Цель: разработать проект в группах на тему «Природа Сибири», «Звери Сибири» (задача усложнённого уровня) в технике полуобъёмной аппликации или живописи.
Задачи:
- познакомить учащихся с берестой, с традиционным способом заготовки берёсты, её обработкой, хранением;
- представить разновидности изделий из берёсты;
- воспитывать уважительное отношение к природеРодного края.
- научить составлять план работы ТК, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса.
- уметь рационально организовывать рабочее место, распределять совместный труд
- научить работать в технике полу объёмной аппликации.
- Показать учащимся приемы работы с берестой, развивать творческие способности.
Оборудованиеи материалы:
- Презентация 1 «Вводная»,
- Презентация 2 «Наши достижения»
- Презентация 3
- берёста (снимали с чурок на дрова),
- детские книги с иллюстрациями природы и животных,
- клей ПВА,
- бумага для заданного размера,
- тетрадь, карандаш, линейка, нож столовый, рабочий халат, коробки пустые 50*70 3шт., ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр.
План.
1. Организационный момент. Введение.
2. Теория.
3. Практика(распределение по группам, внутри
групп, выбор сюжета) 1 урок
4. Практическая деятельность(чистка бересты,
распределение её слоёв по цветовой тональности,
составление эскиза в натуральную величину, ТК) 2
урок
5. Итог урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
1 урок
1. Введение
Издавна на Руси почитали березу как символ
родного края. В самом деле, пользы от нее много.
Посадив березу, можно осушить влажный участок
сада, березовые дрова горят жарко, да и лыку
всегда найдётся применение. Берёзовый дёготь
используют в медицине. Наружная часть коры
березы называется берестой. Береста – доступный
и хорошо поддающийся обработке материал.
Берёзу ценили за достаточно высокую
водостойкость и устойчивость к гниению. Поэтому
бересту использовали в строительстве,
прокладывая под нижним венцом и между бревнами
деревянных изб, плели из нее прочную, защищающую
от промокания обувь, изготавливали различные
нужные в домашнем хозяйстве предметы. Береста
повсеместно использовалась в быту для
изготовления различных предметов народного
быта: коробочек, туесков, ваз, солонок то,
естественно, возникли самые разнообразные
способы ее обработки и украшения.
2. Теория.
Презентация 1 «Вводная»
Каждому изделию, применяется своя
технология.Анализ технологии их изготовления.
Например: слайд 3 – лапти, слайд 4 – корзины, слайд
5 – солонка
– Как вы думаете, каким способом они изготовлены? Пользовались ли вы в начальных классах техникой плетения из полос?
Слайд 6. Кружка. Как можно изготовить её? (Обучающиеся высказывают свои предположения) Смешанная технология, так как изделие сложное состоит из нескольких элементов. Дно и ручка – дерево, боковая поверхность кружки из 2 слоёв декорированная тиснением и аппликативным способом ажурными полосками и цветами, с помощью клея.
Слайд 7. Ваши предложения о технологии
изготовления? Из скольких основных элементов
состоит туес? (Дно, боковая поверхность, крышка,
ручка)
Туеса изготовлены для хранения сухих продуктов.
Какие способы и технологии, перечисленные выше
можно применить, чтобы изготовить туес?
Какими способами изделие декорировано?
Слайд 8. Тарелочка – какова её область
применения? (Для конфет, фруктов, хлеба, орехов)
Что нового вы видите в технике изготовления? (Прорезанная
насквозь – ажурная, сшивная – дно с боковой
поверхностью)
В работе с берестой сегодня сохранились не только традиционные направления – роспись по бересте, тиснение, прорезная береста, работа с пластовой берестой и плетение бересты, изготовление туесов, но появилось много нового интересного и необычного: сюжетные картины из бересты в технике аппликация, выжигание по бересте.
Широкое распространение получило изготовление
украшений из бересты – подвески, заколки для
волос, браслеты, бусы, амулеты, обереги.
Все это говорит о дальнейшем развитии
берестяного промысла, которое выражается в
создании новых технологий и направлений работы с
берестой.Берестяной промысел
Сегодня мы попробуем применить приёмы обработки
берёсты и изучить технологию клеёной берёсты на
практике под названием «Берестяная живопись».
Актуализация: «Берестяная живопись»
– это смешанная техника аппликации и живописи. В
наших условиях считаю как наиболее доступный
способ. Преимущества берестяной живописи, не
требует специальной подготовки. Низкая
себестоимость, проста в исполнении, практически
не имеет отходов.
Учитывая все перечисленные достоинства бересты,
изучив опыт народных мастеров, мы попробуем
создать свои предметы быта – берестяные картины,
которые будут служить украшением школы.
В старину дети не учились в школах, для обучения
грамоте сыновей пристраивали послушниками в
церковь, это были единицы. Люди чтили и уважали
людей, знающих грамоту. Остальной люд – назвали
«чёрным», «тёмным», то есть не обученных грамоте.
Простые люди обучались мастерству, которое
кормило их на протяжении жизни. Например?.... Какие
ремёсла были нужны в древние времена? (Кузнецкое
дело, плотницкое дело, сапожных дел мастер,
гончарное дело, столярных дел мастер и т.д.)
– Вспомните сказки, литературные произведения,
где дети были подмастерьями? Подмастерье –
значит работает и обучается под началом Мастера.
Отдавать в подмастерье, значитосваивать
мастерство, обучаться. И мы поступим также.
3. Практика
Я – «Мастер», мальчики делятся на 2-3 группы «Подмастерья». Каждой группе даётся задание на формате А4: Заполните таблицу распределения работ 7 минут, вписав фамилии, № группы, класс. (Приложение 1)
Домашнее творческое задание:
- подобрать изделие из бересты фото (в электронном варианте), по изображению проанализировать технологию его изготовления, примеры решений изложить в тетради письменно;
- подобрать презентацию о способах и технике изготовления изделий из берёсты.
2 урок
4. Практическая деятельность
Инструктаж ТБ при работе с режущими инструментами.
Теорию заготовки берёсты мы изучили на прошлом уроке.На практике, вам было дано задание: не трогать, живые берёзы, а снимать берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, трудно, но возможно. И в лес не ходить нет необходимости.
Подмастерья-художники и подмастерья-технологи, получите инструкционные карты и приступайте к выполнению своих работ. Остальные подмастерья, сгруппируйтесь таким образом, чтобы сесть за 1 верстак, поставьте 3 коробочки, подпишите на каждой № группы класс (1 коробка не чищенная, 2 коробка – средние слои, 3 коробка – глянцевые слои). На середину верстака выложите всю заготовленную бересту, и приготовьте масляные ножи.
Обработка (показ слайдов, объяснение мастера на практике)
Первый этап обработки бересты.Отложите сразу нетронутую, не чищеную бересту, на стволы «березок». Красивую, белую с лишайниками, наростами.(если толстый слой можно расслоить, убрав нижний слой, иначе в изделии клей не выдержит и «берёза » скрутится). В отдельную подписанную коробку.
«Чистка» – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры (шероховатую поверхность дерева) при помощи обычной щётки и закруглённого ножа. Соскребаем влево и вправо, не поперёк. (Мелкие чешуйки это единственные отходы, удобнее держать большой пласт берёсты вдвоём, на стуле, коленях при выскабливании.)
Второй этап – расслоение бересты на
слои. Размоченная береста легко
расслаивается.Эту процедуру удобнее выполнять
при помощи тупой стороны ножа с овальным концом.
Берёзовая кора многослойна и все слои можно и
нужно использовать в нашем изделии. Поэтому
нужно отслаивать непрочные верхние слои до
необходимой толщины.
Каждый слой может состоять их двух трёх слоёв,
разъединять которые тоже можно. Стараемся
подцепить и снять слой большим куском, пластом,
легче будет в работе. Не мельчи, тоненькие
полоски тяжело клеить. Никаких отходов, все
пригодится. Сортируем сразу по коробочкам.
Тоньше бумаги не расслаиваем.
Средних слоёв всегда больше.
Очень бережно относимся к внутреннему слою. Его
легко узнать он имеет все оттенки от жёлтых, до
кремовых, тёмно коричневых и пальчики по нему
скользят. Глянцевый слой самый ценный. Берёста,
снятая с погибших берёз имеет внутренний слой
тёмный, без блеска и не расслаивается. Такая
берёста в изготовлении других изделий
практически не используется, потому что не живая,
хрупкая. Именно внутренние слои придают нежные
природные оттенки картинам из бересты.
5. Самостоятельная работа
– Приступаем к обработке бересты, художники продумывают эскизы, технологи составляют свои технологические карты.
Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6
Раздать в работу.
– Внимание! Все виды работ, очень важны для вашей коллективной творческой работы. К концу урока, поделитесь своими впечатлениями о проделанной работе по очереди. Желаю успеха.
6. Итог урока
– Понравилось ли вам работать с
берестой?
– Чему научились? Какие сложности были
в работе? (Каждая группа высказывается)
Старший подмастерье оценивает работу каждого
подмастерья, озвучивая качество работы,
аккуратность, указывает, что лучше у них
получалось, ставит оценку в своей ведомости.
Художники и технологи демонстрируют и
озвучивают проделанную ими работу как план
работы на следующие уроки.
Выставление мастером оценок за индивидуальную и групповую работу. (В журнал детскую оценку и учителя)
7. Домашнее задание. Ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр. Каждому, ВП заданного размера.
8. Вывод:
– Сегодня вы получили основные навыки
работы с берестой, практический опыт по
художественной обработке бересты.Научились
составлять технологическую документацию.
Можно приступать к изготовлению изделия по
разработанной вами технологической карте.Самое
сложное позади, самое интересное впереди.
Спасибо за хорошую работу!
Давайте посмотрим, какие работы выполнили
обучающиеся в прошлом году и каких добились
результатов. Внимание на экран.
Уборка материалов и инструментов в рабочих мастерских (5 мин.)