С процентами по Симбирской губернии

Разделы: Математика


Задачи урока:

  • Развивающие
    • развивать познавательный интерес к вычислению процентов;
    • развивать интерес к изучению растительности родного края.
  • Воспитательные:
    • воспитывать средствами математики бережное отношение к природе;
    • пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Образовательные:
    • закрепить практические знания и навыки вычисления процентов;
    • совершенствовать  вычислительные умения, используя местные растения в питании человека;
    • расширять знания о растениях нашего края.

Формирование общеучебных умений, навыков:

  • формировать умение  самоконтроля;
  • учить работать в группах;
  • совершенствовать умение анализировать, обрабатывать и интерпретировать полученную информацию, работать с текстом.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование урока:

  • карточки с заданиями
  • карточки рецепты
  • рисунки растений и ягод.

ХОД УРОКА

 – Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике  для того, чтобы узнать о растениях и какую пользу они приносят человеку.

Я не забыл тебя далекий
Но сердцу близкий городок
И Волги берег твой высокий
И тротуары из досок…
Главу блестящего собора,
Уютных домиков ряды.
А там по склону косогора
Твои фруктовые сады.

К.И.Корнев

– Ни в одном волжском городе не было таких больших садов, как у нас. Здесь они возникли вмести с городом в 1648 году, а к 250летию города вся Симбирская гора  была покрыта 350 садами занимавшими 300 десятин земли. У отдельных владельцев таких как Чебоксаровы, Мингалевы, Сахаровы сады занимали по 30 десятин. Созревшими ягодами торговали на рынке и в садах. Вот и мы сейчас с вами отправимся с лукошками за ягодами.
Класс разбит на 4 группы. Каждая группа получает задание. Используя ключ к ответу назовите ягоду, за которой вы отправились. (Приложение 1)

Учитель: Ягоды, растения, т.е. вся флора обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являющимися основой жизни. Деревья не только поглощают углекислый газ, но и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Задание:  Площадь города Ульяновска около 234тыс. га. Парки, бульвары, скверы занимают 3% этой площади. Сколько гектаров зеленых насаждений приходится на 1 человека, если считать, что в городе проживает 600000 жителей?

(Задание выполняется на доске)

Учитель: Ребята назовите памятники природы нашего города. (Ответы учащихся – черное озеро, Винновская роща, Карамзинский сквер, дендропарк, Маришкин родник)

Учитель: Одним из замечательных мест нашего города является  Карамзинский сквер – это неповторимый уголок старого Симбирска. Весной – это сиреневое кружево цветущей сирени, а летом зеленый шатер листвы деревьев и кустарников.

(Задание выполняется самостоятельно)

Задание:  Архитектор Н.А. Любимов в счете указывал, куплено жасмина «Английской рябиной» 600 штук, что составило 20% всех саженцев, акации 60% остатка. А цифры, указывающие число кустов сирени выгорели. Сколько кустов сирени было посажено?

Физкультминутка

Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На  носочки надо встать.

Учитель: Ученые установили, что наша повседневная пища должна содержать достаточное содержание  растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить который можно благодаря растениям, которые растут в нашей области. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить ранней весной. 

Задание. Вам нужно определить массу каждого компонента в рецепте.

Группе дается один рецепт-карточка, все выполняют по одному заданию; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы против фамилии ученика. Ставит оценку каждому из группы за выполненную работу и сдает учителю. (Приложение 2)

 Сообщения учащихся о растениях из рецептов

Сообщение о растениях

Осот огородный – однолетние травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до одного метра. Молодые листья и стебли используются для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают  в солевом растворе 25-30 минут. В некоторых районах нашей страны употребляют корни осота. Вареными они напоминают топинамбур – земляную грушу.

Щавель кислый – растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус. Листья щавеля содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель в сыром виде, так и для приготовления супов, щей, зеленых борщей, приправ к мясным блюдам,  начинок для пирогов и пельменей.

Одуванчик лекарственный – растет на лугах,  в полях и садах, около дорог. Цветет в апреле-мае. Листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи, более старый употребляют как шпинат. Чтобы удалить горечь их вымачивают в саленной воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.

Крапива двудонная – многолетние растение высотой до одного метра с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины С,А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, ботвиний, соусов ми пюре. Молодые нежные соцветия заваривают место чая.

Лопух паутинистый – многолетние растение высотой полтора метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Рогоз широколистный – многолетние растение высотой до 2 метров. Растет у водоемов и на заливных лугах. Народное название – «пухалки», его цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и другими специями маринуют и сушат.

Домашнее задание

– Узнайте у бабушек или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашей области. Составьте рецепт этого блюда.

Рефлексия

Подведение итогов