Урок "Будем стильными" (выкройка юбки-шортов). 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель: Научить строить чертеж юбки – шорты на основе чертежа прямой юбки и видоизменять выкройку в соответствии с эскизом.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить знания о конструировании и моделировании юбки-шорты на основе прямой юбки
  • Научить технике раздвижки лекала на расклешивание, складки и кокетке.

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать сравнивать и обобщать.
  • Способствовать формированию умения работать индивидуально и коллективно.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативную культуру.
  • Воспитывать аккуратность, интерес к работе.

Материально техническое оснащение:

  • Инструкционная карта «Построение чертежа юбки-шорты»
  • Таблицы: «Конструирование и моделирование швейных изделий».
  • Чертежные инструменты, альбом.
  • Образцы готовых изделий.

План урока:

  1. Социологизация знаний и целеполагание. (Организационный момент – 4 мин)
  2. Актуализация опорных знаний. (10 мин)
  3. Построение чертежа юбки-шорты. (30 мин)
  4. Практическая работа по моделированию. (25 мин)
  5. Подведение итогов урока. (7 мин)
  6. Домашнее задание. (2 мин)
  7. Уборка рабочих мест (2 мин)

Ход урока

1. Социологизация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы занимались моделированием юбок на основе прямой юбки.

Как вы думаете, что является прародительницей прямой юбки? (Понёва)
Какие виды панёв вы знаете? (Глухая и распашная)

Давайте вспомним подробнее о понёве.

Начиная с XVIII в. В северных районах России был широко распространен сарафан, а в южных – панёва. Панёва – это поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщевой подкладке. Шили понёвы чаще всего из темно-синей, черной, красной с клетчатым или полосатым (при поперечном расположении полос) узором тканей. Будничные понёвы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) понизу. Праздничные понёвы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, мишурным кружевом, блестками. По конструкции понёва представляет собой три-пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздешки шнура (гашника) укрепляемого на талии.

Какие виды юбок мы промоделировали на прошлом уроке? (Расширенные книзу на кокетке со складками.)

Учитель: На этом мы закончили моделирование юбок и сегодня на уроке мы будем конструировать и моделировать очень модную и современную в наше время одежду – шорты и юбку-шорты на основе чертежа прямой юбки.

Появившись недавно в гардеробе современной молодежи они снискали необыкновенную любовь и популярность, т.к. удобны и практичны в носке.

Целеполагание.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Построение чертежа юбки-шорты на основе чертежа прямой юбки с элементами моделирования». Цель нашего урока – научиться строить чертеж юбки-шорты на основе уже построенного нами чертежа прямой юбки и видоизменять выкройку юбки-шорты в соответствии с заданным эскизом.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Откройте тетради, запишите тему урока. Найдите в тетради чертеж прямой юбки. Давайте вспомним:

Из каких чертежей состоит юбка? (Заднего и переднего полотнища)

Перечислите основные линии чертежа прямой юбки (Линия талии, линия бедер, линия бока, линия низа, линия середины переднего и заднего полотнища)

Чем отличаются передние и задние полотнища? (заднее полотнище уже, а переднее – шире, на переднем полотнище вытачка уже и короче, чем на заднем полотнище)

Учитель: Хорошо, возьмите кальку, переведите с помощью нее заднее и переднее полотнище с чертежа прямой юбки, подпишите на кальке, где заднее, а где переднее полотнище, линия бедер. Вырежть лекала.

3. Построение чертежа юбки-шорты.

Чертеж юбки-шорты мы будем строить в альбомах. Откройте альбом и оформите альбомный лист для построения чертежа (начертите рамку). Наклейте лекала заднего и переднего полотнища так, как показано в инструкционной карте. На доске я точно так же расположу лекала, как в инструкционной карте, чтобы вам было более удобно понятно построение юбки-шорты.

Я буду строить чертеж заднего полотнища на доске, а вы будите мне помогать, читая вслух инструкционную карту (см. Приложение 1).

1. Глубина соединения

Измеряем отрезок ТБ, делим его на 3 и то число, которое получилось откладываем от т.Б вниз и ставим т.Ш

2. Линия сидения

Из т.Ш влево провести горизонтальную линию и отложить Сб:4+4 и поставить т.Ш1

3. Вспомогательная точка

Из угла Ш провести биссектрису и отложить отрезок длиной 6 см и поставить т.О.

А что такое биссектриса? (луч, который делит угол пополам)

4. Линия слонки

Точки ТОШ1 соединить плавной кривой линией

5. Линия шагового среза

Из т. Ш1 провести вертикаль вниз до пересечения с линией низа, линию низа продлить влево и поставить на пересечении т. Н3

Учитель: На этом построение чертежа заднего полотнища юбки-шорты закончено. Если всем понятно и нет вопросов, то прейдем к построению переднего полотнища. А чтобы я убедилась, что построение заднего полотнища действительно всем понятно, давайте кто-нибудь из вас построит на доске чертеж переднего полотнища юбки-шорты. Посмотрите в инструкционную карту, он строится аналогично только что поостренного мною на доске чертежа заднего полотнища.

Кто желает строить на доске? Пожалуйста. А мы будем с оставшимися девочками помогать, прочитывая по пунктам инструкционную карту вслух.

1. Глубина сидения

От Б1 отложить вниз ТБ/3 и поставить т. Ш2

2. Линия сидения

Ищ т. Ш2 вправо провести горизонтальную линию и отложить на ней Сб:4 и поставить т. Ш3

3. Вспомогательная точка

Провести биссектрису из т. Ш2 и отложить отрезок длиной 4,5 см и поставить т. О1

4. Линия банта

Т1О1Ш3 соединить плавной кривой линией

5. Линия шагового среза

Из т.Ш3 провести вертикальную линию вниз до линии низа и на пересечении поставить т. Н4

Учитель: Молодец, все правильно, спасибо. Итак, если все понятно, то приступаем к построению заднего и переднего полотнища самостоятельно. Даю вам 10 мин.

Учитель: Все построили чертеж юбки-шорты? Давайте посмотрим на чертежи переднего и заднего полотнища. Ответьте мне на следующие вопросы.

1. Какие новые линии появились на чертеже? (На обоих полотнищах: линия глубины сидения, линия сидения, линия шагового среза. На заднем полотнище – линия слонки. На переднем – линия банта)

2. Чем отличаются между собой переднее и заднее полотнища? (линия сидения у заднего полотнища больше, чем у переднего полотнища)

Учитель: Правильно, поэтому в отличие от чертежа прямой юбки, заднее полотнище юбки-шорты, больше, чем переднее. Это объясняется особенностью строения фигуры человека (из-за выступающих точек ягодиц).

Мы построили чертеж юбки-шорт, теперь давайте подумаем какие юбки-шорты можно сшить по только что построенному нами чертежу? (Со складками, расширенные книзу, на кокетке и со складками).

Что ж, чтобы нам лучше понять какие могут быть юбки шорты, давайте представим себе, что мы зрители и находимся в демонстрационном зале, где идет показ одежды. Итак на подиум выходят манекенщицы и показывают различные виды юбок-шорт (Девочки 8 кл. выходят и показывают сшитые ими в прошлом году юбки-шорты и юбки-брюки).

Для того, чтобы нам сшить такие изделия необходимо основу юбки-шорт промоделировать.

4. Практическая работа по моделированию.

Учитель: Создание новых моделей одежды достигается сочетанием двух видов моделирования.

Каких? (Художественного и технического)

Моделирую прямую юбку, каким видом моделирования мы занимаемся? (Техническим)

Что такое техническое моделирование? (Техническое или прикладное моделирование – это изменения внесенные в основу чертежа в соответствии с эскизом и рисунком из журнала мод.)

А кто занимается художественным моделированием? (Художник модельер)

Учитель: Моделировать основу юбки-шорты мы будем техническим способом. Для этого вы должны разделиться на три бригады. Каждая бригада получает свое задание – по 1 лекалу юбки-шорт и карточку с заданием (см. Приложения 2–8). Привести (промоделировать) выданное лекало в соответствии с эскизом:

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7,
Приложение 8

  1. Нанести на лекало вспомогательные линии.
  2. Разрезать и раздвинуть по начальным линиям.

Выполнив это задание, необходимо по одному человеку от бригады выйти к доске и показать как бригада промоделировала юбку-шорты по данному эскизу.

Задание вам понятно? Все бригады справились?

Прошу подойти по одному представителю от каждой бригады и показать раздвижку лекала в соответствии с заданием. На доске каждому написать:

1) заголовок моделируемой юбки-шорт;
2) нарисовать основу юбки-шорт и показать на ней линии разреза (обвести лекало);
3) внизу, с помощью магнитов прикрепить раздвижку лекала.

Правильность выполнения задания проверяют другие бригады (не выполнявшие это задание), ставят оценки (взаимооценка). Теперь, промоделируйте у себя в тетради эти виды юбок-шорт с помощью лекал, которые я вам выдала.

5. Подведение итогов

Я вижу, что все с заданием справились, молодцы. Прослушайте оценки за работу на уроке.

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)

  1. Понравилось на уроке? (отметь галочкой «Мордашку»)
  2. Поставь оценку учителю за работу по 10 бальной системе.
  3. Поставь оценку себе за работу по 10 бальной системе.

6. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы: (выдать заранее заготовленные распечатки)
    Какой чертеж мы построили?
    На основе какого чертежа мы построили чертеж юбки-шорт?
    Какие виды юбки-шорт мы промоделировали.

2. Принести миллиметровую бумагу, клей, кисточку.

7. Уборка рабочих мест