Игра-состязание по решению задач "Математические тяжелоатлеты". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  • Образовательные: Закрепить умение анализировать и правильно оформлять решение простых и составных задач на сложение и вычитание.
  • Развивающие: развитие математической речи, мыслительной деятельности, навыки взаимодействия.
  • Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопомощи, уверенности в собственных силах.

Формирование УУД.

  • Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать; слушать и понимать речь других; работать в паре.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Планируемые результаты.

  • Предметные
    • Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
    • Уметь правильно оформлять решение задачи.
    • Уметь подбирать схему к задаче, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Личностные
    • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
    • Учиться проявлять самостоятельность, выражать своё мнение.
    • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • Повысить веру в собственные силы и возможности.
  • Метапредметные
    • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться.
    • Работать с разного вида информацией (словарём).
    • Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Основные понятия: задача, условие, вопрос, решение, ответ.

Метапредметные связи: окружающий мир, физкультура, русский язык, чтение.

Ресурсы.

  • Основные:
    • М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М: Просвещение, 2011.
    • Карточки с задачами разной степени трудности
  • Дополнительные:
    • Индивидуальные доски, маркеры.
    • Наборы схем к задачам.
    • Табель учёта.

Организация пространства:

  • фронтальная работа
  • работа в парах
  • индивидуальная работа

Тип урока:урок закрепления и проверки усвоения знаний в форме игры-состязания по решению задач разной трудности

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке:
Ручка, карандаши, тетрадка?

2. Целеполагание

– Сегодня в нашем классе пройдёт игра-состязание по решению задач «Математические тяжелоатлеты».
– Кто такие тяжелоатлеты?
– Обратимся к словарю Ожегова (Ученик находит определении и зачитывает вслух: тяжелоатлет – спортсмен занимающийся тяжёлой атлетикой)
Иначе тяжёлоатлетов называют тяжёловесами.
Тяжёлая атлетика – вид спорта, состязание в поднятии тяжести (штанга, гиря)
– Вот и вы сегодня будете решать задачки разной трудности – тяжести. Сложность задач «оценивается» в килограммах. Чем труднее задачка, тем она будет весить …(продолжите)
– Исходя из темы, какие задачи для себя вы поставите на этот урок? (Учиться решать задачи, подбирать и записывать схемы к ним, учиться думать, рассуждать…)

3. Организация игры

– Итак, наше состязание начинается. Оценивать его будут наши шефы. Они будут проверять качество выполнения заданий, т.е. определять «взят» ли вами вес и допускать к решению более трудной задачи – допускать к «взятию» большего веса. Результаты работы каждого из вас фиксируются в таблице учёта.

4. Разминка

– Чтобы показать силу своей смекалки, нам нужно подготовиться и размяться. Разминка пройдёт в парах. Я читаю задачу, а вы сообща подбираете к неё схему, обсуждаете и записываете на листке только решение ( без ответа!). После чего поднимаете схему и решение вверх. Судьи внимательно следят и оценивают вашу работу, за правильное и быстрое выполнение дают каждому в паре гирьку весом 5 кг.

Задания для разминки

(Дети в паре подбирают схему к задаче и сообща маркером на доске пишут решение)

1. В команде по волейболу 6 спортсменов и 4 запасных. Сколько всего членов в волейбольной команде?
– Объясните выбор арифметического действия.
2. В соревнованиях по футболу приняли участие 17 команд. После первого тура соревнований выбыли 7 команд. Сколько команд продолжают борьбу за призовые места?
3. В командном зачёте команда « Родина» набрала 8 очков, это на 3 очка меньше чем «Динамо». Сколько очков у команды «Динамо»?
4. В марафоне стартовало 8 юношей, а девушек на 2 больше. Сколько девушек участвовало в марафоне?
– Измените вопрос, чтобы задача решалась в два действия,
– Подберите схему,
– Запишите решение выражением

5. Физкультминутка

Представьте и покажите, что вы:

– лыжник, бегущий на олимпиаде в Сочи,
– биатлонист, точно целящийся в цель,
– гимнаст,
– футболист,
– тяжёловес, поднимающий штангу

6. Проведение конкурса

Мы подошли к самой сложной и интересной части нашего состязания. Правила игры:

По моей команде Вы без спешки, по одному проходите мимо стенда и берёте одну задачку из любого кармана. После чего садитесь за парту и приступаете к решению задачки, на листке чертим схему, записываем решение и ответ. Участник игры, решивший задачу, подходит к судьям и показывает своё решение. Если задача решена правильно, то он считается взявшим свой вес и допускается к решению более сложной задачи – допускается к взятию большего веса. Если задачка не решена, или судья нашёл ошибку, то предлагается сменить задачу (т.е., взять задачу такого же веса – сделать вторую последнюю попытку).

– Вопросы?
– Игра начинается, и к стенду подходят девочки, а затем мальчики…

7. Подведение итогов, рефлексия

Наше состязание подошло к концу. Давайте подсчитаем, какой вес сумел взять каждый из вас. Судьи работают с таблицей ваших успехов, а вы подсчитываете свой результат.

– Ребята, у каждого из вас есть рисунок тяжёлоатлета, над штангой запишите результат ваших подсчётов.
– Рассмотрите картинку, чего не хватает на лице спортсмена? (Улыбки) Дорисуйте.
– На гире напишите тот вес, который бы вам хотелось взять в следующей нашей игре.
– В любом соревновании есть победители, слово нашим шефам…
– Итак, в каком виде спорта вы сегодня пробовали свои силы?
– Какие качества помогают этим спортсменам добиться успехов и побед? (Сила воли, духа, смелость, целеустремлённость, решительность…)
– Какие качества помогли вам выполнить задания игры? (Ум, умение думать и рассуждать, смекалка, внимательность, усердие…)
– Я желаю вам дальнейших успехов и открытий в океане знаний, чтобы все задачки были вам по зубам.

– Спасибо за урок.

Приложение 1