Цель: формирование умений учащихся в нахождении частей слова.
Задачи:
Образовательная:
– закрепить знания о составе слова;
– развитие умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
– активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы,
элементы соревнования;
– развитие орфографической зоркости.
Воспитательная:
– воспитывать способность грамотно формулировать свой ответ, интерес к
русскому языку;
– воспитывать аккуратность при выполнении работ и самостоятельность.
Развивающая:
– развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление,
умение работать коллективом и в парах.
Тип урока: Урок первичного закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Оборудование:
– экран, проектор, компьютер, музыкальный центр, фонограмма с музыкой;
– презентация урока;
– таблицы с приставками и суффиксами,
– карточки для работы в парах,
– гимнастика для глаз.
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели занятия перед учащимися.
- Проверка домашнего задания.
- Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
- Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Обобщение изучаемого на уроке.
- Контроль учителя и учеников за результатами учебной деятельности.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание к следующему уроку.
Этапы | Содержание | Деятельность детей | Примечания |
1. Организационный момент. Нацеливание на восприятие. | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде “Состав слова. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один). |
Учащиеся слушают учителя. |
Запись темы на доске
(Слайд 2) |
2. Чистописание. | Игра “ Любопытный”. Я буду задавать вопросы, а вы должны подобрать слова, которые начинаются на букву С. – Как тебя зовут? (Саша.) |
Учитель показывает на доске написание соединения,
ученики прописывают у себя в тетрадях:
Сс ас СС СС пассажир |
Уч-ся под музыку
“Голубой вагон” выполняют упражнение.
|
3. Воспроизведе-ние уч-ся знаний, умений и навыков,
которые потребуются для выполнения предложенных заданий. Повторение об однокоренных словах и корне слова. Проверка домашнего задания. |
– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она
хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания. – Прочитайте задания: Садовник посадил волшебный сад. Как-то много лет назад посадили странный сад. И плоды нам принесло – стало много новых слов.(чтение наизусть учеником) |
Уч-ся записывают предложение в тетрадь, разбирают его по членам предложения, находят однокоренные слова. | Слайд 3
|
4. Словарная работа.
|
Запишите эти слова, поставьте ударение, выделите
орфограммы.
|
Ученики записывают слова в тетрадь, 2 уч-ся у доски: капуста, помидор, ягода, яблоня, горох, морковь малина. |
Слайд 4-11 Индивидуальная работа. Взаимопроверка. |
5. Работа по теме урока. Выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений. |
– Записать одним словом: 1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре; – Какие слова записали? (На доске появляется определение корня слова) .– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
|
Варенье, повар, поварешка, вареник |
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 |
6. Физкультминутка. | Звучит музыка песенки “Голубой вагон” | ||
– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он
грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и
он приготовил для них текст про чеснок. – Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стер некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. ЧЕСНОК. В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … . – Все ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало все
понятно?(Изменить конец слова – окончание.) |
Учащиеся читают текст, записанный на доске)
По щелчку появляются окончания слов
|
Взаимопроверка. Слайд 15 (На доске появляется определение окончания) Слайд 16–17 |
|
7. Физкультминутка. | – Мы приехали в лес. Давайте отдохнем.
Зрительная гимнастика |
Слайд 18–21 Звучит звукозапись голосов живой природы. | |
– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите,
что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика.
Как называется вагончик перед корнем? (Приставка) – А зачем нужны приставки и суффиксы? |
Слайд 22
Слайд 23–24 |
||
8. Самостоятельная работа в группах. | Задания для работы в группах. | Слайд 25 | |
9. Проверка самостоятельной работы. Проверка выполненных работ. |
– Так для чего служит приставка в словах? – Посмотрим, какую роль играет суффикс. – Для чего служит суффикс? – Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. |
Слайд 26–27
|
|
10. Итог урока. | – А давайте проверим, могут ли слова быть без
окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без
приставки и окончания и т. д. – Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки “Голубой вагон” возвращаемся в класс. – Назовите тему урока. – Назовите части слова.. – Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам.) – Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием? Выберите верное утверждение: 1. Все слова имеют приставку. 2. Не все слова имеют приставку. 3.Слова без корня могут существовать. 4. Без корня слов не существует. |
(Состав слова.) – Ученики называют части слова. |
Слайд 28
(По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.) С лайд 29 |
11. Саморефлексия. | Учащиеся оценивают себя за работу на уроке. Для
самооценки у каждого имеются полоски 3 цветов: красная – отлично, зеленая работал хорошо, желтая – работал не достаточно активно. |
||
12. Задание на дом. | Объяснение. | Дети записывают в дневники. | Задание пишется на доске учителем |
Использованная литература:
- Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П.