Русский фольклор в коррекции речи и воспитании патриотизма у детей с недостатками речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В российской системе дошкольного воспитания давно разработаны и внедрены в практику разнообразные комплексные программы. Но в них воспитание любви к родине и патриотизма обозначено только как задача, а методики нет. В специальных журналах встречается сейчас много практического материала на эту тему. Хотим поделиться своими наработками, тем более, что решая эту задачу, мы параллельно добиваемся хороших результатов и в коррекции речи. Прежде всего, мы решили обратиться к фольклору.

Россия – многонациональное государство и родина для многих. Чтобы считать её своей, необходимо ощутить духовную жизнь народа, понять быт, культуру. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о языке, если хотим воспитывать души, а не только передавать знания.

С полной уверенностью можно сказать, что ни один язык в мире не содержит столько слов и колорита, сколько русский язык межнационального общения. Чтобы пробудить в детях интерес к русской культуре, научить их языку, необходимо самим взрослым быть патриотами, иметь достаточный багаж знаний.

За многие годы мы накопили великолепный материал и умение донести его до детей, а главное, мы убедились в том, что русский фольклор помогает детям с недостатками речи эмоционально раскрыться, освоить родной язык, приобрести умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Сначала мы составили перспективный план организованной познавательной деятельности, праздников, игр. Одновременно работали над предметной развивающей средой.Интерьер помещения выдержан в русском народном стиле, создан интерактивный мини-музей русской избы. Предметы старинного быта – чугунок, ухват, коромысло, деревянные ложки, бутафорская печь с заслонкой, стол с лавками органично вплетаются в детскую игру.

За много лет мы собрали коллекцию матрёшек, кукол в национальных костюмах. Вместе с детьми изучали и сами изготовили кукол, которыми играли наши далёкие предки (куклы-зернушки, крестушки, пеленашки, разные обереги). Чтобы дети могли разобраться в текстах сказок, потешек, игр, мы придумали картинный “толковый” словарик (рисунки серпа, гумна, косы, снопа и др.).

Знакомство с народным творчеством начиналось для детей с песенок, потешек, колыбельных, хороводных игр, закличек, считалок. Через малые фольклорные формы дети получают сведения о трудолюбии, доброте, красоте, учатся уважать друг друга и старших. Напевность, повторы помогают детям лучше услышать, закрепить те или иные звуки родной речи. Чтобы детям запомнить потешки, мы использовали пальчиковые куклы. Это хорошая гимнастика для пальцев рук и упражнение в произношении определённых слов, звуков.

Комплексы гимнастики, потешки, заклички мы подобрали так, чтобы они перекликались по содержанию с лексической темой, тем самым расширяли словарь. Игры с пальчиковыми куклами проводим во время организованной познавательной деятельности, после утренней гимнастики и дневного сна. Благодаря этому приёму дети учатся регулировать силу голоса, совершенствуют умение вести диалог, отвечать на вопросы. Обучение идёт поэтапно: вначале ребёнок действует одной рукой и говорит от имени одного героя, затем – другой, далее дети ведут диалоги в парах и самый сложный этап – ребёнок работает обеими руками и произносит текст за двух персонажей.

В пословицах и поговорках заключён замечательный нравственный, эстетический материал – это жемчужина народной мудрости. Они не велики по объёму, но ёмки по смыслу. Для знакомства с этой формой фольклора мы разработали цикл занятий. При подборе учитывали нравственную ценность, напевность, доступность, чтобы пословицу можно было проверить опытным путём, наблюдением. Очень помогла в этом вовремя приобретённая книга “Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей” издательства ОЛМА Медиа Групп 2010 г.

Если ребёнок не мог найти себе дело, то напоминали: “Скучен день до вечера, если делать нечего”. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Сделал что-то кое-как, говорим: “Поспешишь, людей насмешишь”. Во время общего труда подбадриваем: “Глаза боятся, а руки делают”, “Дело мастера боится”.

К концу пребывания в нашей группе дети, как правило, уже умеют читать, поэтому мы поместили в уголке дежурств пословицу “Делу время, потехе – час”. Именинник читает поговорку “У милого дитяти сто имён”. Поздравляют ребята именинников и столько добрых слов говорят. В такие минуты повышается у ребёнка самооценка, ему хочется поступать только хорошо. Родители имеют возможность узнать много нового из газеты, которая называется “Изба детьми весела”.

Полезным упражнением для детского ума являются загадки. Учим их отгадывать на наглядном материале. Особая ритмичная организация загадок способствует образности речи, обогащению её сравнениями, синонимами, антонимами. Весь картинный материал мы снабдили загадками. Любую лексическую тему интереснее начинать с загадки. Обучение составлению описательных рассказов также удобно начать с загадок. Дети уже сами могут придумать, например: “Рыжая, а не белка, ловкая, а не обезьянка, ловит мышей, а не кошка”.

Русскую народную сказку мы сделали своим помощником. Ежедневно в свободные минуты и на сон грядущий мы рассказываем, читаем, а ещё предлагаем послушать их в исполнении мастеров сцены, под музыку. В сказках заключено богатое содержание – они насыщены языковыми средствами выразительности: сравнениями, эпитетами. Устраиваем конкурсы на лучший рисунок по сказкам. С большим интересом в них участвуют и родители. В итоге из рисунков мы составляем “Большую книгу сказок”. По ней дети легко вспоминают содержание сказки.

По мотивам русских народных сказок вместе с музыкальным руководителем ставим спектакли такие как: “Волк и семеро козлят”, “Царевна – Несмеяна и Емеля” и др. Это длительная, кропотливая работа для всех, но самая интересная. Сказки обучают творчеству, дети сами учатся их сочинять. Используем для этого приём логических заданий. Рассказывая сказку, в определённом месте останавливаемся и предлагаем подумать о том, что же будет дальше. Дети высказывают свои предположения.

Для закрепления знаний об обычаях русского народа используем подвижные игры. Они воспитывают в детях дисциплинированность, умение подчиняться правилам, дают возможность проявить всю гамму чувств: радость, сдержанность, настороженность. Знакомим с игрой и рассказываем, что в одну и ту же игру в разных регионах России играли по-разному. Сравниваем с играми народов Урала.

Нами разработан перспективный план и их алгоритмы для самостоятельного использования. Предпочтение отдаём играм с речевым сопровождением, в которых также отражаются особенности быта и традиции русского народа (“Заря-зарница”, “Гори, гори ясно”). Играя, дети ненавязчиво запоминают обороты, мелодику родной речи. Начать игру помогают считалки. Мы их заучиваем большое количество. Очень нравятся детям считалки с юмором. Весь фольклорный материал, который изучают дети на лексических темах, показываем на фольклорных календарных праздниках: “Осенины”, “Колядки”, “Масленица”.

Воспитываясь на традициях и обычаях народа, ребёнок учится прекрасному, могучему русскому языку, недаром многие классики русской литературы и музыки использовали фольклорные темы. И мы надеемся, что наши усилия оставят добрый след в душах наших воспитанников, позволят заложить основы патриотического воспитания.