Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Задачи:
- познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;
- расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
- обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок;
- расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка, потешная игрушка;
- воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;
- развивать воображение, художественный вкус;
- создать детям радостное настроение;
- воспитывать интерес к образовательной деятельности;
- воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- обогащать и активизировать словарь.
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании песни-хоровода; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование:
- плетеная корзина;
- кукла из доски;
- кукла-закрутка;
- деревянная игрушка – «богородские кузнецы»;
- матрёшка;
- глиняная игрушка;
- перчаточная кукла – Петрушка;
- набор для изготовления куклы-закрутки.
Содержание организованной деятельности детей
Мастерица: (заходит в группу)
Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я, на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
(обращается к детям)
– Здравствуйте, девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
– Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
– Давайте знакомиться! Я – Девица-мастерица, приехала к вам в гости. А как вас зовут (Дети называют свои имена). Вот мы с вами и познакомились.
– Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключик нашла,
В этот терем вошла,
И корзиночку взяла
(Достает большую плетеную корзину с куклами). В этой маленькой корзинке, чего только нет.
Мастерица: (достаёт из корзины
глиняную игрушку) Ребята, а из чего сделана эта
игрушка? (Ответы детей). Правильно, из глины.
Изготовление игрушки из глины было не основным
промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной
работы, возьмёт кусок глины, да и слепит
что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для
своих детей. Изготовлением игрушек стали
заниматься целые семьи, передавая секреты от
поколения к поколению.
– Ребята посмотрите на эту красивую игрушку. Может, она кому-нибудь знакома? (Ответы детей). Эта игрушка сделана в Тверской области в городе Торжке. Чем она отличается от других глиняных игрушек? (Ответы детей). Правильно, украшена она налепами, узор состоит из мазков, кругов и точек, расписывается такая игрушка прямо по глине. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки с утятами. Как называется эта игрушка? (Ответы детей).
Мастерица:
Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шестка.
Нет ни печки, ни шестка,
Одна липова доска.
Ой, да, лебеда,
Одна липова доска.
– Это, ребята, одна старая песня. Тогда на Руси простые люди жили бедно. А игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то детям надо! (Показывает детям куклу из полена) Вот взял дедушка Петр полено, сделал личико, платочком подвязал — и готово! Играй, внучка!
– Свои куклы крестьяне никогда не выбрасывали, бережно их хранили. Существовала даже примета, если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
Мастерица: (достаёт из корзины
деревянную игрушку) Кто из вас знает, как
называется эта игрушка? Из чего она сделана?
(Ответы детей) .
Игрушки, сделанные мастерами назывались
«потешными», А как вы думаете почему? (Ответы
детей) .
Правильно, эти игрушки сделаны для потехи и
забавы. (Показывает)
Чтение стихотворения о богородских игрушках
«Тук -тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк...
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат»
Мастерица: (достаёт из корзины матрёшку) Эта игрушка вам всем знакома.
Погляди скорее –
Щёчки розовеют,
Пёстренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки –
Как зовут? (Матрёшки) .
Матрёшка – наш национальный сувенир. Появилась она в 90-е годы 19 века. Русский мастер Звёздочкин вырезал из дерева фигурку, а художник Малютин придумал интересную роспись куклы: девушка в русском платке с цветами, сарафане и переднике. Ни дать ни взять – простая деревянная Матрёна. Так игрушка и получила имя столь популярное в наши дни: матрешка.
– Ребята а вы умеете водить хоровод с
матрешкой? (Ответы детей).
У меня в корзинке много матрешек берите их и
становитесь в круг.
(Воспитатель раздает детям перчаточных матрешек и дети встают в хоровод).
Игра-хоровод
1. Взяли дети в руки русские матрешки. Пр. руку. с матрешкой держат перед собой
Быстро завертелись детские ладошки.
Вот какие, вот какие маленькие крошки. Кисть правой руки разворачивают вправо, влево
Вот какие, вот какие русские матрешки, дети кружатся вокруг себя.2. Прогуляться вышли куколки-матрешки Пр. руку с игрушкой, дети передвигаются по кругу
Наши ножки ходят по прямой дорожке. Выполняют притопы ногами
Вот какие, вот какие маленькие крошки. Кисть пр. р. разворачивают вправо, влево,
Вот какие, вот какие русские матрешки. Дети кружатся вокруг себя.3. Спрятались за спину куколки-матрешки. Дети прячут руки за спину
Захотели в прятки поиграть немножко. Дети покачивают головой.
Вот какие, вот какие маленькие крошки. Дети кружатся вокруг себя.
Вот какие, вот какие русские матрешки.4. Машет всем платочком куколка-матрешка. Кисть пр. р. наклоняют вверх, вниз.
А потом ложится, отдыхает крошка. Дети складывают руку на руку качая куклу.
Баю-баю, баю-бай, маленькие крошки. Засыпают, засыпают русские матрешки
(В конце игры дети подносят указательный палец левой руки к губам и тихо произносят: Тсс)
Мастерица:
Наряд мой пестрый.
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
– Как вы думаете, какую игрушку я сейчас достану из корзинки? (Ответы детей) .
(Достаёт из сундука перчаточную куклу-Петрушку)
– Я уверена, что многие из вас бывали на
спектакле в кукольном театре. Откуда взялся этот
удивительный мир? Как зрелище театр кукол
зародился на площади в руках бродячих актеров и
превратился в настоящий народный театр.
Кукольный театр знали многие народы: римляне,
египтяне, индийцы, китайцы, узбеки и турки. У
каждого народа свой кукольный театр. У одних
куклы деревянные, у других – мягкие, их надевают
на руку как перчатку. У каждого театра есть свой
любимый герой. В России таким героем является
Петрушка. За едкие остроты и шутки прозвали его
Петром Ивановичем Уксусовым.
Мастерица: А ещё я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В иной избе таких кукол было до сотни штук!
(Достает куклу-закрутку из корзины).
Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная,
это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Ответы
детей). Оберег – это предмет, который
оберегает человека от несчастья, защищает от
болезни, охраняет дом.
Самую первую куклу – пеленашку, мама делала
доченьке, когда та еще в колыбельке качалась.
Потом девочка подрастала и училась сама делать
куколку, посложнее – закрутку. А вы хотите
научиться делать такую куклу? (Ответы детей)
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках
спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой
узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать
куклу, надо друг другу помогать.
– Ребята вы мне поможете? (Ответы детей).
Тогда давайте начинать.
Смотрите: свертываем «в скалку» кусок ткани,
белой тряпицей стягивали лицо, перевязываем
льняной ниткой и кукла готова (дети во всем
помогают). Теперь ее можно рядить. А костюмы –
копии тех, что носили раньше ваши прабабушки.
Украшения – ленточки, блестки, цветные бусинки.
– Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу?
(Ответы детей). Потому что она похожа на
каждого из нас. Как мы назовем нашу куклу? (Дети
дают имя кукле). Эту куклу вы можете оставить у
себя в группе, пусть она каждый день приносит вам
радость и хорошее настроение.
На этом наше знакомство с куклами закончено.
На прощанье в этот час
Поблагодарить хочу я вас.
Всем спасибо за терпенье,
За улыбки, за веселье.
Изготовления куклы-закрутки
Необходимо для работы:
– ткань для туловища (15*15, 18*18)
– белая ткань для головы и блузки (15*15, 18*18)
– куски тканей, тесьма, цветные нитки для
оформления костюма; нитки х\б №20-40,
Последовательность изготовления куклы-закрутки
1. Взять ткань, согнуть ее с двух сторон, чтобы столбик получился прочный и ровный, и скрутим ткань плотной колбаской.
Теперь нужно в двух местах перевязать столбик. Это получилось туловище.
2. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута, накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи. Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой, затянуть оставшуюся ткань на линии талии.
3. На голову повязать платок.
4. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.
Список литературы:
1. Берстенева Елена, Догаева Наталья.
Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла
своими руками - М, 2010
2. Всё обо всём. Том 17.
3. Журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г
4. Интернет-ресурс: http://www.rukukla.ru/
5. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый
город, М, 2003
6. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими
руками. – Ярославль, 1997
7. Головачёва Р.М. Обрядовые куклы.
Куклы-обереги..
8. Ожегов «Толковый словарь»