Состав слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование умений учащихся в нахождении частей слова.

Задачи:

Образовательная:
– закрепить знания о составе слова;
– развитие умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
– активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования;
– развитие орфографической зоркости.

Воспитательная:
– воспитывать способность грамотно формулировать свой ответ, интерес к русскому языку;
– воспитывать аккуратность при выполнении работ и самостоятельность.

Развивающая:
– развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление, умение работать коллективом и в парах.

Тип урока: Урок первичного закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование:

– экран, проектор, компьютер, музыкальный центр, фонограмма с музыкой;
презентация урока;
– таблицы с приставками и суффиксами,
– карточки для работы в парах,
– гимнастика для глаз.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели занятия перед учащимися.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
  5. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  6. Обобщение изучаемого на уроке.
  7. Контроль учителя и учеников за результатами учебной деятельности.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Домашнее задание к следующему уроку.
Этапы Содержание Деятельность детей Примечания
1. Организационный момент. Нацеливание на восприятие. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде “Состав слова. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

Учащиеся слушают учителя.  

 

Запись темы на доске

 

 

 

 

 

 

(Слайд 2)

2. Чистописание. Игра “ Любопытный”.

Я буду задавать вопросы, а вы должны подобрать слова, которые начинаются на букву С.

– Как тебя зовут? (Саша.)
– Что ты любишь есть? (Сосиски.)
– Твои любимые напитки? (Соки.)
– Какие фрукты ты любишь? (Сливы.)
– Кем работает твой папа?  (Сторожем.)

Учитель показывает на доске написание соединения, ученики прописывают у себя в тетрадях:

Сс ас СС СС

пассажир

Уч-ся под музыку

“Голубой вагон” выполняют упражнение.

 

 

 

3. Воспроизведе-ние уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Повторение об однокоренных словах и корне слова.

Проверка домашнего задания.

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания:

Садовник посадил волшебный сад.

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.(чтение наизусть учеником)

Уч-ся записывают предложение в тетрадь, разбирают его по членам предложения, находят однокоренные слова. Слайд 3

 

 

 

 

 

4. Словарная работа.

 

 

 

 

Запишите эти слова, поставьте ударение, выделите орфограммы.

 

 

 

Ученики записывают слова в тетрадь, 2 уч-ся у доски:
капуста,
помидор,
ягода,
яблоня,
горох,
морковь
малина.
Слайд 4-11

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

5. Работа по теме урока.

Выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений.

– Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький вареный пирожок

– Какие слова записали?
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
– Выделите корень в этих словах.
– Что называется корнем слова?

(На доске появляется определение корня слова).

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
К нашему поезду добавляется вагончик “Корень”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Варенье, повар, поварешка, вареник

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14

6. Физкультминутка.

    Звучит музыка песенки “Голубой вагон”
  – На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.
– Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стер некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось.

ЧЕСНОК.

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Все ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало все понятно?(Изменить конец слова – окончание.)
– Спишите текст, вставляя окончания.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.
– Изменялось ли значение слова “чеснок”, когда менялось окончание? (Нет.)
– Для чего служат окончания?
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили еще один вагончик.
-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи.)

 

 

 

 

Учащиеся читают текст, записанный на доске)

 

 

 

 

 

По щелчку появляются окончания слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Слайд 15

(На доске появляется определение окончания)

Слайд 16–17

7. Физкультминутка. – Мы приехали в лес. Давайте отдохнем.

Зрительная гимнастика

  Слайд 18–21 Звучит звукозапись голосов живой природы.
  – Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика.

Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зеленого) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у – и суффиксы –ил– , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

– А зачем нужны приставки и суффиксы?

  Слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23–24

8. Самостоятельная работа в группах. Задания для работы в группах.   Слайд 25
9. Проверка самостоятельной работы.

Проверка выполненных работ.


– Так для чего служит приставка в словах?
– Посмотрим, какую роль играет суффикс.
– Для чего служит суффикс?
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
  Слайд 26–27

 

 

 

10. Итог урока. – А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д.
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки “Голубой вагон” возвращаемся в класс.
– Назовите тему урока.
– Назовите части слова..
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам.)
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

Выберите верное утверждение:

1. Все слова имеют приставку.

2. Не все слова имеют приставку.

3.Слова без корня могут существовать.

4. Без корня слов не существует.

 

 

 

 

(Состав слова.)

– Ученики называют части слова.

Слайд 28

(По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

Слайд 29

11. Саморефлексия. Учащиеся оценивают себя за работу на уроке. Для самооценки у каждого имеются полоски 3 цветов:
красная – отлично,
зеленая работал хорошо,
желтая – работал не достаточно активно.
   
12. Задание на дом. Объяснение. Дети записывают в дневники. Задание пишется на доске учителем

Использованная литература:

  1. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. “Поурочные разработки по русскому языку”.
  2. Ушакова О.Д. “Разбор слова по составу” (2–4 классы).
  3. Анохина Т.М. Русский язык. 1–4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.
  4. Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок”.