Цели урока:
- познакомить детей с новыми буквами “З, з” и звуками [з], [з’]. Учить выполнять слого-звуковой анализ слов. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них знания и опыт, развивать умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Расширять словарный запас детей;
- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: квадраты красного, жёлтого и зелёного цветов, карточки с буквами, слогами, схемы предложений, рисунки животных, словарь Ожегова, дорожный знак, мультимедийная установка (показ слайдов).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок.
- Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Урок литературного чтения.
- Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, ведь хорошее настроение-залог успеха и удачи в работе на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Речевая разминка
- Читаем слоги по 3 раза и говорим к ним рифмы:
Ра-ра-ра - начинается игра
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со – у Серёжи колесо
Ри-ри-ри – а на ветках снегири
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру
2) Читательская разминка (по 3 уровням)
1 группа (красные квадраты) прочитать на доске слоги (ко, са, ли, но, ки, ты, ра, ни, ро)
2 группа (жёлтые квадраты) составить из слогов слова (коса, лиса, кино, ноты, нора, сани, короли, ролики, коты, киты, кони)
3 группа (зелёные квадраты) придумать предложение с составленным словом по схеме: |___ ___ ___ . |___ |___ ___ . (У девочки коса. У Вовы сани. В норе лиса. У Иры ноты.)
3. Введение новой буквы.
- Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в одно интересное место, где мы повстречаем разнообразных животных и расширим свои знания. Готовы к путешествию? (Слайд 1)
Представьте, что мы поднимаемся по этой лестнице вверх и попадаем в зоопарк. (Слайд 2)
- А что такое “зоопарк”? (Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных по словарю Ожегова)
- Итак, начнём путешествие.
- Отгадайте, кого мы встретим первого?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, -
Уши больше головы? Заяц. (Слайд 3)
- Где он живёт? В лесу
- Значит, он какой зверь? Дикий
Разлинована лошадка,
Будто школьная тетрадка,
Разлинована лошадка
От копыт до головы. Зебра. (Слайд 4)
- Где живут зебры? В Африке.
- А как называется место, где они содержатся? Вольер
Объяснение значения слова по словарю Ожегова. “Вольер – площадка для содержания животных, ограждённая металлической сеткой”.
- Ребята, в нашей речи слово “зебра” употребляется ещё в одном значении.
Подумайте, когда ещё мы говорим это слово?
Зебра – пешеходный переход (знак), обозначенный белыми полосками на проезжей части дороги.(показать знак)
- Вывод: эти слова многозначные, мы уже с ними знакомились.
- В лесу и в пустыне, в степи и в болоте,
В любом тёплом месте нас вы найдёте:
Длинное тело без ног и без рук,
Боятся все нас, что укусим мы вдруг. Змеи. (Слайд 5)
- Ребята, а приносят ли они пользу человеку? (Да, из их яда получают лекарственные препараты, змеи являются санитарами природы – поедают слабых и заболевших животных). Их нужно охранять.
- А как называется место, где содержат змей? (Террариум)
Объяснение значения слова по словарю: “Террариум – специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных”.
4. Работа над выделением нового звука. Сообщение темы и цели урока.
- Каких животных мы встретили в зоопарке?
- Какой новый звук вы услышали в начале слова? [з]. [з’].
- Скажем хором слово “заяц”. Как произносится 1 звук? (Твёрдо)
- Скажем “зебра”. Как произносится 1 звук? (Мягко).
- Скажем “змея”. (Звук [з] – согласный, твёрдый, он произносится с препятствиями, воздух проходит между кончиком языка и верхними зубами).
- Что ещё вы хотели бы отметить в новом звуке? (Уточнить: какой это звук звонкий или глухой). Этот звук звонкий.
- Что вы можете сказать об этих звуках? В нашей речи встречаются звуки [з] и [з’] Эти звуки согласные, они произносятся с помощью голоса и шума. Один звук твёрдый, другой мягкий.
- А какую букву нужно взять, чтобы обозначить на письме звуки [з] и [з’]? (Показать букву З, з) Как она называется?
- Кто сформулирует тему нашего урока на основе загадок?
- А теперь, отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать эту букву, выделять звуки в словах, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).
Физминутка “Зоопарк”.
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Мы идём за шагом шаг,
Попадаем в зоопарк.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
5. Формирование новых знаний.
- Откройте учебник и найдите новую букву на стр. 95.
1) Знакомство с графическим изображением буквы.
- На что похожа буква “З, з”? (На цифру 3)
- На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
Работа в печатной тетради.
- Напечатайте её в тетради. (Заглавную и маленькую по 2 раза)
- Напишите слоги - за, зо, зу, зы, зе, зи. (Чтение слогов и запись под диктовку)
2) Знакомство с новыми звуками.
- Составить схему слова “зебра”, слого-звуковой анализ слова. (1 ученик у доски)
- Ребята, а зовут зебру Зорька. (Составление схемы слова “Зорька”, слого-звуковой анализ слова)
3) Игра “Услышь звук”.
- Я говорю слова с новыми звуками, вы, если услышали твёрдый звук – хлопаете, а если мягкий звук – поднимаете руку. (Заяц, звонок, зебра, зуб, зефир, зима, обезьяна, загадка, змея, зоопарк, магазин, зонт, зубр, зяблик)
- Ребята, в зоопарке живут не только животные в названии которых есть новая буква, но и другие животные.
4) Отгадайте загадки: (показ слайдов).
- Зверь горбатый, а нравлюсь я ребятам. Верблюд. (Слайд 6)
- Какое слово услышали с новым звуком? (Зверь)
- Какой звук первый? (З - согл., тв., звонкий)
- Кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк (Слайд 7)
- Какие слова? (Зимой, злой)
- Дрессировщик спозаранку дрессирует… Обезьянку. (Слайд 8)
- Как вы понимаете слово “спозаранку”? (Очень рано)
Дети дают характеристику новым звукам. (Выходят к доске с картинками)
6. Закрепление новых знаний.
1) Работа по учебнику С. 94-95.
- Назовите, каких зверей вы здесь видите с новыми изученными звуками?
- Отгадайте загадку:
Здоровый и могучий бык,
Но жить на воле он привык. Зубр. (Слайд 9)
- Кого ещё вы увидели? Слона, льва, тигра. (Слайды 10, 11, 12)
- Как же называется место содержания диких животных? (Слайд 13)
2) Чтение четверостишия В. Берестова (вполголоса). С.94
Задание: найти слова с новой буквой.
Смысл слова “заклинатель”. (Словарь Ожегова)
Заклинатель – человек, который заклинает магическими звуками. (Змей)
3) Актуализация знаний (разноуровневые задания).
1 группа (у кого красные квадраты) читают слоги на стр.95.
Задание: подчеркнуть простым карандашом слоги, где “з’” - мягкий.
2 группа (жёлтые квадраты) читают вверху слова.
Задание: подчеркнуть простым карандашом слова, где новый звук в начале слова.
3 группа (зелёные квадраты) читают текст “Звери в зоопарке”.
Задание: подчеркнуть простым карандашом слова, где есть новые звуки.
Проверка самостоятельной работы по группам.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- У меня в руках 7 букв, давайте из них составим слово, где же мы сегодня побывали. (1 ученик у доски составляет слово “зоопарк”)
- С какими новыми буквами и звуками мы познакомились?
- Расскажите всё, что узнали о букве “з”?
- У кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку.
- Молодцы, значит, вы хорошо потрудились!
8. Творческое задание.
- Дома составьте рассказ о своём любимом животном и нарисуйте зверей, в названии которых слышатся звуки [з] и [з'].