Оптимизация отношений между родителями и детьми в вопросах правового воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети играют в песочнице:

- Что ты больше всего любишь делать в детском саду?

- Играть.

- А дома ты играешь?

- Играю.

- А мама с папой с тобой играют?

- Нет, им некогда. И они не умеют.

Самое любимое занятие детей – игра. Они любят играть и дома, и в детском саду.

И им хочется, чтобы взрослые с ними играли.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку, отношение к труду, к окружающим предметам. У каждого ребенка своя индивидуальность в игре, взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ее сохранять и развивать.

В играх ребёнок начинает отражать быт семьи, подражать родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, о том, каким он видит окружающий мир. Поэтому перед педагогами стоит очень важная задача: обогатить родителей знаниями о детских играх, помочь в реализации игровой деятельности в кругу семьи.

В нашем ДОУ проводятся для родителей различные мероприятия: собрания; консультации; праздники (“Новогодние забавы”, “Масленица”, “Лучше папы друга нет” и т.д.), “круглые столы”, которые помогают создать эмоциональный комфорт и раскрепощение для родителей, где вместе с детьми можно проявить фантазию, смекалку, знания. Целью таких мероприятий является проведение подвижных игр в семье дома и на прогулке, так же предлагается родителям поделиться своим опытом и высказать свое мнение. Очень важно донести до родителей, что участвуя в играх детей, они учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Родителям, как и воспитателям детского сада, важно знать, во что играют дети, какие роли они берут на себя. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением “разговаривать”. Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки, игровые интересы нужно не только поддерживать, но и расширять.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. В последнее время дети стали отдавать предпочтение компьютерным играм. 47% родителей признали, что их сыновья и дочери любят эти игры. Во многих семьях приобретают развивающие компьютерные игры с целью подготовки ребенка к школе и считают их необходимыми для когнитивного развития детей. Родители поясняют: “Это так удобно. Ребенок с таким увлечением играет, выполняет задания и параллельно обучается. Он уже выучил все буквы, примеры сложные может решать. Да и к тому же такие игры развивают память, внимание, учат ребенка думать”. Однако для многих семей чрезмерное увлечение компьютерными играми является большой проблемой и негативно сказывается на здоровье детей.

Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно повышать компетентность родителей во взглядах на игру, ее роль в развитии ребенка, помогать осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.