Тема урока: "Звук "с"

Разделы: Логопедия


Цель: закрепить навык чёткого произношения звука С в слогах, словах, фразах; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки на звук С, компьютер, экран.

Ход занятия

I. Организационный момент. Учитель называет предметы и дети должны назвать лишний предмет: огурец-баклажан-слива; яблоко-банан-капуста; берёза-ель-сова; платье-рубашка-стакан; крот-заяц-сорока; грач-воробей-лиса.

II. Знакомство со звуком С. Логопед выставляет картинки со звуком С и спрашивает:

- Какой звук чаще других встречался в этих словах? (Звук С).

- Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (Со звуком С).

III. Артикуляция звука, мелкая моторика рук (слайды-пальчики, упражнения языка). Логопед объясняет: при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, язык - “горочкой”, зубы - “заборчиком”.

IV. Характеристика звука. Логопед говорит, что звук С - согласный,свистящий, твёрдый, глухой.

V. Воспроизведение слоговых рядов.

СА-СУ-СЫ-СО; АС-УС-ЫС-ОС; СО-СУ-СЫ-СА; ОС-УС-ЫС-АС; СКА-СКО-СКЫ; СТА-СТО-СТУ; СМА-СМУ-СМЫ; СПА-СПО-СПУ-СПЫ.

VI. Закрепление звука С в упражнениях, играх, логических задачах:

а) сложи правильно слоги: СУ-УС; СА-АС; СЭ-ЭС; СЫ-ЫС; СО-ОС.

б) Хлопни в ладоши, услышав звук С.зи-но-са-ми-со-па-вы-су-сэ-до-сы.

в) Найди по картинкам звук С (раздаются предметные картинки).

г) Догадайся, о ком идёт речь (логопед произносит фразы не до конца, а дети должны правильно выбрать картинку). На ветке висит вкусная… (слива). Рыжая, пушистая, хитрая… (лиса). Летает, летает, очень маленькая, может ужалить… (оса). Рома поставил сетку и поймал большого … (сома). Громко лает, ой как кусает... (собака). По дороге едет с пассажирами большой… (автобус). Прилетела, на ветку села и запела… (синица). Сидит на ветке, ночью не спит, за всеми следит… (сова).

д) Анализ, синтез слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт. (Ребята работают синими, красными магнитиками).

VII. Слоговые упражнения. Выдели голосом один слог.

Насос-ссссс. Са-со-су су-со-са со-са-су ас-ос-ус-ис

  • Са-са-са - у нас оСА
  • Со-со-со - чиним колеСО
  • Су-су-су - едим вкусный Суп
  • Са-со-СУ, со-су-СА, су-са-СО
  • СУ, СА, СО, -са-ас, су-ус, со-ос, сы-ыс, си-ис.
  • Какой слог отличается от других и почему?

IX. Дидактическая игра “Наоборот”. Логопед произносит слова. Дети подбирают слова, противоположные по смыслу. Мир-ссора, кислый-сладкий, тесная-свободная, трусливый-смелый, пасмурно-солнечно, низкий-высокий.

X. Логические задачи. Логопед задаёт вопросы:

- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).

- Какую ноту кладут в суп? (Соль).

- Как называется группа птиц? (Стая).

- Предмет для сиденья? (Стул).

- Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп).

Итог урока.

- Какой звук изучали на уроке?

- Звук С какой - твёрдый или мягкий?