Цель: Формировать знания о грибах и их значении в природе и жизни человека.
Задачи:
- научить различать съедобные грибы от ядовитых;
- сформировать правила сбора грибов;
- в игровой форме закрепить полученные знания о грибах.
Материально-техническое оснащение игрового занятия:
- Лист бумаги,
- Ручка, карандаш,
- Конверт с заданием.
- Кроссворд на карточках.
Предварительная работа:
- Приглашение гостей на занятие. Например, родителей, педагогов.
- Подбор содержательного материала для игрового занятия. Посещение методической библиотеки ,просмотр литературы, подбор музыки.
- Обращение к методистам с целью помощи составления игрового занятия
- Оформление кабинета.
- Активное участие родителей в подготовке праздника: приобретение инвентаря.
- Беседа на тему «Грибное царство».
- Самостоятельное чтение познавательной литературы на эту тему.
- Беседа о правилах поведения людей в природе.
- Карточки с изображением грибов.
Ход занятия
На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом. Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества. Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства. Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели. Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.
Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.
Ну, а сейчас, я просто приглашаю вас в путешествие. Отгадайте, куда мы с вами совершим путешествие?
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? (Ответы детей.) Угадайте загадку.
- За ночь сквозь мох прошел
Шапку черную нашел,
У тропинки встал как раз,
Выставляет на показ,
Ох, чудак,
Пускай бы лез,
В заросли под лапки:
Прибегут ребята в лес,
Брать такие шапки. (Грибы.)
– Правильно – это грибы, наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.
Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь,
Её непременно с собою берешь. (Корзина.)
– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете ,какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем, а какие оставим в лесу.
Нас в лесу одна семья,
Все родные, все друзья,
Тут и белые грибки,
И свинушки, и сморчки,
И лисички хороши,
И маслята крепыши,
Грузди тоже тут как тут,
Рядом рыжики растут!
Вот один на целый бор,
В красной шапке мухомор,
Вот опята у пеньков.
Ну, а всех не счесть грибков. (Считают грибы. Ответ: 9 грибов положим в корзинку, а мухомор оставим в лесу) (Ответы детей) А какой гриб мы с собой в корзину не взяли, конечно, мухомор, он ядовитый гриб. Посмотрите, а в корзине грибов еще очень мало, давайте ещё соберем и угадаем кроссворд.
Кроссворд «Знатоки грибов».
- Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
- Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. (Поганка.)
- И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. (Боровик.)
- Мальчик с пальчик в шапке красной. (Сыроежки.)
- Нет грибов дружней ,чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. (Опята.)
- Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. (Лисички.)
Конкурс «Составь слова».
Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить название грибов из букв. Если ребята сделали все правильно, то смогут прочесть названия грибов: сыроежки, масленок, подосиновик, опенок, волнушка, лисичка, рыжик, подберезовик.
Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.
Конкурс «Угадай по описанию»
- Этот гриб можно встретить не только под березой. Чаще всего он растет именно под этим деревом. (Подберезовик или обабок.)
- Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята.)
- Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (Рыжик.)
- Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый.)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Масленок.)
- Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик-красноголовник.)
А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо не одной
Их обходим стороной .
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновым платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень.
Ножка крепкая как пень. (Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик.)
– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.
Знаете ли вы:
- Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
- Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
- Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.
Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты». Итак, «Грибная викторина»
- Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
- Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
- У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
- Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
- Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
- Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
- Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
- Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
- Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
- Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)
В школе молодого грибника переменка.
Физкультминутка.
Влез опенок на пенёк:
Постоял один денёк.
На ветру качается
Низко наклоняется,
Шляпку к солнышку потянет
Ещё выше станет.
Довольные, счастливые, с корзинами полными грибов, мы переходим на другую поляну.
Игра «Съедобное и несъедобное»
Вот и закончилось наше путешествие. Скажем на прощанье лесу: Досвидания!
Использованная литература:
- Шорыгина Т.А