Образовательные задачи урока.
Воспитательные задачи:
- cодействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, обусловленность развития науки потребностям производства);
- cодействовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как коллективизм;
- cодействовать профилактике утомляемости школьников, используя разнообразные виды работы на уроке.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация знаний учащихся.
Повторить с учащимися основные понятия прошлых уроков: точки экстремума, каково достаточное условие точек экстремума, стационарные точки и критические точки (учащихся отвечают с места)
Повторить таблицу производных основных функций и основные правила нахождения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Изучение нового материала.
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
(учащиеся записывают себе в тетрадь).
Пусть функция
непрерывна и дифференцируема на
отрезке
, то
для нахождения наибольшего и наименьшего
значения функции на отрезке нужно:
- найти производную функции, найти стационарные точки (решаем уравнение, приравнивая производную к нулю)
- среди полученных стационарных точек выбрать те,
которые принадлежат отрезку

- найти значение в стационарных точках и в концах
отрезка, то есть
и
. - среди полученных значений выбрать наибольшее или наименьшее.
Записать схему нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке в тетради (учитель оформляет схему на доске):
Пусть
непрерывна на
и дифференцируема. Тогда, для нахождения
или
:
- Находим

находим 
- Проверяем принадлежность
отрезку 
- Находим
,
,
. - Среди полученных значений выбираем
или
. - Записываем ответ (Акцентировать внимание, что в ответе должно быть записано либо целое число, либо конечная десятичная дробь).
Пример № 1. Найти наименьшее значение функции
на отрезке
. (Учитель
совместно с учащимися записывает решение на
доске последовательно проговаривая каждый пункт
алгоритма).
Решение:
![]()
Ответ: ![]()
Пример № 2. Найти наибольшее значение
функции
на
отрезке ![]()
Решение:
![]()
![]()

Ответ: 23
Пример № 3. Найдите наименьшее значение
функции
на
отрезке
.
Решение:
![]()
Ответ: -3
Пример № 4. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке
.
Решение:
Упростим функцию ![]()



Ответ: 1
IV. Закрепление материала.
- Найдите наименьшее значение функции
на отрезке 
- Найдите наименьшее значение функции
на отрезке 
- Найдите наименьшее значение функции
на отрезке 
V. Итоги урока.
- Повторить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
- Выставить отметки за урок.
VI. Домашнее задание:
- Найдите наименьшее значение функции
на отрезке 
- Найдите наибольшее значение функции
на отрезке 
- Найдите наибольшее значение функции
на отрезке 
- Найдите наименьшее значение функции
на отрезке 
- Найти наибольшее значение функции
на отрезке 
Урок № 2. “Нахождение наибольшего и
наименьшего значения функций
и
на отрезке
.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные задачи:
- обеспечить повторение в ходе урока алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
- продолжить формирования навыка применения этого алгоритма при решении второго типа задач экзаменационных вариантов ЕГЭ;
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков: навыков самоконтроля, умения в необходимом темпе читать и писать, анализировать условия задачи.
Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, обусловленность развития науки потребностям производства);
- содействовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как коллективизм. умение слушать товарищей;
- содействовать профилактике утомляемости школьников.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальная проверка домашнего задания. Если у большинства учащихся возникли вопросы, разобрать на доске решение конкретного задания, если лишь у некоторых, объяснить в индивидуальном порядке, предварительно схематично обговорив решение у доски.
III. Актуализация знаний. Повторить еще раз алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке с оформлением схемы на доске.
Повторить следующие формулы для дальнейшего изучения материала:
,
, ![]()
Решить на повторение примеры (1 учащийся пишет решение на доске с комментариями по решению, остальные записывают себе в тетради).
IV. Решение новых прототипов задач (разбирает решение учитель)
Пример № 1. Найти наименьшее значение
функции
на
отрезке ![]()
Решение
![]()
Ответ: -1
Пример № 2. Найти наименьшее значение
функции
на
отрезке ![]()
Решение. Преобразуем и упростим функцию
, используя
свойство логарифмов ![]()



Ответ: -6
V. Закрепление материала (самостоятельное решение задач учащимися у доски).
Пример № 3. Найти наибольшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение.

Ответ: 51
Пример № 4. Найти наименьшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение.
![]()


(
, так как
)

Ответ: 4
Пример № 5. Найти наименьшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение

Ответ: -1
Пример № 6. Найти наибольшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение:



![]()
![]()
Ответ: 1
Пример № 7: Найдите наибольшее значение
функции
на
отрезке ![]()
Решение



Ответ: 36
VI. Итоги урока.
- Повторить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
- Проговорить основные алгоритмы решения тех примеров, которые изучены на уроке.
VII. Домашнее задание по вариантам.
| 1 вариант | 2 вариант |
| Найти наибольшее значение
функции |
Найти наибольшее значение
функции |
| Найдите наибольшее значение
функции |
Найдите наибольшее значение
функции |
| Найдите наименьшее значение
функции |
Найдите наименьшее значение
функции |
| Найдите наименьшее значение
функции |
Найдите наименьшее значение
функции |
| Найдите наибольшее значение
функции |
Найдите наибольшее значение
функции |
| Найдите наибольшее значение
функции |
Найдите наибольшее значение
функции |
| Найдите наибольшее значение
функции |
Найдите наибольшее значение
функции |