Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ.
Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.
Задачи.
Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.
Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.
Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока. Урок-практикум.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. “Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” Учебник для учащихся 6 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007.
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учеников |
Орг. момент |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика. | Приветствуют учителя |
Актуализация знаний |
Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь. Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше. Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых Подсказка третья – это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см. Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф. Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растений. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Предлагает сформулировать тему урока ученикам. Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так: “Тайны маленьких растений”. |
Просматривают слайд 1 в презентации урока
Обсуждают в парах. На доске появляется тема урока. Слайд №2 |
Мотивация и целеполагание урока | Звучат стихи в презентации. Предлагает учащимся: Попробуйте сформулировать вопросы. Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Какова цель нашего урока? Цель урока – “Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека”. |
Просматривают в презентации слайд № 3.
Слушают стихи. Формулируют вопросы. Записывают их в рабочий лист. (Приложение 1). Озвучивают свои вопросы. Формулируют цель урока. Слайд № 4 |
Изучение нового материала. | Может быть, кто-то из вас обратил
внимание на то, что я использую два термина
“моховидные” и “мхи”. Это не синонимы одного
понятия. Моховидными называют целый отдел
растений, который включает растения класса
листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники.
Представитель этого класса – маршанция. Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос. На какие растения похожи эти моховидные? |
Просмотр слайда № 5 с фрагментом “Маршанция” |
БЛОК №1 | Почему Моховидные считают первыми
наземными растений? Заслушивает гипотезы учеников. Попробуем разгадать эту первую тайну. Для этого надо изучить строение настоящих мхов. Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом. Засохшие дерновинки мхов лежат на столе. Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять. Задание. Сравнить два мха. Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению. Лабораторная работа. Выполняем в лабораторной тетради задания № 1, 2, 3. Организует обсуждение. Ответьте на вопросы:
Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые “вышли” на сушу. |
Ученики предлагают свои гипотезы
Предлагают свои варианты заданий
Просматривают слайды № 6, 7 презентации
Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ. Оформляют результата работы.
Слайд № 8 с вопросами. Ученики отвечают на вопросы.
Предлагают свои варианты выводов по блоку № 1. Слайд № 9 |
БЛОК № 2 | Тайна вторая. “Земноводные
растительного мира”. Задумывались ли вы над
тем, почему мхи растут в местах повышенной
влажности, например на болотах? Организует обсуждение предлагаемых гипотез Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе. Отвечают на вопрос: Почему изменился вес мха после опускания в воду? Давайте раскроем и эту тайну. Лабораторная работа. Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их. Просит сформулировать вывод по блоку №2. Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются. |
Предлагают свои варианты гипотез
Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта
Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе. Ученик работает с цифровым микроскопом. Рассматривают лист мха на интерактивной доске. Предлагают свои варианты вывода. Слайд № 14 |
БЛОК № 3 | Следующая тайна посвящена размножению
мхов. Тайна 3. “Размножение мхов”. Почему они так многочисленны и так широко распространены? Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками. Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы? Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит. Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы. Вопросы: Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом? Какие условия необходимы для оплодотворения? Что вырастает на женском растении после оплодотворения? Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха? Что вырастает из споры мха? Почему мхи растут густыми дерновинками? Заслушивает ответы на вопросы. Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом. Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §40, с. 147. Заслушивает вывод по блоку №3. Вывод. Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно. |
Слайд № 15
Предлагают свои варианты ответов на вопросы. Презентация слайд № 16 с анимацией “Размножение мхов”
Вопросы в рабочем листе. Слайд № 17
Отвечают на вопросы Работа на рабочих листах (Приложение 1)
Предлагают свои варианты вывода Слайд № 18 |
БЛОК № 4 | Мы разгадали три тайны маленьких
растений. Вы узнали много нового и необычного о
мхах. Осталась четвертая тайна - тайна “Загадки
болотных трясин”. Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы. Заслушивает выводы по блоку №4. Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества. |
Слайд № 19
Смотрят презентацию слайд № 20-26, читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы.
Формулируют вывод по блоку №4. Слайд № 27 |
Подведение итогов урока | Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе “Моховидные”? | Перечисляют полученные данные о мхах. Корректировка ответов. Слайд № 28 |
Коррекция знаний и умений | Обсуждение правильности заполнения
рабочего листа. Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? |
Обсуждают, оформляют результат работы |
Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка. | Тестирование на рабочих листах | Выполняют тест. Взаимопроверка. Проверяют с ответами на слайде № 29 |
Рефлексия деятельности | Закончите предложения: У меня были трудности с изучением ………. У меня были трудности в формулировке … У меня были трудности в выполнении …. |
Проводят рефлексию своей деятельности |
Домашнее задание | 1. §40, вопрос 3. 2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание “Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи”. |
Записывают домашнее задание |