Тема урока: "Закон сохранения импульса". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные: формирование понятия о замкнутых системах, вывод закона сохранения импульса, усвоение учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
  • Развивающие: формирование умений выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы, совершенствование интеллектуальных способностей и развитие речи обучающихся, стимулирование интереса к предмету, формирование потребностей к углублению и расширению знаний;
  • Воспитательные: формирование материалистических представлений об окружающем мире, воспитание чувства коллективизма при работе в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, видеофрагменты  «Закон сохранения импульса при упругом ударе», «Закон сохранения импульса при стрельбе из орудия»,  «Закон сохранения импульса», «перемещение медуз», воздушный шарик, тележка с трубкой,  сегнерово колесо.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (класс делится на три группы)

Учитель: Сегодня  мы проведем урок на тему «Закон сохранения импульса». На этом уроке мы повторим и обобщим знания о движении тела, об импульсе тела, полученные на предыдущих уроках; изучим закон сохранения импульса, научимся применять этот закон на практике; повторим тему законы Ньютона. (Приложение 1. Слайд 1)

2. Повторение изученного материала

Учитель: послушаем стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Движение». (Слайд 2)

Ученик: 

Движенья нет, сказал мудрец  брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей!

Учитель: Действительно,  в окружающем нас мире все находиться в непрерывном движении. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях и реках. Движутся созданные человеком машины. Кровь в кровеносных сосудах. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все тела.
Скажите, а по каким законам происходит движение тел?

Ученик: Законы Ньютона.

Учитель: Вспомним эти законы.

Ученик:  Первый закон Ньютона: «Существуют такие системы отсчета, относительно которых  все тела находиться в покое или равномерно движутся, если на них не действуют другие тела.»

Ученик: Второй закон Ньютона: «Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих, на тело и обратно пропорционально массе этого тела.»

Ученик: Третий закон Ньютона: « Два тела взаимодействуют друг с другом с силами  равными по модулю, но противоположными по направлению.»

Учитель: Законы Ньютона позволяют решать множество практических задач. Но часто бывает сложно определить действующие на тело силы. Какую величину мы используем в этом случае?

Ученик: Импульс – это величина равная произведению массы тела на скорость

Измеряется в [кг·м/с]. Направлена так же, как скорость. (Слайд 3).

3. Изучение нового материала

Учитель: Что происходит с импульсами тел после взаимодействия? Меняются они или остаются постоянными? Это мы узнаем на уроке. Итак, откройте тетради и запишите тему урока. Постарайтесь  сформулировать для себя личностный смысл изучения данной темы. Обратите внимание на доску. Здесь написаны варианты личностных целей, выберите наиболее подходящие для себя и запишите в тетрадь. (Получить хорошую оценку, узнать что-то новое, применять новые знания в жизни). (Слайд 4)
Обратите внимание на экран. (Демонстрация видео фрагмента №1). (Слайд 5)

Учитель: Из этого ролика мы увидели, что импульс каждого тела меняется. А меняется ли импульс системы? (Демонстрация видео фрагмента №2). (Слайд 6)

Ответы учеников: меняется, не меняется, увеличивается, уменьшается.

Учитель: Используя законы математики и физики, сделаем математический вывод закона сохранения импульса.

, так как время действия сил одно и тоже, то можно записать
– начальные скорости тел, – конечные скорости
, так как левые части уравнений равны, то и правые тоже: , сгруппируем члены уравнений
– закон сохранения импульса (для упругого удара)
Если удар неупругий , то закон сохранения импульса примет вид:

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что импульс системы сохраняется, хотя импульсы тел после взаимодействия меняются. Это и есть закон сохранения импульса. Но система должна быть замкнутой. Запишите определение замкнутой системы и формулировку закона сохранения импульса. Еще раз проговорите. (Слайды 7, 8)

Ученики:Импульс системы тел до взаимодействия и после  сохраняется.

Учитель: Давайте рассмотрим выполняется ли закон для системы, которая состоит из трех и более тел. Обратите внимание на экран. (Демонстрация видео фрагмента №3 с бильярдными шарами). (Слайд 9)

Ученик: Можно сделать вывод, что  импульс первого шара  равен векторной сумме всех шаров. Т.е. выполняется закон сохранения импульса.

4. Исследование

Учитель: Я раздала каждой группе различные приборы. С их помощью проведите опыты, подтверждающие закон сохранения импульса. Инструкции по проведению опытов также лежат у вас на столах.

(Ученик от каждой группы показывает опыт и объясняет его, показывает на интерактивной  доске направление импульсов) (Слайды 10, 11, 12)

Ученик 1: Опыт с воздушным шаром. Импульс воздуха, находящегося в шаре и импульс самого шара равны нулю. После того как развяжем нить, воздух будет выходить из шара с большой скоростью, с той же скоростью шар будет двигаться в другую сторону. Импульсы их будут равны и направлены в разные стороны, т.е. импульс системы равен нулю.

Ученик 2: Тележка с трубкой и пробкой. Импульсы тележки и пробки равны нулю, После взаимодействия  их импульсы будут равны, но  направлены в разные стороны, поэтому импульс системы равен нулю.

Ученик 3: Сегнерово колесо. Жидкость вращает колесо в другую сторону. Импульс сохраняется.

Учитель: Мы подтвердили закон сохранения импульса. Все эти движения называются реактивными. Реактивное движение встречается авиации, космонавтике (слайд 13), а также  в природе. Это движение кальмаров и осьминогов. (Видеофрагмент №4). (Слайды 14, 15)

5. Подведение итогов урока

Учитель: Итак, на уроке мы изучили закон сохранения импульса. Провели опыты и узнали, что импульсы тел меняются, но  импульс системы сохраняется.
А сейчас постарайтесь проанализировать и дать оценку себе и каждому члену вашей команды. Подумайте были ли затруднения и как с ними справиться?
(Учитель раздает карты для рефлексии – Приложение 2).

6. Домашнее задание  (слайд 16): §22, 23читать, упр21(1), упр22(4).Учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник “Физика-9”.