Цель:
- образовательная: систематизировать знания о природе электрического тока; проверить умение студентов работать с электрическими приборами, собирать электрические цепи; закрепить знания и умения по данной теме при решении задач;
- развивающая: развивать мышление, внимание и умения анализировать полученную информацию; развивать способности к экспериментаторской деятельности; развивать самостоятельность студентов на занятии и дома;
- воспитательная: формировать умения концентрировать внимание, вести диалог; аргументировано выражать свое мнение.
Оборудование:
- комплект приборов для работы в каждой группе;
- мультимедийная установка;
- набор карточек красного, синего и зеленого цветов для каждого студента;
- карточки для практической и лабораторной работы в группах;
- индивидуальные карточки для выполнения физического диктанта;
- карточки для выполнения домашней работы.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Убеждения лучше всего поддерживаются опытом и ясным сознанием…
А. Эйнштейн
II. Постановка цели и задач урока, мотивация предстоящей деятельности.
В процессе занятия группа делится на 5 гетерогенных подгрупп по 5 человек в каждой. На столах находятся карточки, которые понадобятся на том или ином этапе урока. Завершая изучение темы «Законы постоянного электрического тока», систематизируем полученные знания, применяем их для решения различных видов задач и готовимся к контрольной работе.
III. Выполнение студентами индивидуально и коллективно различных устных и письменных заданий обобщающего характера.
В ходе выполнения каждого вида работ происходит проверка правильности выполнения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, формулирование выводов.
Фронтальный опрос. Дайте определения терминов, физических величин, законов:
- электрический ток;
- сила тока;
- напряжение;
- сопротивление;
- закон Ома для участка цепи;
- электродвижущая сила;
- внутреннее сопротивление;
- закон Ома для полной цепи;
- закон Джоуля – Ленца;
- работа тока;
- мощность;
- КПД.
Устный счет. На парте перед каждым студентом лежат карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая). На экране будут появляться схемы электрических цепей. Необходимо определить значение неизвестной величины. Из представленных ответов выбрать верный. Ответ дать в виде поднятой карточки. Цвет карточки должен совпадать с цветом ответа на экране. (Приложение 1).
Решение расчетной задачи. Для каждой группы дана карточка с заданием. На карточке представлена схема электрической цепи с известными величинами и указаны вопросы, на которые необходимо ответить. Причем каждый вопрос имеет оценку в пятибалльной системе. Работа выполняется по группам сначала в тетради, а затем у доски воспроизводит решение задачи представитель группы (на доске записывается только решение задачи, а схема при анализе каждого задания демонстрируется на экране). (Приложение 2).
Выполнение экспериментальной задачи. Для каждой группы дана карточка, где указан порядок выполнения работы. Также на парте находятся приборы, необходимые для проведения эксперимента. Необходимо выполнить экспериментальную часть работы и ответить на поставленные вопросы. После выполнения эксперимента представитель рабочей группы отвечает на поставленные вопросы и делает необходимые записи на доске. (Приложение 3).
Физический диктант. На экране показана карточка, которая лежит на парте у каждого студента. Для каждой физической величины необходимо записать обозначение, единицу измерения, прибор для измерения и формулу для вычисления. Работа выполняется индивидуально. Затем студенты проводят взаимопроверку. (Приложение 4).
IV. Подведение итогов урока и оценка результатов учебно-познавательной деятельности студентов.
V. Задание на дом.
- Выполнить домашнюю самостоятельную работу. Работа дается на карточках по вариантам. (Приложение 5).
- Подготовиться к контрольной работе.
Истина — это то, что выдерживает проверку опытом.
Спасибо за работу!