Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества одна из актуальных задач и потребностей – формирование активной творческой личности. Поэтому дидактика, а вслед за нею практика обучения, из узконаучной области, занимающейся тем, чему учить и как учить, стали всё более глубоко обращаться к личности ученика, анализировать его внутренний мир.
Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современной теорией обучения и воспитания познавательным интересам, играющим роль ценных внутренних побуждений в становлении личности, а при известных условиях становящихся его устойчивой чертой.
Необходимость разработки проблемы развития познавательных интересов возникла и потому что, в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, современный ученик всё более отдаляется от школы, становится всё труднее вовлечь его в учебный процесс, в формирование знаний. И главная причина такого явления – постепенное снижение интереса школьников к учебному процессу. На это указывают такие известные психологи, как Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова. Вследствие чего, в настоящее время перед педагогами стоит задача – совершенствовать методику обучения, вести поиск новых форм работы, благодаря которым учебный труд школьников был бы непринужденным и диктовался их внутренними потребностями, желаниями в приобретении знаний. И кратчайший путь решения этих задач лежит через развития познавательного интереса – ведь именно познавательный интерес совершает своеобразный переворот в области умения школьника, сообщает ему вдохновение, вызывает стремление преодолевать трудности, пробуждает инициативу и творчество школьника.
Всё сказанное говорит о необходимости изучения проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса, и главное разработка этой проблемы обусловлена задачами современного нашего общества, озабоченного подготовкой молодого поколения не только настоящего, но и будущего. Именно в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутренние побуждения, расширяя кругозор.
Все выше изложенное позволяет утверждать актуальность исследования данной проблемы.
Тема: «Обобщающий урок по теме: «План и карта»
Цели:
- Обобщить и закрепить знания по теме «План и карта».
- Отработать умения определить направления по сторонам горизонта, взаиморасположения объектов, географические координаты объектов, абсолютные высоты и глубины объектов по шкале высот и глубин.
- Закрепить приемы работы по использованию условных знаков.
- Прививать интерес к предмету.
Тип урока: Обобщающий
Форма: Игра-путешествие
Методы и приёмы: словесный (игровой рассказ, беседа) и практический (работа с атласами, кроссвордами), частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: физическая карта полушарий, СССР, атласы, светофорчики, сигнальные карточки, кроссворды, план сокровища.
Номенклатура:
о-в Шри-Ланка, о-в Мадагаскар, г. Каир,
г. Бразилия, г. Дели, о-в Тасмания,
г. Кыштым.
Ход урока
1. Объявление целей урока
2. Вступительное слово учителя
– «Вчера ко мне пришло заказное письмо. Я очень удивилась, особенно когда я открыла его. Там оказался план сокровищ. Ребята, может мы как самые смелые, находчивые попытаемся найти эти сокровища? Нам предстоят большие испытания, поэтому вы должны выбрать капитана в своей экспедиции: умного, справедливого, который потом и разделит между вами сокровища».
3. Объяснение условий игры
- Принимает участие 5 экспедиций по 5 человек
- Задача каждой экспедиции выполнить все задания раньше всех и завладеть сокровищами.
- Каждой команде выдается информационный лист на каждое задание
- Первая экспедиция, выполнившая задание, поднимает сигнальный светофорчик и отвечает на заданный вопрос.
- Если ответ правильный – получает 5 очков, 2 команда, поднявшая светофорчик – 4 очка и т.д.
- Объемные задания учитель проверяет у всех команд
- Учет баллов ведется на доске.
4) Задания игры
Где мы?
По нашему плану известны координаты начала пути. Ребятам надо определить по карте полушарий, где они находятся.
7 ю.ш. 82° в.д. (о-в Шри – Ланка)
Далекие места!
Ребятам предлагается плыть до ближайшего острова в ю.-з. направлении. Что это за остров? (о-в Мадагаскар)
Таинственная записка. <Приложение 1, Рисунок 1>.
К плану предлагается записка. Надо ее расшифровать, тогда мы узнаем о дальнейшем пути следования.
Записка состоит из условных знаков.
Помощники.
Из записки мы знаем, что надо идти к домику лесника. Он и подскажет нам путь к сокровищам. Лесник разгадывает кроссворд. Помогите ему ребята! <Приложение 1, Рисунок 2>.
Неожиданность.
– План карты сокровищ у нас. Лесник подсказал, куда нам плыть дальше. Но вдруг подул ветер и нечаянно вырвал у меня из рук. Что делать? Надо плыть за ним. Но вначале узнаем, какая же глубина у восточного берега острова Мадагаскар (4000–6000 м).
Остаток плана.
План у меня в руках. Но дальнейший путь смыт. Видны следующие объекты:
1. г. Каир
2. г. Бразилия
3. о-в Тасмания
4. г. Дели
Надо определить координаты и высоты объектов. А также объект в ю-в направлении.
Сим-Сим откройся
Пока вы ребята определили, карта немного обсохла, и я увидела стрелку на нашу таинственную точку пути. Какой объект лежит в ю. – в. направлении от острова Мадагаскар? (о-в Тасмания)
Но чтобы завладеть сокровищами, мы с вами должны ответить на вопросы.<Приложение 1, Рисунок 3>.
Счастливый путь.
А теперь ребята сокровища наши. Вот вам план сокровищ. Определите по плану, где закопан клад. На какой высоте он находится? Что вы встретите на пути, если будет двигаться с юга на север? С запада на восток? <Приложение 1, Рисунок 4>.
Итак, сокровище у нас. Возвращаемся домой. Нанесите на контурную карту г. Кыштым. Подскажите автопилоту координаты г. Кыштыма.
5) Сокровища – это «4», «5» и «3». Капитан вам раздает ваши оценки. Выставление оценок. Лучшей команде выдаются эмблемы «Лучший знаток географии».
6) Подведение итогов. Рефлексия.
Заключение
Мои исследования проводились в шестых классах МОУООШ № 4 г. Кыштыма. В ходе эксперимента, я вела наблюдения за процессом обучения учащихся экспериментального и контрольного классов. Целью наблюдения было определить отношение учащихся к применению нетрадиционных форм обучения. Оценивались внешние признаки проявления интереса, выражающиеся в эмоциональном состоянии учеников (радость, удовлетворение), работоспособности и активности ребят.
В ходе наблюдения были получены следующие результаты: в контрольном классе, работающем по традиционной методике всего 50% заинтересованных учеников (отвлекаются, занимаются посторонними делами). В экспериментальном классе 83% учащихся полностью увлечены ходом урока, активны, любознательны и этому стоит добавить немаловажный результат: психологическое состояние радости, комфорта, уверенности.
Обработка результатов анкетирования подтвердила наши наблюдения. 61% привлекает не обычный традиционный урок, а урок – игра.
Литература
- Наумова А.С