Урок-лото "Россия на карте мира". Обобщающее повторение

Разделы: География


Предлагаю разработку урока для учащихся 8-го класса Обобщающее повторение темы в виде урока – “Лото”. Возможности такого урока быстро и основательно проверить знания по данной теме. Такая форма урока вызывает у учащихся интерес.

Цели и задачи урока:
– Систематизировать знания о географическом положении, границах, этапах и методах изучения территории нашей страны, административно– территориальном устройстве России, о часовых поясах на карте России.
– Повторить основные термины, проверить умения использовать полученные знания на практике.
– Развивать пространственное воображение, память, мышление.
– Воспитывать чувство гордости за свою страну, патриотизм, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: Лото, Политическая карта мира, Политико-административная карта России, карта часовых поясов.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Правила проведения урока “Лото”:

– Карточки с вопросами высыпаются в специальную коробку, перемешиваются, затем достаются по одной.
– Зачитывается вопрос, учащиеся зачитывают правильный ответ и закрывают игровое поле карточкой, написанным вверх, а если было затруднение в ответе, то написанным вниз. Так удобнее после проконтролировать правильные ответы и поставить честно заработанную оценку.
Примеры заданий для проведения данного урока.
– Игровое поле и карточки можно составить в разных вариантах, т.е. одно игровое поле может объединить разные задания: по несколько заданий с каждого игрового поля.

– Игровое поле и карточки делаются на плотной основе.

1. Географическое положение России. (Игровое поле). № 1.

1. Это положение любого географического объекта на поверхности Земли и по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. 2. Положение объектов относительно материков, океанов, морей, гор, рек. 3. Положение, которое характеризует координаты крайних точек страны, определяют важные параметры страны, ее размеры, конфигурацию, протяженность территории. 4. Положение позволяющее оценить данные о хозяйстве других стран.
5. Положение оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами и внутри самой России. 6. Положение России предполагает оценку своих отношений с другими странами с точки зрения: 1) ее собственной безопасности, 2) дружеских межгосударственных отношений; 3) возможных военных угроз. 7. Положение страны выявляет внешние источники экологической опасности для данной территории. 8. Положение учитывает изменения географического положения страны на разных исторических этапах.
9. Положение оценивает взаимосвязи и взаимопроникновение культуры, искусства, науки страны и народов других стран. 10. Положение по отношению к пограничным, соседним государствам. 11. Положение к группам стран(регионам) Европы и Азии. 12. Оценивает место России на глобальном уровне – по отношению к другим материкам, мировому океану, миру в целом.

Разрезные карточки к игровому полю делаются по размеру квадратов поля.

Карточки к 1 полю.

Географическое положение. 2. Физик – географическое положение. 3. Математик – географическое положение. 4. Экономико-географическое положение
5. Транспортно-географическое положение 6. Геополитическое положение 7. Эколого-географическое положение 8. Историко-географическое
9. Этнокультурное положение 10. Микроположение 11. Мезоположение 12. Макроположение.

Игровое поле. “Границы России”.

Поле № 2.

13. Границы, которые связывают Россию с соседними странами транспортными путями 14. Границы, имеющие наибольшую роль во внешней торговле России 15. Позволяет свободно перевозить товары и грузы и свободно переезжать и устраиваться на работу людям разных стран 16. Границы, неохраняемые, слабо обеспеченные таможенными учреждениями
17. Границы, через которые затруднены экономические связи или вследствие природных препятствий, или из-за установленных государственных режимов 18. Границы учитывают отношения между странами 19. Граница опасная, неспокойная, требующая всегда готовности 20. Границы законные, определяемые государственными договорами
21. Границы, которые еще требуется уточнить, заключив соответствующие договора 22. Территория, где осуществляется основная хозяйственная деятельность страны 23. Это часть земной поверхности планеты, на которую распространяется власть данного государства (воздушное пространство, территориальные воды и недра со всеми их ресурсами) 24. Большинство морской границы приходится на моря

Разрезные карточки к полю № 2.

13. Контактные 14. Соединяющие 15. Интеграционные 16. Прозрачные
17. Барьерные 18. Геополитические 19. Конфликтная 20. Легитимные
21. 22.Экономически эффективной
территории
23. Государственная территория 24. Северного Ледовитого
и Тихого океанов

Игровое поле “Этапы и методы географического изучения территории”.№ 3.

25. Географ, сделавший первым, описание нашей страны. (“Цветущее состояние Всероссийского государства”, “Атлас Всероссийской империи в 3 томах и генеральную карту всей России с градусной сеткой”). 26. Выдающийся географ и историк, написавший работу “Россиа, или, как ныне зовут, Россия” 27. Офицер русского флота, начальник Первой Камчатской экспедиции. В честь него назван пролив и остров в составе Командорских островов. 28. Двоюродные братья, исследовавшие северное побережье Евразии и в их честь названо одно из морей Северного Ледовитого океана
29. Один из участников Второй Камчатской экспедиции. Результаты своей работы описал в книге “Описание земли Камчатки” 30. Изучал Уссурийский край, был членом экспедиции на Урале, Сибири, Кавказе и Камчатке 31. Известный революционер, теоретик анархизма, географ и геолог, участвующий в экспедициях по Восточной Сибири, обосновавший теорию оледенения 32. Исследователь, участвующий в многочисленных экспедициях и собравший огромный материал, по которому создал географическо-статистический словарь и многотомную работу “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”
33. Известный географ и геолог, много сделавший для изучения Сибири, открыл ряд хребтов, написал романы “Земля Санникова”, “Плутония” 34. Естествоиспытатель и географ-почвовед, предложивший комплекс мер по борьбе с засухой с помощью лесоразведения в степных и лесостепных пространствах 35. Географ и химик, предложивший важные идеи по развитию нефтяной промышленности, развитию добычи угля, освоению Арктики, подготовил проект развития Северного морского пути. 36. Организатор проекта Северного морского пути и ,осуществивший сквозной проход по Северному морскому пути. Руководитель воздушной экспедицией на Северный полюс

Разрезные карточки № 3.

25. И.К.Кирилов 26. В.Н.Татищев 27. Витус Беринг 28. Дмитрий и Харитон Лаптевы
29. С.П. Крашениников. 30. Н.М. Пржевальскй 31. П.А.Кропоткин 32.П.П.Семенов-Тян-Шанский
33.В.А.обручев 34. В.В.Докучаев 35. Д. И. Мендилеев 36. О.Ю.Шмидт

Игровое роле “Административно-территориальное устройство России”. № 4.

37. Форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных единиц, обладающих определенными политическими правами 38. Государство не имеет в своем составе федеративных частей, подразделяясь лишь на районы, области, которые подчиняются центральным органам власти 39. Центральный округ 40. Северо-Западный округ
41. Южный округ

 

42. Приволжский округ 43. Уральский округ 44. Сибирский округ
45. Дальневосточный округ

 

 

46. А) Государственно-территориальные образования (края федерального подчинения, области, города );

Б) Национально-территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа).

47. Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный 48. Президент

Разрезные карточки № 4.

37. Федерация  38. Унитарное 39. Москва 40. Санкт-Петербург
41. Ростов – на Дону 42.Нижний Новгород 43.Екатеринбург 44.Новосибирск
45. Хабаровск  46. Субъекты федерации 47. Федеральные округа 48. Во главе нашего государства

Игровое поле “Часовые пояса на карте России”. № 5.

49. Время на меридиане в данный момент 50. Время в границах одного часового пояса 51. Начало новых суток 52. Линия перемены дат
53. Поясное время переведенное на один час вперед в 1930 году 54. Последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября. 1981 год. 55. Ведется отчет часовых поясов 56. Размер часового пояса
57. Полдень на Гринвичском меридиане 58. На долготе 90 градусов к востоку от Гринвича-вечер 59. На территории России часовых поясов 60. С запада на восток.

Разрезные карточки № 5.

49. Месное 50. Поясное время 51. От 12 часового пояса 52. Линия меридиана не далеко от 180 градусов
53. Декретное 54. Летнее 55. Меридиан Гринвича или нулевой меридиан 56. 15 градусов
57. Если на долготе 180 градусов – полночь 58. Если на долготе 90 градусов к западу от Гринвича – утро 59. 11 часовых поясов 60. Земля вращается вокруг своей оси

Игровое поле “Цифры по теме “ Россия на карте мира”. № 6.

61. Присоединение к России районов Поволжья 62. Заселение и освоение русскими Сибири 63. Поход Ермака в Западную Сибирь 64. Выход отряда Ивана Москвина к Тихому океану
65. Присоединение Украины к России 66. Присоединение к России побережья Финского залива Петром 1 и создание Санкт-Петербурга. 67. Распад СССР 68. Соседи России по суши
69. 12 морских миль (22,2 км) 70. 200 миль (370 км), (площадью 4,1 млн км кв) 71.38,8 тыс км 72. В 2000 году

Разрезные карточки № 6.

61. Середина 16 века 62. Конец 17 века 63. 1582 год 64. 1639 год
65. 1654 год 66. 1703 год 67. 1991 год 68. 14 государств
69. Протяженность территориальных вод 70. Экономическая зона за пределами территориальных вод 71. Протяженность морских границ 72. Образование Федеральных округов

3. Итог урока: подводит учитель по закрытым карточкам.

4. Домашнее задание: повторить тему и доработать материал, по которому были трудности.