Урок литературного чтения по теме "Звуки [з], [з'], буквы "З, з"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: квадраты красного, жёлтого и зелёного цветов, карточки с буквами, слогами, схемы предложений, рисунки животных, словарь Ожегова, дорожный знак, мультимедийная установка (показ слайдов).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

- Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

- Урок литературного чтения.

- Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, ведь хорошее настроение-залог успеха и удачи в работе на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Речевая разминка

- Читаем слоги по 3 раза и говорим к ним рифмы:

Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Серёжи колесо
Ри-ри-ри – а на ветках снегири
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

2) Читательская разминка (по 3 уровням)

1 группа (красные квадраты) прочитать на доске слоги (ко, са, ли, но, ки, ты, ра, ни, ро)

2 группа (жёлтые квадраты) составить из слогов слова (коса, лиса, кино, ноты, нора, сани, короли, ролики, коты, киты, кони)

3 группа (зелёные квадраты) придумать предложение с составленным словом по схеме: |___ ___ ___ . |___ |___ ___ . (У девочки коса. У Вовы сани. В норе лиса. У Иры ноты.)

3. Введение новой буквы.

- Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в одно интересное место, где мы повстречаем разнообразных животных и расширим свои знания. Готовы к путешествию? (Слайд 1)

Представьте, что мы поднимаемся по этой лестнице вверх и попадаем в зоопарк. (Слайд 2)

- А что такое “зоопарк”? (Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных по словарю Ожегова)

- Итак, начнём путешествие.

- Отгадайте, кого мы встретим первого?

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, -
Уши больше головы? Заяц. (Слайд 3)

- Где он живёт? В лесу

- Значит, он какой зверь? Дикий

Разлинована лошадка,
Будто школьная тетрадка,
Разлинована лошадка
От копыт до головы. Зебра. (Слайд 4)

- Где живут зебры? В Африке.

- А как называется место, где они содержатся? Вольер

Объяснение значения слова по словарю Ожегова. “Вольер – площадка для содержания животных, ограждённая металлической сеткой”.

- Ребята, в нашей речи слово “зебра” употребляется ещё в одном значении.

Подумайте, когда ещё мы говорим это слово?

Зебра – пешеходный переход (знак), обозначенный белыми полосками на проезжей части дороги.(показать знак)

- Вывод: эти слова многозначные, мы уже с ними знакомились.

- В лесу и в пустыне, в степи и в болоте,

В любом тёплом месте нас вы найдёте:

Длинное тело без ног и без рук,

Боятся все нас, что укусим мы вдруг. Змеи. (Слайд 5)

- Ребята, а приносят ли они пользу человеку? (Да, из их яда получают лекарственные препараты, змеи являются санитарами природы – поедают слабых и заболевших животных). Их нужно охранять.

- А как называется место, где содержат змей? (Террариум)

Объяснение значения слова по словарю: “Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных”.

4. Работа над выделением нового звука. Сообщение темы и цели урока.

- Каких животных мы встретили в зоопарке?

- Какой новый звук вы услышали в начале слова? [з]. [з’].

- Скажем хором слово “заяц”. Как произносится 1 звук? (Твёрдо)

- Скажем “зебра”. Как произносится 1 звук? (Мягко).

- Скажем “змея”. (Звук [з] – согласный, твёрдый, он произносится с препятствиями, воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами).

- Что ещё вы хотели бы отметить в новом звуке? (Уточнить: какой это звук звонкий или глухой). Этот звук звонкий.

- Что вы можете сказать об этих звуках? В нашей речи встречаются звуки [з] и [з’] Эти звуки согласные, они произносятся с помощью голоса и шума. Один звук твёрдый, другой мягкий.

- А какую букву нужно взять, чтобы обозначить на письме звуки [з] и [з’]? (Показать букву З, з) Как она называется?

- Кто сформулирует тему нашего урока на основе загадок?

- А теперь, отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать эту букву, выделять звуки в словах, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).

Физминутка “Зоопарк”.

Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Мы идём за шагом шаг,
Попадаем в зоопарк.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

5. Формирование новых знаний.

- Откройте учебник и найдите новую букву на стр. 95.

1) Знакомство с графическим изображением буквы.

- На что похожа буква “З, з”? (На цифру 3)

- На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Работа в печатной тетради.

- Напечатайте её в тетради. (Заглавную и маленькую по 2 раза)

- Напишите слоги - за, зо, зу, зы, зе, зи. (Чтение слогов и запись под диктовку)

2) Знакомство с новыми звуками.

- Составить схему слова “зебра”, слого-звуковой анализ слова. (1 ученик у доски)

- Ребята, а зовут зебру Зорька. (Составление схемы слова “Зорька”, слого-звуковой анализ слова)

3) Игра “Услышь звук”.

- Я говорю слова с новыми звуками, вы, если услышали твёрдый звук – хлопаете, а если мягкий звук – поднимаете руку. (Заяц, звонок, зебра, зуб, зефир, зима, обезьяна, загадка, змея, зоопарк, магазин, зонт, зубр, зяблик)

- Ребята, в зоопарке живут не только животные в названии которых есть новая буква, но и другие животные.

4) Отгадайте загадки: (показ слайдов).

- Зверь горбатый, а нравлюсь я ребятам. Верблюд. (Слайд 6)

- Какое слово услышали с новым звуком? (Зверь)

- Какой звук первый? (З - согл., тв., звонкий)

- Кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк (Слайд 7)

- Какие слова? (Зимой, злой)

- Дрессировщик спозаранку дрессирует… Обезьянку. (Слайд 8)

- Как вы понимаете слово “спозаранку”? (Очень рано)

Дети дают характеристику новым звукам. (Выходят к доске с картинками)

6. Закрепление новых знаний.

1) Работа по учебнику С. 94-95.

- Назовите, каких зверей вы здесь видите с новыми изученными звуками?

- Отгадайте загадку:

Здоровый и могучий бык,
Но жить на воле он привык. Зубр. (Слайд 9)

- Кого ещё вы увидели? Слона, льва, тигра. (Слайды 10, 11, 12)

- Как же называется место содержания диких животных? (Слайд 13)

2) Чтение четверостишия В. Берестова (вполголоса). С.94

Задание: найти слова с новой буквой.

Смысл слова “заклинатель”. (Словарь Ожегова)

Заклинатель – человек, который заклинает магическими звуками. (Змей)

3) Актуализация знаний (разноуровневые задания).

1 группа (у кого красные квадраты) читают слоги на стр.95.

Задание: подчеркнуть простым карандашом слоги, где “з’” - мягкий.

2 группа (жёлтые квадраты) читают вверху слова.

Задание: подчеркнуть простым карандашом слова, где новый звук в начале слова.

3 группа (зелёные квадраты) читают текст “Звери в зоопарке”.

Задание: подчеркнуть простым карандашом слова, где есть новые звуки.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- У меня в руках 7 букв, давайте из них составим слово, где же мы сегодня побывали. (1 ученик у доски составляет слово “зоопарк”)

- С какими новыми буквами и звуками мы познакомились?

- Расскажите всё, что узнали о букве “з”?

- У кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку.

- Молодцы, значит, вы хорошо потрудились!

8. Творческое задание.

- Дома составьте рассказ о своём любимом животном и нарисуйте зверей, в названии которых слышатся звуки [з] и [з'].