«Мы знаем время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы»С.Я.Маршак
Умение ориентироваться во времени – одна из моих задач в организации коррекционно-педагогического процесса.
Успешность овладения временными представлениями во многом определяется состоянием зрения, которое определяется наиболее совершенным «зондом» для исследования времени. Оно дистантно (на расстоянии) обеспечивает полное, тонко дифференцированное восприятие окружающей среды.
Я работаю в группе с детьми, у которых дефекты зрения разнообразны по клиническим формам и структуре нарушенных функций. У этих детей снижена острота зрения (как на обоих глазах, так и на одном), имеются нарушения глазодвигательных функций, у них монокулярный характер зрения. Слабовидящие дети плохо различают отдалённые объекты, движущиеся предметы, им трудно определить форму, величину предмета, временное расположение.
Во времени живут и дети, поэтому формирование представление о времени играет важную роль в их жизни. Я заметила, что интерес к временным отношениям у детей возникает очень рано. Ребенок долго может играть с игрушками, передающими вид и механизм работы часов, но особое внимание привлекают настоящие часы, которые обязательно будут исследованы до последней пружинки.
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Я считаю, что временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм нужно показывать и объяснять детям дошкольного возраста.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть».
Необходимо «показать» ребенку время, его единицы измерения (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), научить свободно оперировать этими понятиями.
Осознавая важность темы, я считаю, что ознакомление детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени. Чтобы помочь детям быстрее усвоить временные понятия, научиться планировать и регулировать повседневную деятельность, я решила остановиться на этом вопросе и изучить его глубже.
Новизна методического пособия состоит в том, что работая по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой я адаптировала программу Плаксиной Л.И., с учетом дидактического материала, для детей с нарушением зрения.
В педагогической разработке предлагаются
занятия о временах года, частях суток, беседы о
времени, дидактические игры, гимнастика для глаз.
Наблюдения с учётом нарушения зрения.
Непосредственно проводится работа с детьми и
родителями для создания предметно-развивающей
среды, способствующей формированию чувства
времени.
Методологической основой программы является современное обучение и воспитание детей с косоглазием и амблиопией, которое направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе (Л. И. Плаксина).
Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго. Однако учёные РГПу им. А. И. Герцена утверждают, что дети с низкой остротой зрения, посещавшие специализированный детский сад, обнаруживали более высокие показатели по сравнению с детьми, только что поступившими в д/сад и имевшими относительно высокую остроту зрения. Отсюда они делают вывод, что хотя состояние функций глаза и оказывает влияние на свойства зрительного восприятия, решающим является фактор научения. В работе по формированию временных представлений у дошкольников я использую проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:
1. Этап познавательной деятельности:
– ознакомление с обучаемым объектом, для того
чтобы накопить следующую информацию по схеме:
объект в целом и его характеристика, части
объекта и их характеристики, возможные виды и
разновидности объекта, надсистема объекта, в
которую входит объект; типовой результат
ознакомления – знания об объекте в виде суммы
признаков структуры объекта, вида его элементов
и отношений между ними;
– формирование развёрнутой систематизированной
характеристики объекта, которая включает:
признаки структуры (части объектов, ингредиенты
веществ, операции технологий), признаки вида
(форма, материал, расположение и связи элементов;
последовательность или порядок выполнения
операций, тип элементов, взаимное расположение и
связи между атомами) и признаки отношения
(количественные характеристики частей, операций,
ингредиентов);
– дополнение характеристики объекта
специальными сведениями: особенности
функционирования и развития объекта; признаки
рода, вида и класса объекта; «формула» объекта
типа патентной или фармацевтической, например:
«формула успешных реформ государства», «формула
государства», «формула интересного детектива» и
т.п.; гуманитарный фон научных знаний об объекте;
– теоретическое обобщение темы, состоящее в том,
чтобы построить модель в виде свернутого образа
изучаемого объекта с помощью системных и
предметных ключей; подвести объект под
определение с применением полученных знаний;
применить определение для распознавания
родственных объектов; сконструировать знания об
объекте – самостоятельно создать учебные задачи
или проблемные ситуации.
2. Этап переживательной деятельности:
– поиск образной, эмоционально-эстетической
ассоциации с изучаемой темой, например, подбор
архетипного художественного образа из числа
известных героев мифов, легенд или сказок; для
поиска образа могут использоваться различные
приемы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос
свойств с одного объекта на другой, приём
«чудесное оживление» предметов и т.п.;
– оформление найденной идеи образа с помощью
музыкальных, изобразительных, пластических или
иных средств; путем окраски в мажорную,
уравновешенную (гармоничную) или минорную
тональность и т.д.; целесообразно использовать
образы-аналоги, связанные по содержанию с
художественным отображением различных
природных и социальных процессов; первые попытки
будут носить упрощенный характер, однако по мере
развития творческого воображения учителя и
учащихся, вторая базовая способность будет
развиваться, усилятся художественность
переживания и фиксация изучаемого знания.
3. Этап оценочной деятельности:
– чтобы разносторонне оценить изучаемое
знание, определяются опорные объекты, например,
человек, общество, природа, наука, искусство,
мораль или иные, к которым привязываются
качественные и количественные оценки;
– вид оценки выбирается в зависимости от аспекта
изучения объекта, например: человек – влияние на
физическую, духовную или социальную культуру;
общество – влияние на экологию, социальный или
технический процесс; природа — влияние на
растительный или животный мир; затем уточняются
шкалы для выбранных оценок, например: полезная
или вредная значимость, нулевая, средняя и
максимальная значимость и т.п.;
– результатами этапа оценивания изучаемого
знания служат развитие третьей базовой
способности учащихся и освоение оценочной
деятельности, усиление фиксации изучаемого
знания и подготовка к изучению таких тем, как
экология, самоопределение человека и т.п.
Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, я могу выделить следующие этапы этого процесса:
1) знакомство ребенка с термином и понятием
(утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);
2) формирование представления об изучаемом
объекте по его признакам;
3) выведение «формулы» изучаемого объекта;
4) закрепление полученных знаний в различных
видах деятельности с помощью разнообразных
средств обучения;
5) определение важности полученного знания;
6) подведение итогов, ознакомление с временной
последовательностью, переход к новому понятию.
Последовательность этапов может варьироваться в зависимости от сюжета занятия.
Развитие представлений о времени у детей в
детском саду осуществляется двумя путями: через
повседневную жизнь и на занятиях. Оба пути могут
сочетаться друг с другом. Значительная роль в
освоении временных представлений детьми
принадлежат педагогической работе в
повседневной жизни. Полезно опираться на режим
дня. Четкий распорядок в чередовании видов
деятельности в течение дня служит ребенку
надежной опорой в различении частей суток. Кроме
собственной деятельности ребенка в качестве
ориентиров используются примеры из жизни других
людей, а
также природные явления, наблюдения за которыми
способствуют распознаванию частей суток,
сезонов. При этом обязательно учитываются
семейные обстоятельства и местные условия:
работа в ночное время родителей (не все люди
ночью спят), географическое расположение места
(белые ночи на севере) и т. д.
В педагогической деятельности я опираюсь на особенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, 1 которые находят опору в личном опыте ребенка. Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день — ночь, утро — вечер, секунда — минута, быстро — медленно, осень — весна, лето — зима и др.
Поэтому большой интерес вызывает у детей
знакомство с такими особенностями времени, как
его связь с повседневной жизнью, текучесть,
непрерывность, периодическая сменяемость.
Познание временной длительности должно
сочетаться с познанием временной
последовательности, которые связаны друг с
другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и
их последовательность, периодичность событий во
времени и т.д.).
Вначале дошкольникам для усвоения предлагается
система связанных между собой временных
категорий, в которой каждая мера складывается из
единиц предыдущей и служит основанием для
последующей. Усвоение единиц времени и отношений
между ними целесообразно связывать с
повторяемостью явлений жизни и деятельности
самих детей и взрослых. Познание мер времени
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)
должно основываться на развитии «чувства
времени» у ребенка, осознании им своего
настоящего, прошлого и будущего. Формальное
манипулирование временными категориями, попытки
заучить их без осознания смысла и понимания
взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны.
Такой подход может существенно затормозить
развитие временных представлений у детей.
Поскольку время — чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, педагогу необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов.
Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступных им средств и способов действия.
Возможность определения времени ребенком связана в значительной мере со знанием чисел. Поэтому количественные и временные представления целесообразно развивать в единстве и взаимосвязи друг с другом.
Практическую ориентировку во времени педагогам следует рассматривать не как самоцель, а как условие интеллектуального развития дошкольников, средство совершенствования разных видов деятельности и подготовки к школе. В целом работа по развитию временных представлений у детей носит пропедевтический (подготовительный) характер. Она требует четкой последовательности и системы в использовании методов и приемов обучения с учетом восприятия времени ребенком и ориентировки в нем.
Я в процессе работы использую самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки) и т. п.
Наблюдение. Я провожу наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.
Во время утренней встречи обращаю внимание ребенка на солнце, которое уже взошло и все кругом осветило, на взрослых, которые торопятся на работу, на детей, идущих в детский сад. Все это происходит утром и характеризует именно этот отрезок времени.
Вечером дети могут наблюдать другую картину: солнце заходит, на улице становится темно, взрослые возвращаются с работы, а дети — из детского сада. В домах зажигается свет. Таковы характерные признаки наступившего вечера.
Во-первых, внимание детей постарше следует обращать на положение солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую цветовую гамму в разное время суток: преобладание голубого цвета утром, желтого — днем, серого — вечером, черного — ночью.
Во-вторых, во время целевых прогулок, занимаясь ежедневными наблюдениями, можно спросить у старших детей: «Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейма: утро (день, вечер, ночь)? Где находится солнце на небе? (Высоко.) Как оно светит? Какого цвета утреннее (вечернее, ночное, дневное) небо? На что похоже небо? Когда бывает рассвет? А закат?»
В третьих дети могут полюбоваться в конце дня красочным закатом солнца, yтpом послушать пение птиц, вечером — кваканье лягушек и стрекотание кузнечиков, днем — шум на улице, ночью — почувствовать тишину, рассмотреть звездное небо и т. д. (по Т. К. Тарабариной).
На основе наблюдений дети выделяют отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, солнце светит, но греет мало; летом тепло, все растет — и овощи, и фрукты, и цветы, и ягоды.
Из отдельных признаков возникает постепенно общая характеристика сезона, погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т.д.
В процессе наблюдений педагог опирается на
непосредственные, чувственно воспринимаемые
детьми факты, их признаки, особенности и
проявления, определяет и закрепляет в речи
соответствующие им временные категории.
Для младших детей в процессе наблюдений выбираю наиболее типичные и конкретные признаки, причем их количество должно быть небольшим. С возрастом объем выделяемых признаков может существенно увеличиваться.
Наблюдения могут проводиться в рамках природоведческой, экологической или другой работы или быть самостоятельными. Они дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствуют накоплению у детей представлений о времени. В процесс наблюдения полезно включать художественное слово: пословицы, поговорки, загадки о времени, небольшие стихотворения.
Беседы провожу на занятиях и вне их. В процессе беседы я активизирую личный опыт ребенка, использую вопросы, начинающиеся со слов «что?», «когда?» (Что делают дети утром, когда просыпаются? Когда они делают гимнастику? Когда обедают? И т.д.) Эти вопросы следует варьировать, учитывая, что на первый вопрос («что?») ребенку ответить легче, чем на второй («когда?»).
Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании.
Показателем чувства времени для ребенка в первую очередь является его собственная деятельность, а лотом уже деятельность других, в том числе и взрослых. Этот факт следует учитывать прежде всего в работе с малышами.
В разное время суток дети заняты многими видами деятельности. Среди них выделяются постоянные и вариативные.
Постоянные виды деятельности осуществляются в строго определенное время (утром дети приходят в детский сад, днем — обедают, музыкальное занятие бывает в сред) и т.д.). Вариативные виды деятельности не имеют четкой локализации во времени (игра, раздевание, прогулка и т.п.).
Постоянные виды деятельности являются для ребенка более надежным показателем времени, чем вариативные, и должны использоваться в первую очередь.
Однако в старшем дошкольном возрасте беседа может перерастать в дискуссию о различных категориях времени.
В процессе бесед и дискуссий может возникнуть потребность в наблюдениях, чтении художественных произведений и других средствах и формах работы по развитию представлений о времени у детей.
Рассматривание тематических картинок. Картинки специально подбираю для ознакомления детей со временем. На них изображаются природные явления, действия детей и взрослых, характерные для того или иного отрезка времени. С большим интересом дети воспринимают картинки со сказочными персонажами и содержанием, сюжет которых разворачивается в строго определенных временных рамках: утром, днем, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью.
В отличие от реального времени с картинками
можно произвольно манипулировать: выкладывать,
рассматривать, сравнивать, группировать и т.д.
* С тематическим набором картинок выполняются
различные упражнения.
* Рассматривание картинок, на которых изображены
контрастные части суток (день — ночь, утро —
вечер), и определение времени их наступления.
* Рассматривание картинок, на которых изображены
смежные части «суток» (утро — день, вечер — ночь),
и их называние.
* Определение части суток при рассматривании
картинок с изо¬бражением постоянных видов
деятельности, характерных для данного времени.
* Распознавание части суток пои рассматривании
картинок с изображением вариативных видов
деятельности.
* Выбор картинки по требования педагога: «Покажи
картинку, на которой изображено утро (день, вечер,
ночь)». «Выбери картинки (из нескольких), на
которых нарисовано то, что бывает утром (днем,
вечером, ночью)». Ребенку предлагается сделать
выбор из 6-8 картинок.
* Раскладывание картинок по порядку: «Что бывает
раньше, а что — потом?» (1-2 картинки вначале может
выложить педагог, а ребенок — остальные)
* В процессе рассматривания картинок
целесообразно задавать вопросы:
* Что нарисовано на картинке?
* Когда что бывает0 (При затруднении возможен
направляющий вопрос: «Это бывает днем
или вечером?»)
* Почему ты так думаешь? Как вы узнали, что это —
ночь (день, утро, вечер)?
* Что вы делаете днем (утром, вечером, ночью)? Каким
одним словом можно назвать утро, день, вечер,
ночь?
* Какое сейчас время суток?
* Какое время суток вам больше нравится? Почему?
(по Т. И. Тарабариной).
Предлагая картинку для рассматривания ребенку, я направляю его внимание на основные признаки данного отрезка времени: фон, светило (солнце, луна, звезды), содержание и характер деятельности людей и др.
Аналогично использую рисунки с изображением сезонов. Обычно это — пейзажи, на которых изображены различные сезонные явления природы, детские развлечения в разное время года, груд взрослых, праздники. Игры и упражнения в игровой форме широко использую для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада. Многие из них были разработаны Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной и до сих пор успешно применяются в практике работы воспитателей с детьми. Среди них есть игры дидактические (словесные, настолько-печатные, с предметами), подвижные: игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-путешествия и т.д.
Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности. Абстрактность, присущая времени, конкретные действия, совершающиеся в нем, стимулирует неуемное детское творчество. Этому способствуют и специально предлагаемые педагогом темы:
* Для рисования: «Зимнее небо», «Солнце ложится
спать», «Самый красивый закат», «Что я люблю
делать днем (или з другое время)», «Звездное
небо», «Лето красное», «Золотая осень», «Мой
портрет» (когда я был маленьким, когда я стану
взрослый) и др.
* Для лепки: «Древние животные», «Игрушки детей
через сто лет» и др.
* Для конструирования из строительного и
бросового материала: «Машина времени». «Дом,
который я построю для своих детей» и др.
* Для аппликации « Мир будущего», «Мир прошлого» и
т.д.
Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года использую небольшие рассказы, сказки, стихотворения и милые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. 3 них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.
Одна модель: три одинаковых круга, расположенных друг под другом по вертикали, могут обозначать «вчера», «сегодня» и «завтра». Ребенку на такой модели легко показать такие временные отрезки, как «вчера утром», «сегодня вечером», «завтра днем» и т.д.
Конспект занятия «Сказка о потерянном времени» во второй младшей группе
Задачи:
- закрепить представление о временах года, правильно называть их последовательность и основные признаки;
- учить различать и называть понятия: утро, день, вечер, ночь;
- упражнять в сравнении 2 групп предметов, разложенных в ряд, пользоваться словами: столько, сколько, поровну;
- развивать внимание, память, системное и логическое мышление.
Предварительная работа:
1. Занятия проходят по единой сюжетной линии.
Дети отправляются в страну Времени, где живут в
волшебном замке четыре принцессы – Утро, День,
Вечер, Ночь. Макет замка – Год – является
своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати
башен, символизирующих двенадцать месяцев года.
Башни отличаются только маковками: у трех башен
они белого цвета (зимние месяцы), у трех –
зеленого (весенние месяцы), у трех – красного
(летние) и у трех желтого (осенние). Таким образом,
дети в ходе занятий сначала знакомятся с
принцессами (времени суток), затем помогают
строить замок (времена года).
2. Разучивание с детьми загадок, примет, пословиц
и стихотворений о зиме.
3. Беседа и слушание аудиозаписи на тему: «Времена
года».
4. Наблюдение на прогулках за зимними явлениями в
природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве стоял наш замок. Что случилось с нашим замком? (он стал бесцветным, некрасивым). Кто жил в этом замке? (Принцессы). Как звали принцесс? (Утро, День, Вечер, Ночь). Где наши принцессы: (их похитили). Наше время потерялось, что будем делать? Нужно вернуть принцесс обратно в замок. Что для этого нужно сделать? Выполнить несколько заданий.
I. Задание: Детям предлагают четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ребята, выберите картинку с изображением ночи и
положите её перед нами. Остальные картинки
переворачивают изображением вниз. Воспитатель
начинает рассказ: «Ночь прошло, светает, на небе
появилось солнышко. Что наступило?» (Утро).
Ребенку предлагают вв1братв картинку с
изображением утра и положить рядом с картинкой
ночи.
Рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко,
все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?»
(День).
Затем: «День прошел, солнце опускается за
горизонт, темнеет. Что наступило?» (Вечер).
Задает последний вопрос: «Вечер прошел, что
наступает за ним?» (Ночь). Может после утра
наступить ночь, а после дня – утро? Детям
предлагают объяснить ответы.
II. Затем звучит фонограмма четырех времен года.
– Ребята, послушайте и определите – какое время года BBI слышите? Почему вы так думаете? (метель, вьюга – зима, капель капает – весна и т.д.) Мы с заданием справились и вот наша первая принцесса, как её зовут? Утро.
III. Д/игра «Чего не бывает»
Воспитатель предлагает из четырех элементов
составить единую картину времени года (весна,
лето, осень, зима), специально допускает одну или
несколько ошибок. Например: летом – оттепель,
весной – люди собирают урожай и т.д.
– Ребята, кто-то в нашем замке хозяйничал и все
разбросал. Давайте соберем картинки и посмотрим,
что на них изображено. Находя ошибку, ребенок
должен объяснить её.
IV. Затем детям предлагают 4 картины о временах года, расположенные не по порядку.
– Ребята, поставьте картинки по порядку. А может после зимы сразу наступить лето, а после весны – осень? Дети объясняют свои ответы. – Ребята, какое сейчас время года? Что можно сказать о зиме? Зима – белая, белоснежная, крепкая, лютая, снежная, суровая, холодная и т.д. Назовите приметы зимы: зима покрылась снегом, замерзли речки, дети катаются на санках, коньках, лыжах. Назовите пословицы о зиме: Зима – не лето, в шубу одета. Много снега, много хлеба и т.д. Зима заканчивается, что наступает? Весна. Просыпаются насекомые.
Гимнастика для глаз «Жуки»
На полянку жук влетел
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж-ж»
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел
(дети смотрят вправо)
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел
(дети смотрят влево).
Жук на нос хочет сесть
(смотрят глазами на нос)
Не дадим ему присесть,
(рукой сгоняют жука)
Жук вот правая ладошка –
Посиди немножко
Жук, вот левая ладошка
Посиди немножко
Жук на верх полетел
И на потолок присел
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Жук наш приземлился
(показывают обе ладошки)
Зажужжал и закружился
«Ф-ф-ф-ф...»
(Дети сдувают с ладошки жука).
Молодцы, а вот и вторая наша принцесса, а зовут её – День.
V. Следующее задание. На столе перед детьми лежат карточки с двумя полосками. Ребята, слушайте внимательно задание. На верхнюю полоску положите две снежинки, на нижнюю одну сосульку. Чего больше, снежинок или сосулек? Положите так, чтобы сосулек и снежинок стало поровну. Теперь чего больше? (поровну) и т.д. Затем проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять – загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепим – лепят снежок
Круглый, крепкий, – показывают круг, сжимают ладони вместе,
очень гладкий – гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем – грозят пальчиком не сладки
Раз – подбросили – подбрасывают
Два – поймали – ловят
Три – уронили – роняют
И – сломаем – топают.
Ребята, а вот и наша принцесса. А зовут её? (Вечер).
VI. Все принцессы с нами. Нет. Значит последнее задание. Воспитатель говорит: я вам поочередно буду задавать вопросы, отвечать нужно быстрее только одним словом «да» или «нет».
1. Снег идет летом?
2. Суп едят вилкой?
3. Морковь бывает синяя?
4. Летом катаются на горке?
Информационные ресурсы
- Агранович З.Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников // – СПб: Детство-Пресс, 2003.//
- Болотова А. Формирование восприятия времени // Дошкольное воспитание, 1980, №11 //
- Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996,№12 //
- Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения // – М: 1990//
- Каноненко И. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание, 1981. №7 //.
- Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов // Волкова Л.С. Шаховская С.Н. – 3-е издание – М. Владос, 2002 //
- Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1972, №2 //
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. // М. Просвещение, 1990 //
- Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учебно-методическое пособие для педагогов: // – СПб: Детство-Пресс, 2002 //
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // М. Просвещение, 1985 //
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной - Л.А. Григорян. Экзамен, 2003г.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте. //М. Просвещение, 1991 //
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду //м, 1982 //
- Тарабарина Т.И. Детям о времени. Теория и методика математического развития дошкольников. Хрестоматия в 3-х т. //СПб: Икар, 2001 //
- Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени. // Дошкольное воспитание, 1979, №1//
- Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание, 1988 №3 //
- Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели. // Дошкольное воспитание, 1986,№7