Отдел моховидные. Тайны маленьких растений. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ.

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока. Урок-практикум.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” Учебник для учащихся 6 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007.

Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учеников

Орг. момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика. Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых

Подсказка третья – это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растений. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так: “Тайны маленьких растений”.

 

 

 

 

Просматривают слайд 1 в презентации урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Слайд №2  

Мотивация и целеполагание урока Звучат стихи в презентации.

Предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока – “Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека”.

Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их в рабочий лист. (Приложение 1).

Озвучивают свои вопросы.

Формулируют цель урока.

Слайд № 4

Изучение нового материала. Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина “моховидные” и “мхи”. Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

На какие растения похожи эти моховидные?

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 5 с фрагментом “Маршанция”

БЛОК №1 Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

Для этого надо изучить строение настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки мхов лежат на столе.

Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

Задание. Сравнить два мха.

Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

Лабораторная работа.

Выполняем в лабораторной тетради задания № 1, 2, 3.

(Приложение 2)

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы есть у мха – кукушкин лен?
  2. Какие органы есть у сфагнума?
  3. Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.
  4. Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые “вышли” на сушу.

Ученики предлагают свои гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты заданий

 

 

Просматривают слайды № 6, 7 презентации

 

 

 

 

 

 

Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.

(Приложение 2)

Оформляют результата работы.

 

 

Слайд № 8 с вопросами.

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

Предлагают свои варианты выводов по блоку № 1.

Слайд № 9

БЛОК № 2 Тайна вторая. “Земноводные растительного мира”. Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе.

Отвечают на вопрос:

Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Лабораторная работа.

Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

Просит сформулировать вывод по блоку №2.

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.

Предлагают свои варианты гипотез

 

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта

 

Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе.

Ученик работает с цифровым микроскопом.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске.

Предлагают свои варианты вывода.

Слайд № 14

БЛОК № 3 Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3. “Размножение мхов”.

Почему они так многочисленны и так широко распространены?

Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.

Вопросы:

Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?

Какие условия необходимы для оплодотворения?

Что вырастает на женском растении после оплодотворения?

Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?

Что вырастает из споры мха?

Почему мхи растут густыми дерновинками?

Заслушивает ответы на вопросы.

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §40, с. 147.

Заслушивает вывод по блоку №3.

Вывод. Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.

Слайд № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты ответов на вопросы.

Презентация слайд № 16 с анимацией “Размножение мхов”

 

 

 

Вопросы в рабочем листе.

Слайд № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах (Приложение 1)

 

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 18

БЛОК № 4 Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна “Загадки болотных трясин”.

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы.

Заслушивает выводы по блоку №4.

Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

Слайд № 19

 

Смотрят презентацию слайд № 20-26, читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы.

 

 

Формулируют вывод по блоку №4.

Слайд № 27

Подведение итогов урока Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе “Моховидные”? Перечисляют полученные данные о мхах.

Корректировка ответов.

Слайд № 28

Коррекция знаний и умений Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Обсуждают, оформляют результат работы
Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка. Тестирование на рабочих листах Выполняют тест.

Взаимопроверка.

Проверяют с ответами на слайде № 29

Рефлексия деятельности Закончите предложения:

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности
Домашнее задание 1. §40, вопрос 3.

2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание “Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи”.

Записывают домашнее задание