С этого учебного года учебный предмет основы религиозных культур и светской этики вводится в учебные планы всех московских школ. Учителя, конечно же, готовятся к преподаванию данного предмета. В любом из предлагаемых модулей, будь то основы религиозных культур, либо светская этика, уместно обсуждение семьи. Свою работу мы построили таким образом, что, опираясь на этот материал, можно провести полноценный урок как по православной культуре, так и по светской этике. Конечно, изучение других религиозных культур тоже может быть очень полезно, но нам кажется, что вряд ли в нашей школе будет выбор именно в эту сторону. Однако совсем игнорировать взгляд других религий на данный вопрос считаем неправильным. В работе мы постаралась дать краткую справку, в которой говориться о том, как к теме семьи относится иудаизм, ислам, буддизм.
Эту работа – не конспект урока, а скорее подборка материала, из которой каждый учитель может выбрать для своего урока самое главное, на его взгляд. Ведь каждый учитель преподносит материал в согласии со своими предпочтениями и с особенностями определённого класса. Невозможно полностью использовать один конспект как в классах разных выпусков, так и в параллельных классах. В работе мы не предлагаем физкультпаузу по той причине, что тематическую паузу подобрать не удалось, а в копилке каждого учителя различных физкультминуток большое количество. Это не значит, что её не надо проводить. Делать это нужно обязательно, однако по своему усмотрению учитель может провести её тогда, когда это необходимо его классу.
То же относится и к форме преподнесения материала. Некоторый материал, например стихи, можно дать индивидуально ребятам, которым не составит особого труда выучить их и выразительно рассказать на уроке. Можно заранее сказать ребятам темы, которые надо повторить, например, заповеди или кто такие святые, каких святых они знают. Тогда на уроке учитель не будет единственным докладчиком, а получится полноценная беседа. Можно попросить ребят самостоятельно поискать некоторый материал, например, этимиологию слова «семья». Однако, мы не стали бы давать заранее детям познакомиться с «Повестью о Петре и Февронье». С этим произведением ребята будут подробно знакомиться в средних классах. Там есть несколько неоднозначных моментов, да и язык изложения сложен для четвероклассников. Это произведение учитель может сам кратко изложить на уроке, используя видеоряд презентации.
Что касается домашнего задания, его можно давать, можно не давать, но оно не должно ставить ребят в тупик. Когда мы искали материал, часто встречали упоминание о родовом дереве. Кстати, это же задание можно встретить и в материалах по окружающему миру, и по информатике. Вроде бы на первый взгляд, правильное задание, преследует благие цели. Но опять же исходя из опыта, мы отказались от этого задания как от обязательного, более того считаем, что оно при определённой ситуации может оказаться некорректным. Конечно, человек должен знать свои корни, с этим мы не спорим. Есть праздники, например, День пожилого человека, когда мы создаём выставку работ ребят, в которых они рассказывают о членах своей семьи. Это задание не представляет собой домашнее задание к следующему уроку, которое надо делать обязательно. А какое же задание можно дать после урока? Например, подобрать пословицы на тему «Семья», ведь пословицы – это народная мудрость, в которой выражено отношение людей к данной теме.
Использованы материалы cайтов:
prosv.ru\umk\ork
http://religia.student.su/
wikikurgan.orbitel.ru
pravoslavie.ru
ipklabdo.lanta-net.ru
uchportal.ru (разработка
урока по литературе «Повесть о Петре и Февроньи»
автор: Пудовкина Т. Н.)
Использованы материалы книги «Православный храм» Светлана Рудзиевская, изд. РООССА, 2010 год