Обобщающий урок по теме "План и карта"

Разделы: География


Пояснительная записка

На современном этапе развития нашего общества одна из актуальных задач и потребностей – формирование активной творческой личности. Поэтому дидактика, а вслед за нею практика обучения, из узконаучной области, занимающейся тем, чему учить и как учить, стали всё более глубоко обращаться к личности ученика, анализировать его внутренний мир.

Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современной теорией обучения и воспитания познавательным интересам, играющим роль ценных внутренних побуждений в становлении личности, а при известных условиях становящихся его устойчивой чертой.

Необходимость разработки проблемы развития познавательных интересов возникла и потому что, в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, современный ученик всё более отдаляется от школы, становится всё труднее вовлечь его в учебный процесс, в формирование знаний. И главная причина такого явления – постепенное снижение интереса школьников к учебному процессу. На это указывают такие известные психологи, как Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова. Вследствие чего, в настоящее время перед педагогами стоит задача – совершенствовать методику обучения, вести поиск новых форм работы, благодаря которым учебный труд школьников был бы непринужденным и диктовался их внутренними потребностями, желаниями в приобретении знаний. И кратчайший путь решения этих задач лежит через развития познавательного интереса – ведь именно познавательный интерес совершает своеобразный переворот в области умения школьника, сообщает ему вдохновение, вызывает стремление преодолевать трудности, пробуждает инициативу и творчество школьника.

Всё сказанное говорит о необходимости изучения проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса, и главное разработка этой проблемы обусловлена задачами современного нашего общества, озабоченного подготовкой молодого поколения не только настоящего, но и будущего. Именно в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутренние побуждения, расширяя кругозор.

Все выше изложенное позволяет утверждать актуальность исследования данной проблемы.

Тема: «Обобщающий урок по теме: «План и карта»

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания по теме «План и карта».
  • Отработать умения определить направления по сторонам горизонта, взаиморасположения объектов, географические координаты объектов, абсолютные высоты и глубины объектов по шкале высот и глубин.
  • Закрепить приемы работы по использованию условных знаков.
  • Прививать интерес к предмету.

Тип урока: Обобщающий

Форма: Игра-путешествие

Методы и приёмы: словесный (игровой рассказ, беседа) и практический (работа с атласами, кроссвордами), частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: физическая карта полушарий, СССР, атласы, светофорчики, сигнальные карточки, кроссворды, план сокровища.

Номенклатура:

о-в Шри-Ланка, о-в Мадагаскар, г. Каир,
г. Бразилия, г. Дели, о-в Тасмания,
г. Кыштым.

Ход урока

1. Объявление целей урока

2. Вступительное слово учителя

– «Вчера ко мне пришло заказное письмо. Я очень удивилась, особенно когда я открыла его. Там оказался план сокровищ. Ребята, может мы как самые смелые, находчивые попытаемся найти эти сокровища? Нам предстоят большие испытания, поэтому вы должны выбрать капитана в своей экспедиции: умного, справедливого, который потом и разделит между вами сокровища».

3. Объяснение условий игры

  • Принимает участие 5 экспедиций по 5 человек
  • Задача каждой экспедиции выполнить все задания раньше всех и завладеть сокровищами.
  • Каждой команде выдается информационный лист на каждое задание
  • Первая экспедиция, выполнившая задание, поднимает сигнальный светофорчик и отвечает на заданный вопрос.
  • Если ответ правильный – получает 5 очков, 2 команда, поднявшая светофорчик – 4 очка и т.д.
  • Объемные задания учитель проверяет у всех команд
  • Учет баллов ведется на доске.

4) Задания игры

Где мы?

По нашему плану известны координаты начала пути. Ребятам надо определить по карте полушарий, где они находятся.

7 ю.ш. 82° в.д. (о-в Шри – Ланка)

Далекие места!

Ребятам предлагается плыть до ближайшего острова в ю.-з. направлении. Что это за остров? (о-в Мадагаскар)

Таинственная записка. <Приложение 1, Рисунок 1>.

К плану предлагается записка. Надо ее расшифровать, тогда мы узнаем о дальнейшем пути следования.

Записка состоит из условных знаков.

Помощники.

Из записки мы знаем, что надо идти к домику лесника. Он и подскажет нам путь к сокровищам. Лесник разгадывает кроссворд. Помогите ему ребята! <Приложение 1, Рисунок 2>.

Неожиданность.

– План карты сокровищ у нас. Лесник подсказал, куда нам плыть дальше. Но вдруг подул ветер и нечаянно вырвал у меня из рук. Что делать? Надо плыть за ним. Но вначале узнаем, какая же глубина у восточного берега острова Мадагаскар (4000–6000 м).

Остаток плана.

План у меня в руках. Но дальнейший путь смыт. Видны следующие объекты:

1. г. Каир
2. г. Бразилия
3. о-в Тасмания
4. г. Дели

Надо определить координаты и высоты объектов. А также объект в ю-в направлении.

Сим-Сим откройся

Пока вы ребята определили, карта немного обсохла, и я увидела стрелку на нашу таинственную точку пути. Какой объект лежит в ю. – в. направлении от острова Мадагаскар? (о-в Тасмания)

Но чтобы завладеть сокровищами, мы с вами должны ответить на вопросы.<Приложение 1, Рисунок 3>.

Счастливый путь.

А теперь ребята сокровища наши. Вот вам план сокровищ. Определите по плану, где закопан клад. На какой высоте он находится? Что вы встретите на пути, если будет двигаться с юга на север? С запада на восток? <Приложение 1, Рисунок 4>.

Итак, сокровище у нас. Возвращаемся домой. Нанесите на контурную карту г. Кыштым. Подскажите автопилоту координаты г. Кыштыма.

5) Сокровища – это «4», «5» и «3». Капитан вам раздает ваши оценки. Выставление оценок. Лучшей команде выдаются эмблемы «Лучший знаток географии».

6) Подведение итогов. Рефлексия.

Заключение

Мои исследования проводились в шестых классах МОУООШ № 4 г. Кыштыма. В ходе эксперимента, я вела наблюдения за процессом обучения учащихся экспериментального и контрольного классов. Целью наблюдения было определить отношение учащихся к применению нетрадиционных форм обучения. Оценивались внешние признаки проявления интереса, выражающиеся в эмоциональном состоянии учеников (радость, удовлетворение), работоспособности и активности ребят.

В ходе наблюдения были получены следующие результаты: в контрольном классе, работающем по традиционной методике всего 50% заинтересованных учеников (отвлекаются, занимаются посторонними делами). В экспериментальном классе 83% учащихся полностью увлечены ходом урока, активны, любознательны и этому стоит добавить немаловажный результат: психологическое состояние радости, комфорта, уверенности.

Обработка результатов анкетирования подтвердила наши наблюдения. 61% привлекает не обычный традиционный урок, а урок – игра.

Литература

  1. Наумова А.С. География: от экзамена к уроку. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Ступникова А.Д. Справочник учителя географии. – Волгоград, 2012.
  3. Румынина Н.С. Практические работы по географии. – М.: школа-экспресс, 2001.
  4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Шманов С.Л. Игра – как феномен культуры. – М.: Просвещение, 1994.