Социально-педагогический потенциал технологии лего-конструирования и возможности ее интеграции в различных образовательных областях работы с дошкольниками

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Статья может быть отнесена к разделам: общепедагогические технологии, работа с дошкольниками, преподавание в начальной школе.

В современном обществе произошел переход на новую парадигму образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование личности, способной к самореализации, а активному взаимодействию с другими. Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности.

Как любая система и модель личностно-ориентированная парадигма строится на определенных инновационных подходах и принципах. Наиболее значимые принципы, формирующие личностно-ориентированную парадигму, - индивидуализацию, персонализацию, вариативность, открытость, автономность, интернационализацию, политкультурность, интегративность мы можем отметить при преподавании в начальной школе. Среди перечисленных принципов необходимо отметить важность реализации принципа персонализации. Этот принцип предполагает учет интересов, личного опыта учащихся и обеспечение мотивации обучения. Персонализация тесно переплетается с индивидуализацией, но в отличие от индивидуализации она включает такой элемент как адресность обучения. Персонализация предполагает использование различных технологий, учитывающих способности, интересы и потребности обучающихся. К ним относится введение и апробация следующих инновационных технологий в начальной школе:

  • когнитивно-коммуникативные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, ресурсный круг, монтаж, работа с таблицами, дискуссии, решение проблем и др.) Данные технологии ориентированы на развитие учебно-познавательной компетенции, а уже затем на развитие других компетенций: коммуникативной, филологической; развивают интеллектуальные способности учащихся, формируют их учебно-исследовательские умения.
  • сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.); Данные технологии ориентированы на создание условий активной совместной деятельности учащихся в коллективе для решения разных учебных задач.
  • контролирующие (ведение “Портфолио” - “Моя первая книга” и др.): Этот вид технологий направлен на контроль уровня обученности учащихся, диагностирование затруднений, систематизацию учебного материала и развитие умений и навыков самоконтроля;
  • мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, создание презентаций); Данные технологии направлены на развитие коммуникативной компетенции путем подключения различных каналов запоминания с помощью ТСО;
  • здоровьесберегающие. (Эти технологии направлены на снятие утомляемости, профилактику перегруженности учебного процесса, на создание благоприятной обстановки для обучения).

Разработка новых технологий, их сочетаемость на уроках и интеграция легоконструирования с различными образовательными областями стали важным направлением в деятельности нашего ГБОУ ЦО № 1473 имени Г.А.Тарана с 2003 года. Дошкольники, посещающие группы раннего развития “Надежда” для подготовки к школе, и младшие школьники только начинают осваивать указанные выше технологии. В силу специфики своего возраста данным учащимся легче осваивать азы проектной деятельности, небольшие драматизации и другие аспекты когнитивно-коммуникативной и сотрудничающих технологий через такую технологию как легоконструирование. Легоконструирование влияет на развитие у учащихся конструктивного мышления, что немаловажно в дальнейшем для их интеллектуального роста и успешной социализации школьников.

Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное. Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии). Конструктивная деятельность как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. Использование технологии легоконструирования для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста является великолепной возможностью развивать конструктивное мышление детей в творческой увлекательной форме. Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Средством создания проблемной ситуации для активизации конструктивного мышления является конструктивная деятельность. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов, в том числе современных кубиков ЛЕГО. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т.д.)

Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части -детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Выделяют такие виды конструирования:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по модели;

3) конструирование по замыслу;

4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6) конструирование по теме;

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего --- к частям ---- к общему.

Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:

  • наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
  • обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей конструктивного мышления.

Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества, способствующих успешной социализации дошкольников и младших школьников (энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение).

Следует также отметить, что одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Ученик не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей, и явлений, процессах и связях между ними.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

  • Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
  • Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира.
  • В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом.

В нашей работе для формирования основных знаний в начальной школе мы определили следующий спектр интеграции учебных предметов: английский язык - легоконструирование, информатика-легоконструирование, русский язык-легоконструирование, изобразительное искусство, художественный труд – легоконструирование, окружающий мир – легоконструирование, литературное чтение - легоконструирование и др. Необходимо также отметить возможности использования работы с легоконструктором в ГПД.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом интеграции предметов легоконструирование – английский язык в работе с дошкольниками.

Одной из главных целей, которые ставит перед собой учитель иностранного языка – это формирование основ коммуникативной компетенции, то есть минимального уровня владения иностранным языком, который позволит учащимся осуществить иноязычное общение в различных ситуациях. Основные задачи, поставленные для реализации данной цели для дошкольников, это:

  • Развитие личностных качеств учащихся: коммуникабельности, способности к социальному взаимодействию, самостоятельности, ответственности и др.;
  • Создание мотивации к изучению иностранного языка, как средства общения;
  • Разрешение представлений учащихся о культуре и традициях англо-говорящих стран и т.д.

Основной задачей в работе с шестилетними детьми является создание мотивации и желания изучать английский язык. Важно построить первые уроки так, чтобы вызвать у учеников чувство радости, удовольствия от того, что они уже что-то понимают, могут сказать сами и понять услышанное. И возможности эти увеличиваются от занятия к занятию. В этом во многом помогает интеграция английского языка с такой технологией, как легоконструирование. Лего-конструктор - это яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. На уроках английского языка в группах раннего развития учащиеся выполняют команды учителя на иностранном языке, обучаясь наиболее сложному виду речевой деятельности – аудированию, но не навязчиво, опираясь на зрительный образец с помощью презентации, демонстрирующей поэтапность выполнения конструирования из кубиков лего. Уроки английского языка с использованием лего построены преимущественно в виде игровых ситуаций. Ребята увлечённо собирают заданные конструкции, они овладевают знаниями в процессе игровой деятельности. У них развивается мелкая моторика, ориентировка в пространстве, пополняется и активизируется словарный запас. Помимо этого у детей в процессе работы с конструктором развиваются внимание и память, формируется умение творчески мыслить, развивается фантазия. Иноязычная лексика закрепляется лучше через пальцевую память, как в музыке. Так, при построении пирожных из цветных кубиков помогает запомнить предлоги на, под, между. При построении башен дети слушают, какой нужно выбрать цвет на английском языке, чередуя их в правильном порядке и т.д. Уроки английского становятся более яркими, веселыми, подвижными. С помощью кубиков ЛЕГО дошкольники выполняют физкультминутки. Например, учитель раздает в начале урока по 1 кубику каждому ребенку различных цветов. Когда учитель чувствует, что ребята устали, то просит детей выполнить совсем простые команды, например:

- Who has got red blocks, jump, please! – У кого есть красные кирпичики, попрыгайте, пожалуйста!

- Who has got yellow blocks, fly, please! – У кого желтые кирпичики, летите, пожалуйста! и т.д. И простая разминка становится веселой игрой. Данный пример показывает участие легоконструирования в реализации здоровьесберегающих технологиях.

Малыши любят драматизацию. Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их. Поправляя детей, учитель указывет на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку и быстрее овладеть говорением.

Тему использования интеграции легоконструирования с английским языком можно развивать и далее, открывая для себя все новые возможности. Главное, что дает использование конструктора Лего – благоприятную обстановку, ощущение радости от участия в игре, комфортные условия для усвоения иностранного языка.

Что касается такого блока, как легоконструирование – информатика, то здесь бы хотелось отметить следующее. Ребенку дошкольнику компьютер все-таки вреден для здоровья. К тому же, как считают специалисты, ребенку в таком возрасте он интересен лишь как объект для увлекательной игры – и не более того. В плане же программирования малышам все это, честно говоря, не очень привлекательно. Вот здесь-то компьютер и может заменить развивающий конструктор Лего – ведь в конструкторах программирование осуществляется “иконками”, действиями, и даже дошкольнику или первокласснику такая задача по плечу. Именно поэтому, как выяснили ученые, дети, которые занимаются легоконструированием, затем более заинтересованно и активно начинают изучать компьютерное программирование.

Рассматривая возможности для дошколят в блоке легоконструирование-русский язык хотелось бы отметить такие задания как: - сконструируй букву из кирпичиков лего (в случае, если группа изучает алфавит при подготовке к школе); - построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука (буквы); - выложи столько кирпичиков лего на наборную доску (или на парту), сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове) и многие другие упражнения.

В блоках окружающий мир – легоконструирование, литературное чтение – легоконструирование, художественный труд – легоконструирование можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений и всего, что связано с программой обучения учащихся в различных образовательных учреждениях как дошкольников, так и учащихся младшего школьного возраста.

В заключение хотелось бы отметить важность использования легоконструирования в формировании общеучебных умений дошкольников и учащихся начальной школы.

В процессе творческого конструирования из ЛЕГО у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т. п.).

Каждый педагог знает, что школьники очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Причём, с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Такую возможность с широким спектром деятельности предоставляет интеграция легоконструирования с различными оброазовательными областями. Уже на самых ранних этапах обучения дошкольники должны получать представление о сущности окружающих процессов, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальный уровень человека, его творческий потенциал. Умение работать не только самостоятельно, но и в группах, командах способствует усвоению коммуникативных навыков, а значит, процесс социализации дошкольников и учащихся младших классов пройдет более успешно.