Пояснительная записка
Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них — теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении. (И.Кеплер)
Систематический курс геометрии воспринимается многими обучающимися как трудный, скучный, формальный, оторванный от жизни. Предлагаемый материал располагает широкими возможностями для |реализации гуманитарной направленности курса геометрии, способствует развитию воображения и проявлению положительных эмоций учащихся. Восприятие красоты математики происходит через проявления ее в природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах. Как показывает опыт, дети с большим интересом изучают вопросы истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал. Необходимо учитывать особенности и желания учащихся, но вместе с тем нельзя и снижать общий уровень обучения математики.
Цель курса:
- повышение интереса учащихся к изучению математики;
- ознакомление с историческими фактами;
- расширение кругозора учащихся и повышение общей культуры.
Задачи курса:
- познакомиться с тремя знаменитыми задачами древности;
- рассмотреть несколько способов доказательства теоремы Пифагора;
- изучить золотую пропорцию и связанные с нею математические соотношения;
- показать использование пропорций золотого сечения в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке;
- проследить развитие геометрии от Евклида до Лобачевского.
Требования к знаниям и умениям
- иметь представление о золотой пропорции, золотых фигурах, о трех знаменитых задачах древности;
- знать несколько способов доказательства теоремы Пифагора;
- знать определение и численное значение золотого сечения (числа Фидия);
- уметь построить с помощью циркуля и линейки точку, делящую отрезок в золотом отношении;
- иметь представление о развитии геометрии от Евклида до Лобачевского
- уметь эффективно работать в малой группе.
Курс по выбору состоит из четырех тем, на каждую тему отводится по 4 часа. Основу курса составляют практические занятия. Заключительное занятие посвящено защите творческих работ обучающихся.
Итоговый контроль по завершении курса: защита индивидуальных или групповых творческих работ.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Лекция |
Практикум |
||||
1. | Практическая геометрия у разных народов | 2 |
2 |
|
Беседа | Конспект |
2. | Три знаменитые задачи древности | 4 |
2 |
2 |
Лекция Практикум |
Конспект Решение заданий |
3. | Золотая пропорция и связанные с нею соотношения Золотое сечение в природе, искусстве, технике | 4 |
1 |
3 |
Мини-лекция Работа в группах по интересам |
Опорный конспект Решение заданий Практикум |
4. | Сто доказательств (из истории теоремы Пифагора) | 4 |
1 |
3 |
Беседа Работа в группах Мини-проект |
Конспект Практикум Мастерская |
5. | Александрийская эпоха. Евклид О развитии геометрии. Геометрия Лобачевского. |
3 |
1 |
2 |
Лекция Урок-презентация |
Творческие работы Проекты |
Всего | 17 |
7 |
10 |
Содержание курса
1. Практическая геометрия у разных народов (2 ч)
Практическая геометрия египтян. Вавилонские клинописные таблицы. Трактаты и сочинения математиков древности. Развитие практической геометрии в древней Руси.
2. Три знаменитые задачи древности (4 ч)
Задача о квадратуре круга. Задача о трисекции угла. Задача об удвоении куба.
3. Золотая пропорция и связанные с нею соотношения. Золотое сечение в природе, искусстве, технике (4 ч)
Построение точки, делящей отрезок в золотом
отношении. Определение золотого сечения.
Алгебраическая запись равенства золотой
пропорции История развития понятия:
гармоническое отношение в Древней Греции,
божественная пропорция в эпоху Возрождения,
золотое сечение в Германии начала XIX века.
Нахождение числового значения золотого сечения
(число Фидия).
Построение точки, делящей отрезок в золотом
отношении – 1 час. Найдите способ деления данного
отрезка в золотом отношении с помощью циркуля и
линейки. Провести измерения длин сторон и
вычисления их отношений у различных объектов.
Построение правильного пятиугольника,
исследование свойств его диагоналей.
Понятие о пентаграмме (звездчатом
пятиугольнике). Построение пентаграммы и
вычисление отношений ее отрезков. Вписывание
«новых звезд» в правильные пятиугольники.
Золотые треугольники в пентаграмме. Пентаграмма –
символ совершенства. Учащиеся
выбирают тему творческой работы, обсуждают план
ее выполнения, распределяют обязанности внутри
группы. Собирают рабочие материалы,
систематизируют и оформляют их. Возможна работа
в библиотеке, использование
интернет-ресурсов. На занятии
использовать материал с репродукциями,
иллюстрациями, фотографиями.
4. Сто доказательств (из истории теоремы Пифагора) (4 ч)
История теоремы Пифагора. Поэты и писатели о теореме Пифагора. Доказательство Евклида. Геометрические способы доказательства теоремы Пифагора.
5. Александрийская эпоха. Евклид. О развитии геометрии. Геометрия Лобачевского (3 ч)
О связи геометрии с искусством. « Начала»
Евклида. Пятый постулат Евклида – попытки
доказательства. О жизни и деятельности студента
Казанского университета Н.И. Лобачевского.
Решение проблемы пятого постулата. Геометрия
Лобачевского.
Презентация и защита творческих работ учащихся.
Список литературы.
- Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: гуманитарно-математический курс. – М.: Школа – Пресс, 1998. – С. 56-71.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М «Просвящение»,1982.
- Коваль С. От развлечения к знаниям. Математическая смесь. – Варшава: 1972. – 540 с.
- Мантуров О.В. и др. Толковый словарь математических терминов. – М.: Просвещение, 1965. – 540 с.
- Мурадова Р. Обобщающий урок по теме «Золотое сечение». // Математика (Прилож. к газ. «Первое сент.»). – 1999. – № 1, янв. – С. 2-5.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – С. 201-202.
- Ресурсы сайтов интернета.
Примерные темы творческих работ:
- Знаменитые задачи древности.
- Золотое сечение и его «производные».
- Золотые спирали в природе.
- Золотое сечение и его свойства.
- История теоремы Пифагора.
- О развитии геометрии в Древней Греции до Евклида.
- Открытия Лобачевского.