Урок технологии "Берестяная живопись"

Разделы: Технология


Цель: разработать проект в группах на тему «Природа Сибири», «Звери Сибири» (задача усложнённого уровня) в технике полуобъёмной аппликации или живописи.

Задачи:

  • познакомить учащихся с берестой, с традиционным способом заготовки берёсты, её обработкой, хранением;
  • представить разновидности изделий из берёсты;
  • воспитывать уважительное отношение к природеРодного края.
  • научить составлять план работы ТК, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса.
  • уметь рационально организовывать рабочее место, распределять совместный труд
  • научить работать в технике полу объёмной аппликации.
  • Показать учащимся приемы работы с берестой, развивать творческие способности.

Оборудованиеи материалы:

  • Презентация 1 «Вводная»,
  • Презентация 2 «Наши достижения»
  • Презентация 3
  • берёста (снимали с чурок на дрова),
  • детские книги с иллюстрациями природы и животных,
  • клей ПВА,
  • бумага для заданного размера,
  • тетрадь, карандаш, линейка, нож столовый, рабочий халат, коробки пустые 50*70 3шт., ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр.

План.

1. Организационный момент. Введение.
2. Теория.
3. Практика(распределение по группам, внутри групп, выбор сюжета) 1 урок
4. Практическая деятельность(чистка бересты, распределение её слоёв по цветовой тональности, составление эскиза в натуральную величину, ТК) 2 урок
5. Итог урока, домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 урок

1. Введение

Издавна на Руси почитали березу как символ родного края. В самом деле, пользы от нее много. Посадив березу, можно осушить влажный участок сада, березовые дрова горят жарко, да и лыку всегда найдётся применение. Берёзовый дёготь используют в медицине. Наружная часть коры березы называется берестой. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал.
Берёзу ценили за достаточно высокую водостойкость и устойчивость к гниению. Поэтому бересту использовали в строительстве, прокладывая под нижним венцом и между бревнами деревянных изб, плели из нее прочную, защищающую от промокания обувь, изготавливали различные нужные в домашнем хозяйстве предметы. Береста повсеместно использовалась в быту для изготовления различных предметов народного быта: коробочек, туесков, ваз, солонок то, естественно, возникли самые разнообразные способы ее обработки и украшения.

2. Теория.

Презентация 1 «Вводная»

Каждому изделию, применяется своя технология.Анализ технологии их изготовления.
Например: слайд 3 – лапти, слайд 4 – корзины, слайд 5 – солонка

– Как вы думаете, каким способом они изготовлены? Пользовались ли вы в начальных классах техникой плетения из полос?

Слайд 6. Кружка. Как можно изготовить её? (Обучающиеся высказывают свои предположения) Смешанная технология, так как изделие сложное состоит из нескольких элементов. Дно и ручка – дерево, боковая поверхность кружки из 2 слоёв декорированная тиснением и аппликативным способом ажурными полосками и цветами, с помощью клея.

Слайд 7. Ваши предложения о технологии изготовления? Из скольких основных элементов состоит туес? (Дно, боковая поверхность, крышка, ручка)
Туеса изготовлены для хранения сухих продуктов. Какие способы и технологии, перечисленные выше можно применить, чтобы изготовить туес?
Какими способами изделие декорировано?

Слайд 8. Тарелочка – какова её область применения? (Для конфет, фруктов, хлеба, орехов)
Что нового вы видите в технике изготовления? (Прорезанная насквозь – ажурная, сшивная – дно с боковой поверхностью)

В работе с берестой сегодня сохранились не только традиционные направления – роспись по бересте, тиснение, прорезная береста, работа с пластовой берестой и плетение бересты, изготовление туесов, но появилось много нового интересного и необычного: сюжетные картины из бересты в технике аппликация, выжигание по бересте.

Широкое распространение получило изготовление украшений из бересты – подвески, заколки для волос, браслеты, бусы, амулеты, обереги.
Все это говорит о дальнейшем развитии берестяного промысла, которое выражается в создании новых технологий и направлений работы с берестой.Берестяной промысел
Сегодня мы попробуем применить приёмы обработки берёсты и изучить технологию клеёной берёсты на практике под названием «Берестяная живопись».

Актуализация: «Берестяная живопись» – это смешанная техника аппликации и живописи. В наших условиях считаю как наиболее доступный способ. Преимущества берестяной живописи, не требует специальной подготовки. Низкая себестоимость, проста в исполнении, практически не имеет отходов.
Учитывая все перечисленные достоинства бересты, изучив опыт народных мастеров, мы попробуем создать свои предметы быта – берестяные картины, которые будут служить украшением школы.
В старину дети не учились в школах, для обучения грамоте сыновей пристраивали послушниками в церковь, это были единицы. Люди чтили и уважали людей, знающих грамоту. Остальной люд – назвали «чёрным», «тёмным», то есть не обученных грамоте. Простые люди обучались мастерству, которое кормило их на протяжении жизни. Например?.... Какие ремёсла были нужны в древние времена? (Кузнецкое дело, плотницкое дело, сапожных дел мастер, гончарное дело, столярных дел мастер и т.д.)
– Вспомните сказки, литературные произведения, где дети были подмастерьями? Подмастерье – значит работает и обучается под началом Мастера. Отдавать в подмастерье, значитосваивать мастерство, обучаться. И мы поступим также.

3. Практика

Я – «Мастер», мальчики делятся на 2-3 группы «Подмастерья». Каждой группе даётся задание на формате А4: Заполните таблицу распределения работ 7 минут, вписав фамилии, № группы, класс. (Приложение 1)

Домашнее творческое задание:

  • подобрать изделие из бересты фото (в электронном варианте), по изображению проанализировать технологию его изготовления, примеры решений изложить в тетради письменно;
  • подобрать презентацию о способах и технике изготовления изделий из берёсты.

2 урок

4. Практическая деятельность

Инструктаж ТБ при работе с режущими инструментами.

Теорию заготовки берёсты мы изучили на прошлом уроке.На практике, вам было дано задание: не трогать, живые берёзы, а снимать берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, трудно, но возможно. И в лес не ходить нет необходимости.

Подмастерья-художники и подмастерья-технологи, получите инструкционные карты и приступайте к выполнению своих работ. Остальные подмастерья, сгруппируйтесь таким образом, чтобы сесть за 1 верстак, поставьте 3 коробочки, подпишите на каждой № группы класс (1 коробка не чищенная, 2 коробка – средние слои, 3 коробка – глянцевые слои). На середину верстака выложите всю заготовленную бересту, и приготовьте масляные ножи.

Обработка (показ слайдов, объяснение мастера на практике)

Первый этап обработки бересты.Отложите сразу нетронутую, не чищеную бересту, на стволы «березок». Красивую, белую с лишайниками, наростами.(если толстый слой можно расслоить, убрав нижний слой, иначе в изделии клей не выдержит и «берёза » скрутится). В отдельную подписанную коробку.

«Чистка» – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры (шероховатую поверхность дерева) при помощи обычной щётки и закруглённого ножа. Соскребаем влево и вправо, не поперёк. (Мелкие чешуйки это единственные отходы, удобнее держать большой пласт берёсты вдвоём, на стуле, коленях при выскабливании.)

Второй этап – расслоение бересты на слои. Размоченная береста легко расслаивается.Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Берёзовая кора многослойна и все слои можно и нужно использовать в нашем изделии. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины.
Каждый слой может состоять их двух трёх слоёв, разъединять которые тоже можно. Стараемся подцепить и снять слой большим куском, пластом, легче будет в работе. Не мельчи, тоненькие полоски тяжело клеить. Никаких отходов, все пригодится. Сортируем сразу по коробочкам. Тоньше бумаги не расслаиваем.

Средних слоёв всегда больше.
Очень бережно относимся к внутреннему слою. Его легко узнать он имеет все оттенки от жёлтых, до кремовых, тёмно коричневых и пальчики по нему скользят. Глянцевый слой самый ценный. Берёста, снятая с погибших берёз имеет внутренний слой тёмный, без блеска и не расслаивается. Такая берёста в изготовлении других изделий практически не используется, потому что не живая, хрупкая. Именно внутренние слои придают нежные природные оттенки картинам из бересты.

5. Самостоятельная работа

Приступаем к обработке бересты, художники продумывают эскизы, технологи составляют свои технологические карты.

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6

Раздать в работу.

– Внимание! Все виды работ, очень важны для вашей коллективной творческой работы. К концу урока, поделитесь своими впечатлениями о проделанной работе по очереди. Желаю успеха.

6. Итог урока

Понравилось ли вам работать с берестой?
Чему научились? Какие сложности были в работе? (Каждая группа высказывается)

Старший подмастерье оценивает работу каждого подмастерья, озвучивая качество работы, аккуратность, указывает, что лучше у них получалось, ставит оценку в своей ведомости.
Художники и технологи демонстрируют и озвучивают проделанную ими работу как план работы на следующие уроки.

Выставление мастером оценок за индивидуальную и групповую работу. (В журнал детскую оценку и учителя)

7. Домашнее задание. Ножницы, клей «Момент универсальный» – 60 гр. Каждому, ВП заданного размера.

8. Вывод:

Сегодня вы получили основные навыки работы с берестой, практический опыт по художественной обработке бересты.Научились составлять технологическую документацию.
Можно приступать к изготовлению изделия по разработанной вами технологической карте.Самое сложное позади, самое интересное впереди.
Спасибо за хорошую работу!
Давайте посмотрим, какие работы выполнили обучающиеся в прошлом году и каких добились результатов. Внимание на экран.

Презентация 2, Презентация 3

Уборка материалов и инструментов в рабочих мастерских (5 мин.)