Презентация к уроку истории в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование у учащихся интереса к древнерусской иконописи.

Задачи.

Обучающие

Сформировать у учащихся представление о древнерусской иконописи, познакомить с символами иконописи, показать вклад древнерусских иконописцев в историю России.

Развивающие

Создать условия для развития познавательных интересов у учащихся. Развивать речь, умение анализировать.

Воспитывающие

Способствовать воспитанию интереса к Родине, к искусству. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Основные понятия: икона, иконопись, нимб, крест, Третьяковская галерея, Русский музей.

Наглядный материал: презентация, иллюстрации древнерусской живописи, энциклопедия по истории России, учебник Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, учебник-хрестоматия “Твоя Россия”, распечатки дополнительного материала - подготовленные учителем, толковые словари Ушакова, Ожегова.

Ход урока

Слайд №1. Презентация

1) Организационный момент.

Послушайте внимательно друзья:
Руке я мастера сегодня гимн сложу.
Нам жить и сегодня без неё нельзя.
Она во всём, на что не погляжу.

Сегодня мы отправляемся в гости к мастеру.

2) Проверка знаний и умений для подготовки нового материала. Слайд №2

3) Постановка целей и задач урока.

Проблемный вопрос

В течение урока, вы должны определить у мастера каких дел мы побывали, в чём суть его трудов?

4) Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

Слайд №3

Рассказ учителя:

Сегодня мы с вами попробуем приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.

- Определите, в какую мастерскую мы с вами попали? Ответы учащихся.

- Чем заняты люди?

- Как вы думаете, что рисуют мастера?

- Кто знает, как называют таких мастеров?

- Обратите внимание, на чём пишут иконописцы?

- Что является результатом труда, таких мастеров?

Рассказ учителя:

Иконы писали на деревянных досках. Работа была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым приступал к ней плотник.

Из всех пород дерева мастера предпочитали липу – в ней меньше всего сучков. Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу. Тот наклеивал холстину, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх холстины мастер накладывал грунт из рыбьева клея, смешанного с толчёным мелом. Эту массу похожую на сливки, несколькими слоями наносили на паволоку (холстину) и полировали до блеска пемзой, медвежьим зубом, высушенным хвощом.

Настоящий иконописец должен быть праведником, иметь талант художника, знания богослова. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати на труды свои.

Слайд №4

Древнерусской живописи мастера использовали несколько цветов.

Комментарий учителя по слайду.

Слайд №5

Рассказ учителя:

Писание икон считалось богоугодным делом. По преданию, первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери.

Слайд №6-8

Известные древнерусские иконописцы.

Работа в группах

Ученики объединяются в группы.

Используя дополнительную литературу, распечатки, ученикам предлагается найти материал, о выбранном группой древнерусском мастере.

Выслушиваются ответы учеников.

Слайд №9

Рассказ учителя:

Посмотрите, перед вами истинное искусство древнерусских мастеров.

Лики с выразительными глазами. Эта картина с религиозным содержанием называется – икона. В переводе с греческого означает “образ”, “изображение”. На Руси иконы назывались - “образа”

Слайд №10

Рассказ учителя:

В старину, да и во многих семьях сейчас, в каждом доме хранились иконы. Перед вами на слайде древнерусский дом. В каждом доме в те времена, иконы устанавливали на почётном месте – в красном углу. Образа устанавливали и у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где когда-то висела икона Спасителя, давшая название башне.

Слайд №11

Рассказ учителя:

От благовония мастей твоих имя

твое, как разлитое миро...

Пленила ты сердце мое одним

взглядом очей твоих...

Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”.

Нам неизвестно имя гениального художника, произведению которого предстояло сделаться не только мировым шедевром искусства, но и стать величайшей святыней православной Церкви. И только пристально всматриваясь в стилистическое своеобразие его шедевра, мы с некоторой приблизительностью определяем время его создания и, тем самым, эпоху, в которую жил автор. Период правления Македонской династии в Византии был временем мощного расцвета религиозного искусства. Столетие иконоборчества завершилось победой Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и других защитников иконопочитания. И конец IX, X и XI века стали периодом могучего развития стенописи и иконописи.

С иконой “Владимирская Богоматерь” связана следующая история:

В 1395 году над Русью нависла опасность. Непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул свои несметные полчища на русские земли. Сын Дмитрия Донского – Василий повелел привести икону из Владимира в Москву. И случилось невероятное: рать Тамерлана повернула и ушла восвояси.

Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь. Младенец Христос обнял за шею Богоматерь и умалено прижался щекою к её лицу. Лик Богоматери удивлён и неповторим. В глазах запечатлелось глубочайшая скорбь, и печаль матери.

Слайд №12

Рассказ учителя:

С принятием христианства на Руси церкви и храмы украшались фресками и мозаиками.

Ученикам предлагается найти определение в толковом словаре эти определения.

Проверка на слайде в презентации.

Слайд №13 - 14

Беседа по содержанию

- Как вы считаете, где хранятся шедевры древнерусской живописи?

Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи хранится в Москве в Третьяковской галерее.

Среди них – “Спас Нерукотворный”.

Самая древняя икона находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге - “Архангел Гавриил”. Здесь представлены работы Андрея Рублёва “Апостол Павел” и “Апостол Пётр”, “Троица” - Симона Ушакова.

Слайд №15

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Решение проблемы урока.

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

Подведение итогов урока.

Слайд №16

Домашнее задание к следующему уроку.