Цель: закрепить навык чёткого произношения звука С в слогах, словах, фразах; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки на звук С, компьютер, экран.
Ход занятия
I. Организационный момент. Учитель называет предметы и дети должны назвать лишний предмет: огурец-баклажан-слива; яблоко-банан-капуста; берёза-ель-сова; платье-рубашка-стакан; крот-заяц-сорока; грач-воробей-лиса.
II. Знакомство со звуком С. Логопед выставляет картинки со звуком С и спрашивает:
- Какой звук чаще других встречался в этих словах? (Звук С).
- Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (Со звуком С).
III. Артикуляция звука, мелкая моторика рук (слайды-пальчики, упражнения языка). Логопед объясняет: при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, язык - “горочкой”, зубы - “заборчиком”.
IV. Характеристика звука. Логопед говорит, что звук С - согласный,свистящий, твёрдый, глухой.
V. Воспроизведение слоговых рядов.
СА-СУ-СЫ-СО; АС-УС-ЫС-ОС; СО-СУ-СЫ-СА; ОС-УС-ЫС-АС; СКА-СКО-СКЫ; СТА-СТО-СТУ; СМА-СМУ-СМЫ; СПА-СПО-СПУ-СПЫ.
VI. Закрепление звука С в упражнениях, играх, логических задачах:
а) сложи правильно слоги: СУ-УС; СА-АС; СЭ-ЭС; СЫ-ЫС; СО-ОС.
б) Хлопни в ладоши, услышав звук С.зи-но-са-ми-со-па-вы-су-сэ-до-сы.
в) Найди по картинкам звук С (раздаются предметные картинки).
г) Догадайся, о ком идёт речь (логопед произносит фразы не до конца, а дети должны правильно выбрать картинку). На ветке висит вкусная… (слива). Рыжая, пушистая, хитрая… (лиса). Летает, летает, очень маленькая, может ужалить… (оса). Рома поставил сетку и поймал большого … (сома). Громко лает, ой как кусает... (собака). По дороге едет с пассажирами большой… (автобус). Прилетела, на ветку села и запела… (синица). Сидит на ветке, ночью не спит, за всеми следит… (сова).
д) Анализ, синтез слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт. (Ребята работают синими, красными магнитиками).
VII. Слоговые упражнения. Выдели голосом один слог.
Насос-ссссс. Са-со-су су-со-са со-са-су ас-ос-ус-ис
- Са-са-са - у нас оСА
- Со-со-со - чиним колеСО
- Су-су-су - едим вкусный Суп
- Са-со-СУ, со-су-СА, су-са-СО
- СУ, СА, СО, -са-ас, су-ус, со-ос, сы-ыс, си-ис.
- Какой слог отличается от других и почему?
IX. Дидактическая игра “Наоборот”. Логопед произносит слова. Дети подбирают слова, противоположные по смыслу. Мир-ссора, кислый-сладкий, тесная-свободная, трусливый-смелый, пасмурно-солнечно, низкий-высокий.
X. Логические задачи. Логопед задаёт вопросы:
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).
- Какую ноту кладут в суп? (Соль).
- Как называется группа птиц? (Стая).
- Предмет для сиденья? (Стул).
- Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп).
Итог урока.
- Какой звук изучали на уроке?
- Звук С какой - твёрдый или мягкий?