Занятие по экологии "Грибное лукошко"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формировать знания о грибах и их значении в природе и жизни человека.

Задачи:

  • научить различать съедобные грибы от ядовитых;
  • сформировать правила сбора грибов;
  • в игровой форме закрепить полученные знания о грибах.

Материально-техническое оснащение игрового занятия:

  • Лист бумаги,
  • Ручка, карандаш,
  • Конверт с заданием.
  • Кроссворд на карточках.

Предварительная работа:

  1. Приглашение гостей на занятие. Например, родителей, педагогов.
  2. Подбор содержательного материала для игрового занятия. Посещение методической библиотеки ,просмотр литературы, подбор музыки.
  3. Обращение к методистам с целью помощи составления игрового занятия
  4. Оформление кабинета.
  5. Активное участие родителей в подготовке праздника: приобретение инвентаря.
  6. Беседа на тему «Грибное царство».
  7. Самостоятельное чтение познавательной литературы на эту тему.
  8. Беседа о правилах поведения людей в природе.
  9. Карточки с изображением грибов.

Ход занятия

На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом. Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества. Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства. Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели. Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.

Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.

Ну, а сейчас, я просто приглашаю вас в путешествие. Отгадайте, куда мы с вами совершим путешествие?

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)

– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? (Ответы детей.) Угадайте загадку.

  • За ночь сквозь мох прошел
    Шапку черную нашел,
    У тропинки встал как раз,
    Выставляет на показ,
    Ох, чудак,
    Пускай бы лез,
    В заросли под лапки:
    Прибегут ребята в лес,
    Брать такие шапки. (Грибы.)

– Правильно – это грибы, наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.

Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь,
Её непременно с собою берешь. (Корзина.)

– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете ,какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем, а какие оставим в лесу.

Нас в лесу одна семья,
Все родные, все друзья,
Тут и белые грибки,
И свинушки, и сморчки,
И лисички хороши,
И маслята крепыши,
Грузди тоже тут как тут,
Рядом рыжики растут!
Вот один на целый бор,
В красной шапке мухомор,
Вот опята у пеньков.

Ну, а всех не счесть грибков. (Считают грибы. Ответ: 9 грибов положим в корзинку, а мухомор оставим в лесу) (Ответы детей) А какой гриб мы с собой в корзину не взяли, конечно, мухомор, он ядовитый гриб. Посмотрите, а в корзине грибов еще очень мало, давайте ещё соберем и угадаем кроссворд.

Кроссворд «Знатоки грибов».

  1. Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
  2. Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. (Поганка.)
  3. И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. (Боровик.)
  4. Мальчик с пальчик в шапке красной. (Сыроежки.)
  5. Нет грибов дружней ,чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. (Опята.)
  6. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. (Лисички.)

Конкурс «Составь слова».

Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить название грибов из букв. Если ребята сделали все правильно, то смогут прочесть названия грибов: сыроежки, масленок, подосиновик, опенок, волнушка, лисичка, рыжик, подберезовик.

Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.

Конкурс «Угадай по описанию»

  1. Этот гриб можно встретить не только под березой. Чаще всего он растет именно под этим деревом. (Подберезовик или обабок.)
  2. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята.)
  3. Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (Рыжик.)
  4. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый.)
  5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Масленок.)
  6. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик-красноголовник.)

А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо не одной
Их обходим стороной .
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновым платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень.
Ножка крепкая как пень. (Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик.)

– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.

Знаете ли вы:

  • Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
  • Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
  • Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
  • Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.

Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты». Итак, «Грибная викторина»

  1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
  2. Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
  3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
  4. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
  5. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
  6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
  7. Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
  8. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
  9. Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
  10. Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
  11. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
  12. Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)

В школе молодого грибника переменка.

Физкультминутка.

Влез опенок на пенёк:
Постоял один денёк.
На ветру качается
Низко наклоняется,
Шляпку к солнышку потянет
Ещё выше станет.

Довольные, счастливые, с корзинами полными грибов, мы переходим на другую поляну.

Игра «Съедобное и несъедобное»

Вот и закончилось наше путешествие. Скажем на прощанье лесу: Досвидания!

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т.А. «Грибы какие они?». – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004.
  2. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра/6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Запартович Б.Б. «С любовью к природе, дидактический материал по природоведению». Изд-во «Педагогика», 1978.