Цели.
- Образовательные: Закрепить умение анализировать и правильно оформлять решение простых и составных задач на сложение и вычитание.
- Развивающие: развитие математической речи, мыслительной деятельности, навыки взаимодействия.
- Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопомощи, уверенности в собственных силах.
Формирование УУД.
- Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать; слушать и понимать речь других; работать в паре.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.
Планируемые результаты.
- Предметные
- Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
- Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь подбирать схему к задаче, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- Личностные
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Учиться проявлять самостоятельность, выражать своё мнение.
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Повысить веру в собственные силы и возможности.
- Метапредметные
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться.
- Работать с разного вида информацией (словарём).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Основные понятия: задача, условие, вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, физкультура, русский язык, чтение.
Ресурсы.
- Основные:
- М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М: Просвещение, 2011.
- Карточки с задачами разной степени трудности
- Дополнительные:
- Индивидуальные доски, маркеры.
- Наборы схем к задачам.
- Табель учёта.
Организация пространства:
- фронтальная работа
- работа в парах
- индивидуальная работа
Тип урока:урок закрепления и проверки усвоения знаний в форме игры-состязания по решению задач разной трудности
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке:
Ручка, карандаши, тетрадка?
2. Целеполагание
– Сегодня в нашем классе пройдёт
игра-состязание по решению задач
«Математические тяжелоатлеты».
– Кто такие тяжелоатлеты?
– Обратимся к словарю Ожегова (Ученик находит
определении и зачитывает вслух: тяжелоатлет
– спортсмен занимающийся тяжёлой атлетикой)
Иначе тяжёлоатлетов называют тяжёловесами.
Тяжёлая атлетика – вид спорта, состязание в
поднятии тяжести (штанга, гиря)
– Вот и вы сегодня будете решать задачки разной
трудности – тяжести. Сложность задач
«оценивается» в килограммах. Чем труднее
задачка, тем она будет весить …(продолжите)
– Исходя из темы, какие задачи для себя вы
поставите на этот урок? (Учиться решать задачи,
подбирать и записывать схемы к ним, учиться
думать, рассуждать…)
3. Организация игры
– Итак, наше состязание начинается. Оценивать его будут наши шефы. Они будут проверять качество выполнения заданий, т.е. определять «взят» ли вами вес и допускать к решению более трудной задачи – допускать к «взятию» большего веса. Результаты работы каждого из вас фиксируются в таблице учёта.
4. Разминка
– Чтобы показать силу своей смекалки, нам нужно подготовиться и размяться. Разминка пройдёт в парах. Я читаю задачу, а вы сообща подбираете к неё схему, обсуждаете и записываете на листке только решение ( без ответа!). После чего поднимаете схему и решение вверх. Судьи внимательно следят и оценивают вашу работу, за правильное и быстрое выполнение дают каждому в паре гирьку весом 5 кг.
Задания для разминки
(Дети в паре подбирают схему к задаче и сообща маркером на доске пишут решение)
1. В команде по волейболу 6 спортсменов и 4
запасных. Сколько всего членов в волейбольной
команде?
– Объясните выбор арифметического действия.
2. В соревнованиях по футболу приняли участие 17
команд. После первого тура соревнований выбыли 7
команд. Сколько команд продолжают борьбу за
призовые места?
3. В командном зачёте команда « Родина» набрала 8
очков, это на 3 очка меньше чем «Динамо». Сколько
очков у команды «Динамо»?
4. В марафоне стартовало 8 юношей, а девушек на 2
больше. Сколько девушек участвовало в марафоне?
– Измените вопрос, чтобы задача решалась в два
действия,
– Подберите схему,
– Запишите решение выражением
5. Физкультминутка
Представьте и покажите, что вы:
– лыжник, бегущий на олимпиаде в Сочи,
– биатлонист, точно целящийся в цель,
– гимнаст,
– футболист,
– тяжёловес, поднимающий штангу
6. Проведение конкурса
Мы подошли к самой сложной и интересной части нашего состязания. Правила игры:
По моей команде Вы без спешки, по одному проходите мимо стенда и берёте одну задачку из любого кармана. После чего садитесь за парту и приступаете к решению задачки, на листке чертим схему, записываем решение и ответ. Участник игры, решивший задачу, подходит к судьям и показывает своё решение. Если задача решена правильно, то он считается взявшим свой вес и допускается к решению более сложной задачи – допускается к взятию большего веса. Если задачка не решена, или судья нашёл ошибку, то предлагается сменить задачу (т.е., взять задачу такого же веса – сделать вторую последнюю попытку).
– Вопросы?
– Игра начинается, и к стенду подходят девочки, а
затем мальчики…
7. Подведение итогов, рефлексия
Наше состязание подошло к концу. Давайте подсчитаем, какой вес сумел взять каждый из вас. Судьи работают с таблицей ваших успехов, а вы подсчитываете свой результат.
– Ребята, у каждого из вас есть рисунок
тяжёлоатлета, над штангой запишите результат
ваших подсчётов.
– Рассмотрите картинку, чего не хватает на лице
спортсмена? (Улыбки) Дорисуйте.
– На гире напишите тот вес, который бы вам
хотелось взять в следующей нашей игре.
– В любом соревновании есть победители, слово
нашим шефам…
– Итак, в каком виде спорта вы сегодня пробовали
свои силы?
– Какие качества помогают этим спортсменам
добиться успехов и побед? (Сила воли, духа,
смелость, целеустремлённость, решительность…)
– Какие качества помогли вам выполнить задания
игры? (Ум, умение думать и рассуждать, смекалка,
внимательность, усердие…)
– Я желаю вам дальнейших успехов и открытий в
океане знаний, чтобы все задачки были вам по
зубам.
– Спасибо за урок.