Интегрированный урок "физика + математика" по теме "Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач". 9-й класс

Разделы: Математика, Физика

Класс: 9


Реализация интегрированного обучения позволяет создать оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения физике и математике на основе интеграции этих предметов. Данный урок по математике и физике по теме "Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач" дает возможность осуществить комплексный подход при изучении свойств линейной и квадратичной функции в процессе решения физических задач на движение.

Значительное внимание на уроке отведено графическому способу решения физических задач, рассмотрение поведения графиков линейной и квадратичной функции в различных ситуациях. Отработка умений и навыков работы с графиками функций, решение физических задач графическим способом является одной из важных составляющих математической и физической составляющих в плане подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по данным предметам. С этой целью значительное внимание на уроке отведено графическому способу решения физических задач, рассмотрению поведения графиков линейной и квадратичной функции в различных ситуациях. Используется метод построения графиков, выражение компонентов из физических формул, решение расчетных задач.

С целью обеспечения наглядности обучения, формирования информационной культуры учащихся на уроке используется интерактивная доска (если ее нет можно использовать мультимедийный проектор и экран). Использование интерактивной доски позволяет эффективно использовать время на всех этапах урока: быстро менять положение графиков на координатной плоскости, находить неизвестные величины по графикам функций; своевременно и четко проводить контроль ЗУН учащихся, повысить мотивацию обучения. Так же для развития интереса к изучению данной темы используются элементы моделирования, интересные факты изучаемого материала.

С целью формирования навыков самоконтроля предусмотрена самооценка учащихся своих действий на каждом этапе урока.

Данный интегрированный урок, на наш взгляд, позволяет заметно повысить интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла, предотвратить несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики и математики; выработать у них обобщённые умения и навыки по этим предметам.

Цели урока:

Образовательная цель: сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике;

Развивающая цель: развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей; умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательная цель: воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей; воспитание взаимопомощи и объективной оценки знаний; стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха для каждого.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • тетради, листы самооценки.
Тема урока Устная работа Работа у инт. доски Решение задач С/р Итоговая оценка
Применение линейной и квадратичной функций в решении физических задач          

Ход урока

I. Организационный момент

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Сообщение темы и целей урока

Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Все это расширяет сферу ее приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Не говоря уже о физиках…

И сегодня нам предстоит провести интегрированный урок, который покажет, что математика и физика не отделимы друг от друга.

А именно, рассмотрим применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач.

III. Входной контроль (повторение теоретического материала)

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения.

Уч. физики:Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)? Какие виды движения мы рассматривали на уроках? (равномерное, равноускоренное)

Уч. математики: Прежде чем перейдем к непосредственному решению задач выполним небольшую устную работу, которая покажет ваш уровень подготовленности по данной теме.

  1. Это график:
    а) линейной функции?
    б) квадратичной функции

  2. Эта функция:
    а) возрастающая;
    б) убывающая.

  3. Это график функции, которая задана формулой:
    а) y=kx;
    б) y=kx+b.

  4. Если движение равномерное, то это график зависимости:
    а) скорости от времени;
    б) координаты от времени.

  5. Если это график v (t), то это движение:
    а) равноускоренное;
    б) равнозамедленное.

Проверка выполняется с помощью экрана. Самооценка.

Уч. физики: Продолжим и выполним еще несколько устных упражнений.

а) Дано три уравнения:

х = 5 – 5t.
x = 2 – 4t.
x = 2 + 4t.

Подпишите график каждого уравнения интерактивной доске.

  1. Какой это вид движения?
  2. Каков физический смысл чисел в первом уравнении?
  3. Что общего в движении этих тел?
  4. Чем они отличаются?

Уч. математики:

в) На доске изображены графики функций: y = 5+4x-x2; y = х2.

  1. Укажите каждый график
  2. Какой вид движения они характеризуют?

А сейчас попытаемся сделать некоторые выводы, заполнив соответствующую таблицу, показывающую непосредственную связь математики и физики при решении задач на движение.

Таблицу заполняют на интерактивной доске и в тетради (вписывают недостающие формулы). Делают выводы: таким образом, без математического аппарата невозможно решения физических задач.

IV. Решение задач

Задача 1.

Учитель физики: На рисунке (экране, интерактивной доске) представлены графики зависимости координаты от времени для двух шаров.

а) Запишите уравнение движения каждого шара (выполняют по вариантам – по одному графику)

б) Какой из шаров и почему двигалось с наибольшей скоростью?

Учитель математики: Как это можно определить графически?

в) Измените положение графиков так, чтобы; скорость первого шара стала больше скорости второго; оба шара начали движение из одной точки.

Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.

Задача 2.

Учитель физики: По данному графику скорости движения велосипедиста

а) описать характер движения на каждом участке;

в) найти весь пройденный путь.

Учитель математики: (Какой способы решения позволяет быстро ответить на заданный вопрос?)

Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.

Задача 3.

Учитель математики: Движение двух мотоциклистов заданы уравнениями:

x1 = 4 - t2, x2 = 3t. Постройте график движения каждого мотоциклиста (на интерактивной доске) и опишите характер их движения. Найти место и время встречи мотоциклистов. Вычислите это аналитически.

Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.

Задача 4.

Учитель физики: Составьте уравнение движения, постройте схематично график функции для случая х0 = 5м, v = 6 м/с, ах = 2 м/с2. Какой вид движения задает функция х (t).

Проверка выполнения заданий у доски. Самооценка.

V. Проверочная самостоятельная работа

Работа выполняется по вариантам.

На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Для каждого участка:

а) Определите вид движения.

б) Найдите модуль и направление начальной скорости.

в) Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.

Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски. Самооценка.

VI. Подведение итогов урока (3 мин.)

По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока – итоговую оценку.

Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”?

Учитель математики: Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.

Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.

На экране “Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”.

Учитель математики: И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

VII. Домашнее задание

По заданию самостоятельной работы дополнительно:

  1. напишите уравнение зависимости проекции скорости этого тела от времени;
  2. составьте уравнение зависимости координаты от времени для каждого участка и схематически постройте график x(t).