Интегрированный урок "алгебра + информатика" по теме "Квадратные уравнения: просто, сложно, интересно"

Разделы: Математика, Информатика


Цель урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме, формировать умение создания интерактивной презентации, умение переносить знания в новую ситуацию.
  2. Развивать у учащихся познавательный интерес, способности самостоятельно решатьучебные задачи.
  3. Прививать интерес к предметам, формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактический материал: презентации (приложение 1 – математика, приложение 2 – информатика) , тест (приложение 3) – Приложения.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

На этом уроке мы повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений разными способами. Каждый из вас должен уметь правильно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важна в курсе алгебры. В старших классах будем решать логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. Сегодня вы также изучите возможности интерактивной презентации с использованием гиперссылок и управляющих кнопок.

(Приложение 1)

Эпиграфом к уроку служат слова немецкого ученого и признанного гения А Энштейна : «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнение будут существовать вечно»

Результатом вашей работы на уроке будет создание презентации по теме квадратные уравнения , в которой вы систематизируете и обобщите свои знания по алгебре и умений из курса информатики.

II. Актуализация знаний

«Математическая разминка»

  • На доске записаны уравнения: назвать вид уравнения, способы их решения.
Задания на доске Примерные ответы учащихся
7x2-9х+2=0 Полное квадратное уравнение, решаем по формуле корней уравнения или используя свойство коэффициентов.
x2-3х-4=0 Полное приведенное квадратное уравнение, решаем по теореме, обратной теореме Виета.
2x2-8х=0 Неполное квадратное уравнение, решаем разложением на множители.
x2+10х+25=0 Полное квадратное уравнение, решаем выделением полного квадрата.
х4-3x2+2=0 Биквадратное уравнение, решаем введение новой переменной.
5x2+9х+4=0 Полное квадратное уравнение, решаем по формуле корней уравнения или используя свойство коэффициентов
  • Дано уравнение x2-6х+5=0. Не решая уравнение, найти:
    1. сумму корней
    2. произведение корней
    3. удвоенное произведение корней
    4. квадрат суммы корней
    5. корни уравнения
    6. разность большего и меньшего корней уравнения
  • Тестовая работа на компьютерах.

Проверка теоретических знаний. Вам предлагаются тесты, в котором вы выбираете правильный ответ. Для открытия теста – двойной щелчок по ярлыку «тест» на рабочем столе. (Критерии оценки: "5" – 9 правильных ответов, "4" – 8-7 правильных ответов, "3" – 5-6 правильных ответов)

Проверка тестовой работы.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
№ ответа 1 3 1 1 1 2 3 2 2

III. Практическая часть

1. Решить уравнение

2. Задача Бхаскары.

Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам….+12
Стали прыгать, повисая….
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае? Х

3. Перед вами на рабочем столе имеется презентация к уроку (Приложение 2)

Она содержит 9 слайдов.

  • Титульный
  • Оглавление
  • 3 слайда с фотографиями известных ученых
  • Основная теорема
  • Тест
  • Ответы
  • Твое настроение

Вам необходимо удалить лишнюю информацию: рассмотреть 3-5 слайды и оставить лишь тот, на котором фотография ученого математика, занимающегося изучением уравнений, способов их решений; на 6 слайде оставить текст теоремы, которая используется при решении квадратных уравнений.

Теперь, когда материал готов, мы с вами сделаем презентацию интерактивной. Для этого необходимо в процессе демонстрации иметь возможность изменять последовательность предъявления слайдов.

Существую два различных способа создания переходов.

Первый способ состоит в создании гиперссылок на другие слайды или, в общем случае, на другие объекты. Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части. Указатель ссылки – это объект, который визуально выделяется в документе (обычно синим цветом или подчеркиванием). Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе, на который указывает ссылки.

Второй способ состоит в размещении на слайдах управляющих элементов (например, Кнопок). Если активизировать кнопку (т.е. щелкнуть мышью), то произойдет некоторое событие (в данном случае переход на другой слайд).

Схема прямых переходов будет включать в себя:

  • Гиперссылки, реализующие прямые переходы со слайда 2 – оглавление на слайды; 3 – Франсуа Виет, 4 – основная теоремы, 5 – тест, 6 – ответы, 7 – настроение
  • Кнопки, реализующие возврат из вышеперечисленных слайдов (3-7) на «центральный» слайд 2 (оглавление)
  • Кнопку реализующую переход с слайда 5-тесты на внешний документ – тест
    1. На слайде2 «Оглавление» щелчком мыши выделить блок «Основатель» и ввести команду [Вставка-гиперссылка…]. Появится диалоговая панель Добавить гиперссылку
    2. Щелкнуть по кнопке Закладка и в появившемся окне Выбор места в документе выбрать слайд, на который будет осуществляться переход – Франсуа Виет
    3. Повторить действия 1,2 для установки ссылок с оставшихся блоков.

Теперь осуществим возврат со слайдов 3-7 на слайд 2. Реализуем это с помощью кнопок, которые должны быть размещены на соответствующих слайдах. Щелчок по кнопке будет приводить к переходу на слайд 2.

    1. Ввести команду «Показ слайдов – управляющие кнопки» На панели Кнопки действий выбрать кнопку Возврат
    2. Изобразить с помощью мыши кнопку на слайде, подобрать размер, цвет и размеры.
    3. В контекстном меню кнопки выбрать пункт Настройка действия. На появившейся панели выбрать перейти по гиперсылке и из раскрывающегося списка выбрать нужный слайд

Кнопки возврат на всех слайдах должны одинаково выглядеть и производить одинаковые действия. Поэтому для размещения кнопки Возврат на оставшихся слайдах можно воспользоваться операвцией копирование

    1. На слайде «проверь свои знания» разместить управляющую кнопку с переходом на внешний файл . Для этого повторить действия 4-5. В контекстном меню кнопки выбрать пункт Настройка действия. На появившейся панели выбрать перейти по гиперсылке и из раскрывающегося списка выбрать Другой файл в открывшемся диалоговом окне выбрать нужный файл (Приложение 3.HTM")
    2. Запустить презентацию для просмотра и оценивания.

IV. Домашнее задание

  • Составить задачу, при решении которой используется квадратное уравнение
  • Решить уравнение 6x2-|х+1| =0
  • Найти исторический материал о Франсуа Виет
  • Поместить данную информацию в презентации, установив соответствующие переходы

V. Итог урока

Вопросы к учащимся:

  1. Что вы делали на уроке?
  2. Что было самым интересным?
  3. Что было главным на уроке?
  4. Что понравилось?
  5. Свое внутреннее ощущение от данного урока отразите на слайде 7 – Твое настроение.