: «Эпоха Просвещения», а также «Методы изучения природы». Этот материал используется для оформления класса как информационного поля. Занятие проводится в групповой форме. Группы формируются на основе личных симпатий и привязанностей не более 6 человек в группе.

Учителя также готовят информационные листы, которые являются информацией для поиска ответов мастерской.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Презентация «Виват, Михайло! Научная лаборатория».
  • Информационные листы.
  • Иллюстрированный материал.
  • Чистые листы бумаги, ватманы, клей, фломастеры, ножницы.
  • Лабораторное оборудование и химические реактивы.

Продолжительность мастерской составляет 2 урока, занятие проводится без перемены.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I. Организационный момент

Учитель физики: Здравствуйте! Я приветствую всех, кто присутствует на нашем необычном занятии, которое пройдет в жанре творческой мастерской. Ребята, сегодня ваша задача – самостоятельно добывать знания через собственный опыт. Мы – учителя, выступаем в роли координаторов по соответствующим дисциплинам.

Работа выполняется по строгому алгоритму, индивидуально и в группах. Вопросы не задаются. Всю необходимую информацию вы будете получать из так называемых информационных листов, которые находятся на ваших рабочих местах. Обратите внимание на наш класс, он также представляет собой информационное поле.

Сегодня вы пройдете путь ученого, почувствуете себя изобретателями и сможете презентовать свой собственный результат. Для этого вам нужно активно размышлять, фантазировать, выдвигать различные гипотезы и уметь их аргументировать. Свои идеи и соображения вы будете записывать в таблицу, которая перед вами, подпишите ее (см. Приложение 1).

В добрый путь!

II.

Обратите внимание на интерактивную доску (слайд 3), эпиграфом к нашему занятию служат слова А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…

Запишите слова и словосочетания в первую графу таблицы, которые вы считаете важными (ключевыми) в данном стихотворении.

III.

Необходимо записать в первую графу таблицы «Ассоциации» слова и словосочетания, которые приходят на ум, после просмотра следующего отрывка фильма (слайд 4).

Сформулируйте, о чем пойдет сегодня речь? Попробуйте обозначить тему мастерской.

Предлагаю вам информационный лист 1. Какова тема нашей мастерской? После обсуждения результатов внутри группы, афишируйте свой ответ всем участникам мастерской.

IV.

Обратитесь к информационному листу 2. Перед вами отрывок из стихотворения М.В. Ломоносова. О чем идет речь в этом отрывке? Запишите свои предположения во вторую графу таблицы «Гипотеза».

Предлагаю вам следующий информационный лист 3, проверьте свои предположения или сформулируйте новые.

V.

От поэтического образа перейдем к физическому понятию. Что такое северное сияние с точки зрения науки? Запишите свои предположения во вторую графу таблицы «Гипотеза».

Предлагаю вам информационный лист 4, в котором необходимо отметить необходимую информацию. К какому виду физических явлений относится северное сияние? После обсуждения результатов внутри группы, афишируйте свой ответ всем участникам мастерской.

VI.

Переходим к следующему этапу нашей работы. Необходимо записать в первую графу таблицы «Ассоциации» ключевые слова и термины, которые вы услышите, посмотрев фильм (слайд 5). Добавьте свои примеры, которые приходят на ум, вспомнив экскурсию в Кунсткамеру, кабинет М. В. Ломоносова.

Предлагаю вам следующий информационный лист 5 (рисунки), который позволит дополнить таблицу.

Предположите, является ли это новаторством? Ответ запишите в четвертую графу таблицы «Новация».

VII.

Как называется научный труд, в котором впервые были использованы эти понятия. Дайте современное название, записав свое предположение в третью графу таблицы «Название и (или) формулировка научного труда.

Информационный лист № 6 позволит вам проверить свои предположения. А также, ответить на вопрос: какое значение для науки имеет эта теория?

Предположите, является ли это новаторством? Ответ запишите в четвертую графу таблицы «Новация».

VIII.

Какие явления доказывают справедливость атомно-молекулярной теории строения вещества? Запишите свои предположения во вторую графу таблицы «Гипотеза.

Проверьте свои предположения, прочитав информационный лист 7.

IX.

Необходимо провести опыты по наблюдению диффузии. Возьмите информационный лист № 8 «Отчет физической лаборатории». Проведите опыты в соответствии с порядком проведения работы, запишите в отчет свои наблюдения и выводы.

Проведенная вами работа как нельзя лучше подтверждает слова Аристотеля: «Нет ничего в мышлении, чего бы не было в ощущении». Переходим к «химическому» этапу работы.

X.

Учитель химии:

«Я не признаю никакого измышления и никакой гипотезы, какой бы вероятной она ни казалась, без точных доказательств» - это девиз не только Ломоносова, но и других ученых-новаторов, изобретателей. И мы пойдем дальше по этому пути: от опыта через гипотезу к установлению строгой научной теории.

В письме к академику Эйлеру, а затем в статье «Рассуждение о твердости и жидкости тел» он писал: «…Все перемены, в натуре слу­чающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в дру­гом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько ото сну отнимет» (слайд 6).

О каком открытии пишет Ломоносов академику Эйлеру? Запишите свои предположения во вторую графу таблицы «Гипотеза». Обратитесь к информационному полю нашего класса.

XI.

Давайте проверим ваши гипотезы, для этого обратимся к опыту, пройдем путем ученого-экспериментатора. Перед вами оборудование: весы, реактивы и т.д. Разработайте этапы вашего эксперимента. Запишите предполагаемые этапы во вторую графу таблицы «Гипотеза».

XII.

Перед вами информационный лист 9 «Отчет химической лаборатории». Сейчас вы выполните опыты, результаты оформите в отчете на информационном листе.

Оборудование:

1 вариант: весы с гирями, колба, свеча, спички.

2 вариант: весы с гирями, сосуды Ландольта, щелочь, медный купорос.

Цель работы: провести опыт, доказать, что произошла химическая реакция. Определить изменение массы веществ, участвующих в данном процессе.

На основании своего вывода, сформулируйте закон и запишите его в третью графу таблицы «Название или формулировка научного труда».

Предположите, является ли это новаторством. Ответ запишите в четвертую графу таблицы «Новация».

XIII.

Перед вами отрывок из письма М.В.Ломоносова к графу Шувалову (слайд 7).

Необходимо закончить поэтическую фразу. Свой ответ запишите во вторую графу таблицы «Гипотеза».

М.В. Ломоносов. Письмо о пользе…

Довольна чадом мать, доволен им отец –
Прогнали долгу ночь и жар свой погасили
И Солнцу ясному рождение открыли
Но что ж от недр земных родясь произошло?
Любезное дитя, …

Обменяйтесь мнениями. Кто хочет озвучить свой вариант?

XIV.

Предлагаю вам ознакомиться с информационным листом 10. В нем вы найдете ответ на вопрос: о чем это письмо и зачем ученый его пишет? Афишируйте свой ответ остальным участникам мастерской.

Письмо, с одной стороны – это поэзия, т.к. доминирует лирическое одушевление, с другой стороны – официальный документ, прошение, где Ломоносов, как ученый и гражданин России говорит о практической значимости производства стекла для России.

XV.

Посмотрите фильм (слайд 8) и скажите, в чем заключалось новаторство Ломоносова? Допишите новую информацию.

Обменяйтесь мнениями. Кто хочет озвучить свой вариант?

XVI.

Говорить о гениальном человеке можно бесконечно, но время нашего занятия ограничено. Проанализируйте таблицу и выскажите свое мнение о том, что это был за человек. Охарактеризуйте его как личность, в каких областях Ломоносов был новатором? Свои размышления запишите рядом с портретом ученого в таблице.

Ломоносов – человек, в котором органично сочетались его теоретические знания, производственные навыки и организаторские способности, научные и художественные таланты.

XVII.

Перед вами информационный лист 11. Подчеркните в этом тексте главную мысль. Скажите, в настоящее время живет ли дело Ломоносова (новаторство, инноваторство) в современной России. Есть ли у него последователи? Какой путь проходит инноватор? Обменяйтесь мнениями. Кто хочет озвучить свой вариант?

Это путь человека инноватора, необходимый для достижения цели в современном мире. От идеи к научным разработкам до воплощения в реальном продукте. Мы постарались показать этот путь.

Вернемся к эпиграфу (слайд 9). Не кажется ли вам, что вот он путь новатора с точки зрения науки. От каких-то случайных догадок, туманных мыслей до идеи, гипотезы через опыт к открытию.

Вы выдвигали идеи, разрабатывали этапы научной работы. Осталось создать собственный продукт.

XVIII.

Используя материал занятий, анализируя движение собственной мысли, чувства, мироощущения, учащиеся создают творческую работу – коллаж (Примеры работ смотри в Приложении 2).

Литература:

  1. Педагогические мастерские: теория и практика. – СПб. 1998.
  2. «Учительская газета», № 45 от 8 ноября 2011 года, Как вдохновить юных инноваторов, Хочу быть Эдисоном!
  3. Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века: пособие для старшеклассников. – М.: Просвещение, 2009.