Задачи урока:
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к вычислению процентов;
- развивать интерес к изучению растительности родного края.
- Воспитательные:
- воспитывать средствами математики бережное отношение к природе;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
- Образовательные:
- закрепить практические знания и навыки вычисления процентов;
- совершенствовать вычислительные умения, используя местные растения в питании человека;
- расширять знания о растениях нашего края.
Формирование общеучебных умений, навыков:
- формировать умение самоконтроля;
- учить работать в группах;
- совершенствовать умение анализировать, обрабатывать и интерпретировать полученную информацию, работать с текстом.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока:
- карточки с заданиями
- карточки рецепты
- рисунки растений и ягод.
ХОД УРОКА
– Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы узнать о растениях и какую пользу они приносят человеку.
Я не забыл тебя далекий
Но сердцу близкий городок
И Волги берег твой высокий
И тротуары из досок…
Главу блестящего собора,
Уютных домиков ряды.
А там по склону косогора
Твои фруктовые сады.
К.И.Корнев
– Ни в одном волжском городе не было таких
больших садов, как у нас. Здесь они возникли
вмести с городом в 1648 году, а к 250летию города вся
Симбирская гора была покрыта 350 садами
занимавшими 300 десятин земли. У отдельных
владельцев таких как Чебоксаровы, Мингалевы,
Сахаровы сады занимали по 30 десятин. Созревшими
ягодами торговали на рынке и в садах. Вот и мы
сейчас с вами отправимся с лукошками за ягодами.
Класс разбит на 4 группы. Каждая группа получает
задание. Используя ключ к ответу назовите ягоду,
за которой вы отправились. (Приложение
1)
Учитель: Ягоды, растения, т.е. вся флора обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являющимися основой жизни. Деревья не только поглощают углекислый газ, но и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Задание: Площадь города Ульяновска около 234тыс. га. Парки, бульвары, скверы занимают 3% этой площади. Сколько гектаров зеленых насаждений приходится на 1 человека, если считать, что в городе проживает 600000 жителей?
(Задание выполняется на доске)
Учитель: Ребята назовите памятники природы нашего города. (Ответы учащихся – черное озеро, Винновская роща, Карамзинский сквер, дендропарк, Маришкин родник)
Учитель: Одним из замечательных мест нашего города является Карамзинский сквер – это неповторимый уголок старого Симбирска. Весной – это сиреневое кружево цветущей сирени, а летом зеленый шатер листвы деревьев и кустарников.
(Задание выполняется самостоятельно)
Задание: Архитектор Н.А. Любимов в счете указывал, куплено жасмина «Английской рябиной» 600 штук, что составило 20% всех саженцев, акации 60% остатка. А цифры, указывающие число кустов сирени выгорели. Сколько кустов сирени было посажено?
Физкультминутка
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Учитель: Ученые установили, что наша повседневная пища должна содержать достаточное содержание растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить который можно благодаря растениям, которые растут в нашей области. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить ранней весной.
Задание. Вам нужно определить массу каждого компонента в рецепте.
Группе дается один рецепт-карточка, все выполняют по одному заданию; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы против фамилии ученика. Ставит оценку каждому из группы за выполненную работу и сдает учителю. (Приложение 2)
Сообщения учащихся о растениях из рецептов
Сообщение о растениях
Осот огородный – однолетние травянистое растение с ветвистым стеблем высотой до одного метра. Молодые листья и стебли используются для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в солевом растворе 25-30 минут. В некоторых районах нашей страны употребляют корни осота. Вареными они напоминают топинамбур – земляную грушу.
Щавель кислый – растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус. Листья щавеля содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель в сыром виде, так и для приготовления супов, щей, зеленых борщей, приправ к мясным блюдам, начинок для пирогов и пельменей.
Одуванчик лекарственный – растет на лугах, в полях и садах, около дорог. Цветет в апреле-мае. Листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи, более старый употребляют как шпинат. Чтобы удалить горечь их вымачивают в саленной воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.
Крапива двудонная – многолетние растение высотой до одного метра с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины С,А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, ботвиний, соусов ми пюре. Молодые нежные соцветия заваривают место чая.
Лопух паутинистый – многолетние растение высотой полтора метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.
Рогоз широколистный – многолетние растение высотой до 2 метров. Растет у водоемов и на заливных лугах. Народное название – «пухалки», его цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Молодые побеги подают к столу, заправляя уксусом и другими специями маринуют и сушат.
Домашнее задание
– Узнайте у бабушек или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашей области. Составьте рецепт этого блюда.
Рефлексия
Подведение итогов