Сокращение дробей. Приведение дробей к новому знаменателю. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока:

  • по основной дидактической цели: урок проверки и коррекции знаний и умений.
  • по основному способу проведения:  сочетание различных форм занятий.
  • по основным этапам учебного процесса: комбинированный урок-  повторения , обобщения и введения нового материала.  

Вид урока: урок-игра путешествие с талисманами летней олимпиады в Лондоне.

Межпредметные связи: физическая культура

Оборудование: проектор, экран, колонки, презентация в Power Point 2007 (Приложение 1), Листок учащегося (Приложение 2)

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить и обобщить изученный теоретический материал, провести тестовый контроль по темам сокращения дробей, признаки делимости и основное  свойство дроби. Проблемным методом подвести к новой теме «Приведение дробей к новому знаменателю»
  • Развивающие: развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, навыков работы в паре, умения анализировать, развитие визуальных каналов восприятия информации.
  • Воспитательные: воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности, развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический этап (Приложение 1. Слайд 1)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока

Учитель: Наш  урок сегодня будет не совсем обычный: данный урок завершает  тему «Сокращение дробей». Мы сегодня с вами повторим весь материал по теме. Урок достигнет цели в том случае, если я увижу, что вы работаете сообща, что каждый учащийся сможет решив задачу сам понять новую тему.
На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
Сегодня на уроке вы сами будете ставить себе отметки, ведь иногда вы считаете, что учитель не прав, посмотрим насколько это просто себя оценивать. За некоторые задания в таблице анализа на «Листке учащегося» вы будете выставлять себе баллы, а в конце урока  можете поставить итоговую отметку (а я потом поставлю рядом свою)
Урок будет проходить с  виртуальными гостями- талисманами летней олимпиады в Лондоне. А вот как их зовут – вы узнаете из последующих  заданий.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Учитель: А для этого подготовимся и  вспомним правила, изученные ранее! Повторение построим  по следующему спортивному  принципу  «Передай эстафетную палочку»  – первый вопрос я задаю любому ученику, а он после ответа «передает по эстафете» новый вопрос.

Фронтальный опрос – «Передай  эстафетную палочку»

а) признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, на 6, на 9
б) основное свойство дроби
в) наибольший общий делитель
г) наименьшее общее кратное
д) взаимно простые числа

Устный счет (Приложение 1. Слайд 2)

Учитель: Найдите наибольший общий делитель чисел – Узнаете имена Талисманов Летней   Олимпиады в Лондоне.  Таблица-дешифратор к устному счету на «Листе учащегося» (Приложение 2).

(Приложение 1. Слайд 3) Талисманами стали, как говорят сами авторы, две капли стали – Венлок (Уэнлок) и Мандевиль. Как говорят организаторы, талисманы создавались в первую очередь для детей. С целью привить любовь к спорту. И даже придумали целую историю (автор Майкл Морпурго), и сняли мультсериал. В ходе мультсериала Венлок и Мандевиль учатся различным видам спорта. А глаза на самом деле напоминают объективы теле- и фотокамер.  Мы же с Вами расскажем им как сокращать дроби….

Повторение теоретического материала о сокращении дробей (Приложение 1. Слайды 4-6)

Учитель:

Определение. Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби.
Определение. Дробь, числитель и знаменатель которой взаимно простые числа, называется несократимой.

Назовите общий делитель  числителя и знаменателя данной дроби (Приложение 1. Слайд 4) – Это ответ на вопрос: « Какое место на летней Олимпиаде в Лондоне заняла сборная России». Разделите на общий делитель числитель и знаменатель.

Рассмотрим способы сокращения дробей (Приложение 1. Слайды 5-7)

Ученик 1: (Приложение 1. Слайд 5)

1) Сокращать дроби можно постепенно, используя признаки делимости.

Например:  

Ученик 2: (Приложение 1. Слайд 6)

2) Найти НОД числителя и знаменателя. Разделить числитель и знаменатель дроби на их наибольший общий делитель.

Например: НОД(210,315) = 105.

Ученик 3: (Приложение 1. Слайд 7)

3) Разложить числитель и знаменатель дроби на простые множители. Сократить дробь на произведение общих множителей.

Например:

Закрепление  материала о сокращении дробей

Учитель: (Приложение 1. Слайд 8) Олимпийский девиз состоит из трех слов, выражающих смысл честной спортивной борьбы. Сократите дроби и расставьте их в порядке  возрастания – расшифруете Олимпийский Девиз.

«Быстрее, выше, сильнее»

Учитель: Чтобы выполнить следующее задание вспомним определение: (Приложение 1. Слайд 9)

а) Какая дробь называется несократимой?

б) Почему эти дроби являются несократимым?

Назовите несократимые дроби:  

Учитель: Предлагаю следующее задание, связанное с Олимпиадными символами.

Ученик 4: Официальный логотип (эмблема) Олимпийских игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Нет подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки). На флаге любого государства есть, по крайней мере, один цвет, из представленных на олимпийских кольцах.

Учитель: (Приложение 1. Слайд 10) Раскрасьте  Олимпийский флаг, а для этого выполните следующее задание: выберите значения у, при которых дробь является неправильной и несократимой.

У = 3, 5, 9, 11, 13

IV. Актуализация опорных знаний  для  введения новой темы

Учитель: (Приложение 1. Слайд 11)

1) Найдите НОК –ответите на вопросы:

  • Какая была летняя олимпиада по счету          30
  • Сколько видов спорта было представлено     27
  • Сколько медалей получила наша сборная       82
  • Количество золотых медалей                           24
  • Количество серебряных медалей                     26
  • Количество серебряных медалей                     32
  • Количество  стран участниц Олимпиады       204

Задание №7 предлагается сделать на листах учащегося.

2) Медали олимпиады 2012 года (Приложение 1. Слайд 12)

Ученик 4:  Медали лондонской олимпиады самые большие в истории игр – 375-400 грамм. На одной стороне изображен логотип, на другой – река Темза и богиня Ника (автор Дэвид Уоткинс). Вот медали мне понравились на 100 процентов. Правда красивые?

Учитель: (Приложение 1. Слайд 13) А теперь предлагаю решить следующую задачу: Один марафонец прошел 16 км за 6 ч, а другой 24 км  за 14 ч.  Найди скорость каждого марафонца. У кого из них скорость больше?

(Приложение 1. Слайд 14) А как сравнить, сложить или вычесть дроби с Разными Знаменателям…

V. Объяснение нового материала (Приложение 1. Слайды 15-18)

  • Повторение основного свойства дроби.
  • Приведение к новому знаменателю
  • Схема нахождения общего знаменателя для двух дробей

VI. Закрепление нового материала

1) читаем из учебника п.10 стр. 44 схему-правило. (Приложение 1. Слайд 19)
2)  анализируем пример №3
3) Выполнение № 278, №  283 с разбором у доски –дети выбегают по 1 человеку  цепочкой для записи ответов, данные задания заранее записаны на доске маркером.

VII. Домашнее задание. П10.  № 299, №  302, №294

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ

А в конце нашего урока определим ваше отношение к нему. Выберите нужную вам фигуру, которая     соответствует вашему восприятию нашего урока. Поставьте ее в «Листе учащегося» (Приложение 2). Проанализируйте все ваши оценки на  каждом этапе урока.  Всем спасибо за урок! (Приложение 1. Слайд 20)