Открытое занятие "Не укради!"

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

Кражи, совершенные детьми, эмоционально болезненны как родителям, так и педагогам, работающим с детьми. Особенно, если воровство совершается систематически и, по мере взросления ребенка, становится все более изощренным.

Подобные нарушения поведения и последующие проблемы свойственны детям, по наблюдениям специалистов, из неблагополучной среды (семья, обстоятельство усыновления, психические травмы и пр.). Среду сиротского учреждения, в которой пребывают наши дети, трудно назвать естественной, органичной, гармоничной и соответственно – благополучной. Существует мнение, что эта склонность ребенка может формироваться как результат подкрепленного вниманием и реакцией взрослых (даже очень негативных) актов воровства. И далее кражи совершаются с целью получения внимания от взрослых любой ценой. Внимания, которого, конечно же, не хватает ребенку в условиях скученности, казенности условий пребывания в детском доме.

Но интересней другая точка зрения, менее усложненная, обоснованная стремлением ребенка получить понравившийся ему предмет. Детей, которым чего-то не хватает, достаточно, но воруют не все. Почему одни дети воруют, а другие нет? А ведь все знают, что воровать плохо, нельзя.

Так что же, все-таки, нельзя? Важно выяснить, что стоит за запретом и почему человек в норме своего поведения не ворует, что его останавливает. На уровне рассудка можно предположить, что в этой ситуации доминирует сильное табу и страх наказания.

Для прояснения ситуации важно определить место вещи (объекта воровства) в психологическом пространстве человека. Если внимательно посмотреть на предметы, находящиеся в нашем пользовании, то можно быстро понять, что они не являются просто предметами пользования, от которых с большой легкостью можно отказаться, заменить их новыми, другими. Они для нас существенны, они нам дороги своим происхождением, своим внешним видом, связаны памятью о чем-то и пр. Вещи являют собой круг, пространство нашего существования – мы не замечаем их существенности, значимости пока они рядом. Воровство, совершенное в отношение наших вещей, есть акт агрессии в форме вторжения в наш круг (нашу территорию), в наше психологическое пространство, нарушение наших границ. Это агрессия, хотя она и не направлена против человека. Поэтому чувство беззащитности перед таким вторжением очень травматично для нас, если мы оказались в роли жертвы и испытали опустошенность, предательство, боль потери, незащищенность.

Специалисты, работающие с проблемами воровства, к причинам , по которым человек не ворует (запрет, страх наказания), добавляют заботу о сохранении отношений и заботу о сохранении собственного образа Я. А у ребенка в силу возраста, в нашем случае – с отставанием в развитии, не складываются значимые отношения и нет адекватного образа Я, зато в наличии размытость границ межу своим жизненным пространством и жизненным пространством своих одногруппников. Поэтому будем считать главным направлением в коррекционной работе с проблемным ребенком взаимосвязь между утратой вещи и нарушением границы, а основным ориентиром для поиска методов воздействия на ворующего ребенка будет его чувство незащищенности перед вторжением в границы его психологического пространства и, как следствие, эмоциональная рефлексия.

В организации быта ребенка, обитателя сиротского учреждения, важно создание условий, означающих условия его автономного физического существования – его собственных вещей, собственных игрушек, собственного рабочего стола. Важно наличие у детей своего личного имущества, а не предметов общего пользования, что во многом и определяет и границы их психологического пространства, формирования образа Я.

Занятие – игра “Укради!”

Цель: переживание драматизма кражи, уяснение тяжести психологической и эмоциональной нагрузки, которую несет воровство.

Используемые материалы: мелкие игрушки, платочки, легкая бижутерия – личные вещи, веревка.

Веревкой выкладывается граница личного поля “охранника”, внутри которой помещаются всевозможные предметы. В ходе игры “вор” должен проникнуть на территорию “охранника”, схватить какой-либо предмет и вынести его за означенную границу. “Охраннику” предлагается охранять предметы, препятствуя действиям “вора”. Если “вору” эта кража удается, он может приказать, чтобы одна из конечностей “охранника” не двигалась. “Украв” еще один предмет, он может “парализовать” другую конечность “охранника”. Чтобы “парализовать “охранника”, “вор” просит его убрать зе спину руку, а ногу держать на весу; он мажет, также, попросить закрыть глаза и т.д., что подскажет фантазия в пределах разумного. Игра продолжается до тех пор, пока “охранник” не будет полностью “парализован”.

Когда все предметы “вором” перенесены, а “охранник” полностью парализован, производим обмен ролями. В процессе игры ее участники несколько раз меняются ролями до тех пор, пока каждый из них не освоит роли “вора” и “охранника” и не будут проявлены связанные с этими ролями чувства.

Далее просим детей-участников изобразить на рисунке моменты игры. Конечно, ребенок всегда рисует наиболее значимые для него моменты. Затем обсуждаем эти моменты. Обсуждаем и поясняем такие понятия, как “воровство”, “мое”, “чужое”, “наше”. Затем обсуждаем те чувства, которые мы испытали в жизни от проявленного в отношении нас воровства. Похожи ли они на те чувства, которые мы испытали сейчас, во время игры? Вспоминаем слова: стыд, страх, наказание, жалость, непонятность, обман, обида, слезы.

В конце занятия обсуждаем, что же делать с украденными предметами. Обсуждаем, что они значат для их владельцев, как важны, чем дороги. Подводим детей к мысли, что все надо вернуть каждому из владельцев и больше никому и никогда ни доставлять переживаний подобного рода.

Коррекционная работа.

Работа по коррекции проблем детского воровства проводилась с группой детей в количестве 7-ми человек в возрасте 8–10 лет, отличавшихся в своем поведении фактами регулярного воровства у окружающих.. В условиях, максимально возможных для детского сиротского учреждения (школы – интерната), детям были созданы условия, предусматривающие наличие личного пространства: отдельная прикроватная тумба, своя полка для одежды в общем шкафу, свое отделение шкафа в игровой комнате для хранения и пользования канцелярскими принадлежностями и игрушками, одинаковая одежда во избежание путаницы помечена, четкое обозначение места нахождения в гардеробной верхней одежды каждого из ребят.

В процесс взаимодействия детей педагогами вносились напоминания о необходимости просить друг у друга разрешения брать ту или иную вещь, так как это предмет личного пользования, свой собственный.

В условиях детского дома дети достаточно часто получают подарки от спонсирующих организаций, от просто сочувствующих граждан, в качестве награды за участие в мероприятиях. В профилактике обезличивания, обесценивания предмета в сознании детей, как подарка, как личного внимания к конкретному ребенку было важно говорить об этом с детьми и пресекать попытки обмена и передаривания.

Периодически проводилось занятие – игра "Не укради!" по мере возникновения инцедента и, профилактически, с частотой один раз в неделю.

Так же, проводились беседы на правовые темы с участием работников юстиции. Эти мероприятия имели место, скорее, с целью демонстрации детям нетерпимости общества, в котором они живут, к воровству и всем проявлениям непорядочного поведения. Однако, основная ставка в работе с детьми делалась на формирование эмоционально – когнетивной сферы.

Все перечисленные меры и действия проводились с целью обеспечения ребятам условных границ своего личного пространства, своего психологического поля, формирования Я – концепции. Осознание себя как единицы, в последствие – личности, со своими потребностями, границами своего Я заставляет ценить свое личное, нужное и важное для своей жизни. Оценка себя и уважение к себе, как логический этап, переходит в уважение к окружающим, к их потребностям, к их имуществу.

Необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа проводится, конечно, со всеми детьми, но данной группе детей уделялось особое внимание.

Оценка результатов.

В результате работы, усиленно проводимой в течение одного учебного года, факты воровства всеми детьми нашей корректируемой группы постепенно становились все более редкими, но совсем воровать прекратили четверо ребят. Остальные трое могут присваивать чужие вещи, хотя подобные факты в сравнении с прошлым временем существенно реже.

Коррекционная профилактика детского воровства должна проводиться неустанно, так как в жизни ребенка всегда существуют соблазны, которые детской психике трудно преодолеть без поддержки. И наши усилия не могут оказаться безрезультатными, если мы искренне небезразличны.