Классный час "Спорт и искусство"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Цель – расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Расширить знания учеников о содружестве спорта и искусства.
  • Выявить роль искусства в пропаганде физической культуры, спорта.
  • Воспитание интереса учащихся к данной теме.

Возрождение физической культуры и спорта — явление, характерное для наших дней. Огромные стадионы, непрерывный поток соревнований, отчеты и рецензии в газетах, передачи по радио, телевидению, кинофильмы, ореол национальной славы чемпионов мира и Олимпийских игр, миллионы болельщиков... Все это характеризует особый интерес общества к современному спорту.

Велика роль искусства в пропаганде физической культуры и спорта. Спортивный плакат, картины, графика, стихи, песни, художественные фильмы — непременные соучастники спортивных дел. Важны и различные виды наглядной агитации в оформлении спортивных сооружений и стадионов. А разработка и оформление спортивных праздников, спортивные костюмы и инвентарь, награды, кубки, медали, жетоны, дипломы... Всюду прикладывается рука творца. Поэтому можно смело считать: содружество искусства и спорта одинаково необходимо и художникам, и спортсменам!

Слайд 2 Спорт и фалеристика

Первые советские спортивные значки появились уже в 1919 г. Таким первенцем был значок участника спортивного праздника Всевобуча, состоявшегося 25 мая 1919 г. в Москве на Красной площади. Один из них был вручен В. И. Ленину, принимавшему участие в празднике Всевобуча.

В Советском Союзе функционировало более пятисот различных спортивных клубов и обществ, которые имели свои официальные эмблемы и значки. Если учесть, что биография многих из них берет свое начало с двадцатых-тридцатых годов, то станет понятно, какое обилие фалеристических материалов выпущено за это время. По неполным данным только в нашей стране выпущено 15 тыс. наименований спортивных значков.

Слайд 3. Легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства.

Слайд 4. Спорт в живописи русских художников 20 и нач. 21 веков.

Слайд 5. В 1920-е годы с образом гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотизма. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вместе со спортом. Главная задача - подготовка физически развитого человека, который "готов к труду и обороне".

Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как "На стадионе" Александра Самохвалова и "Спортивные игры на стадионе" Сергея Луппова

Для Самохвалова - художника физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку и ко всему человеческому, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех. Поэтому у него так много работ, посвященных спортивным праздникам, спортивной молодости.

Слайд 6. Мотив героического как составной части спорта получил преломление в женских портретах-типах. Изображенные на них молодые девушки должны были, именно благодаря спорту, справляться с новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими задачами ("Девушка в футболке" А.Самохвалова, "Физкультурница" Ивана Куликова).

“Девушка в футболке” остается наиболее популярным произведением Самохвалова. Моделью художнику послужила молодая учительница Евгения Петровна Адамова, но многие советские девушки тех лет узнавали себя в созданном художником образе. Картина имела большой успех и в России, и в Париже, где в 1937 году на Международной выставке она была отмечена золотой медалью. Она осталась символом энтузиазма и молодого задора неповторимых лет. Ее даже называли “Советской Джокондой”.

Слайд 7. Вместе с тем в 1930-е годы создавалось немало произведений, посвященных спорту, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой ("Лыжники" Сергея Лучишкина) "

Спортивной теме посвящены работы Т.Н.Яблонской. Из работ, созданных в этом жанре, заслуживает особого внимания произведение "Перед стартом" (1947), где молодость юных лыжниц ассоциируется с торжеством жизни послевоенного времени, где увлекательное занятие спортом олицетворяет молодость, здоровье, красоту, силу, что так созвучно было с возрождением разрушенной войной страны, которая, преодолевая экономические трудности тех лет, неуклонно двигалась вперёд.

Слайд 8. На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР". Среди изображенных - подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы: Полина Астахова, Борис Шахлин, Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов.

Особую роль в пропаганде физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства в 60-80-х годах стали играть всесоюзные и республиканские художественные выставки "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве", показывающие подлинную массовость физкультуры и спорта, борьбу спортсменов за высокие спортивные достижения и участие в Олимпийских и Международных соревнованиях.

Слайд 9. Сергей Рожнов – современный художник. Картина “Мастер” (2010 г.) посвящена игре в волейбол. Игроки напрочь лишены гламурной отутюженности; изображая их, художник чуть процарапывает красочный слой (или создает такое впечатление), и тела кажутся обгоревшими на солнце. Оказалось, к спорту у художника глубоко личное отношение: “Спорт, активный отдых — это мой образ жизни. После серьезной травмы больше не играю в волейбол и все больше обращаю внимание на менее подвижные виды спорта: можно даже проследить в картинах на спортивные сюжеты различный возраст персонажей в зависимости от динамичности вида спорта. О, сейчас осознал, что занятие живописью — тоже своего рода спорт. Этюдник и холсты, которые таскают с собой художники, весят немало, поэтому можно сказать, что живопись требует выносливости и спортивной подготовки… а само хождение в поисках удачного сюжета похоже по своему настроению на игру в крокет или гольф”.

Слайд 10. Графические символы и атрибуты Олимпиады.

Основная графическая символика Олимпийских игр включает в себя рекламные плакаты (постеры, афиши), эмблемы-логотипы и талисманы.

Слайд 11. До Олимпиады 1932 года основным рекламным продуктом были только плакаты, на играх в Лос-Анджелесе впервые появилась эмблема (логотип) Олимпийских игр.

Олимпийский талисман, который изображает, как правило, популярное в стране животное, появился еще позже. Первым талисманом Олимпийских Игр принято считать ягуара, скульптурное изображение которого найдено среди руин древней столицы народов майя — Чечен-Итца. Официально первым талисманом летних Олимпийских игр признан талисман Олимпиады 1972 года.

Слайд 12. 22 Летние ОлимпийскиеИгры проходили с 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве. Часть соревнований Олимпиады-80 проводилась в других городах страны: парусные регаты – в Таллине, предварительные игры футбольного турнира – в Киеве, Ленинграде и Минске, соревнования по пулевой стрельбе – в подмосковных Мытищах.

Дизайн официального плаката Олимпиады похож на дизайн эмблемы, созданной Владимиром Арсентьевым. На ней изображен участок беговой дорожки, которая уходит вдаль и переходит в силуэт здания, типичного для архитектуры Москвы, а наверху силуэта здания возвышается пятиконечная звезда.

В 1977 году оргкомитет Олимпиады объявил конкурс на лучшее изображение медведя. В результате жюри выбрало эскиз знаменитого иллюстратора детских книг Виктора Чижикова. Эскиз изображал улыбающегося медвежонка, опоясанного ремнем с цветами олимпийских колец с пряжкой в виде этих колец золотистого цвета. Медвежонок был назван Мишей и был утверждён в качестве официального талисмана 19 декабря 1977 года.

Но у Олимпиады-80 был еще один талисман соревнований по парусному спорту, проходивших в Таллине - морской котик Вигри.

Слайд 14. XXX Летние Олимпийские игры прошли в 2012 г. (с 27 июля по 12 августа) в Великобритании, в Лондоне. Эмблема Игр представляет собой стилизацию даты проведения игр и состоит из четырех частей в виде неправильных многоугольников, символизирующих цифры года - 2012. В одну из частей включено слово “London”, а в другую — изображение олимпийских колец. Эмблема доступна в четырех цветовых вариантах: синем, зеленом, оранжевом и желтом.

Талисманами Игр были стали две капли стали из Болтона по имени Венлок и Мандевиль. Они названы в честь города Мач-Венлок, в котором прошли первые соревнования наподобие Олимпийских игр, и деревни Сток-Мандевиль, где прошли первые на территории Великобритании Паралимпийские игры. У обоих талисманов по одному глазу, они носят велосипедные шлемы и на них нарисованы логотипы Игр.

Слайд 15. 22-е Зимние Олимпийские игры пройдут с 7 по 23 февраля 2014 года у нас в России, в Сочи. Эмблема “Сочи 2014” состоит из зеркально отражающихся элементов “SOCHI” и “2014”. Они воплощают идею “Россия – страна контрастов”. А “.ru” подчеркивает, что Игры 2014 года – это Игры всей страны.

Слайд 16. Талисманы игр в Сочи были окончательно выбраны 26 февраля 2011 года при голосовании в телешоу “Талисмания. Сочи 2014. Финал” на Первом телеканале. Жюри объявило сразу трёх победителей, все белого цвета, что соответствует зимнему характеру Олимпиады. Талисманами стали Белый мишка, Леопард, Зайка.

Согласно объявленному выбору спортсменов-паралимпийцев, талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка.

Слайд 17. Спорт и скульптура

Известно, что изображение спортивных упражнений атлетов издавна привлекало ваятелей. Еще древние ваятели Греции и Рима создали бессмертные статуи, запечатлевшие для потомков совершенство форм лучших атлетов, среди которых были и победители Олимпийских игр. Эти произведения, выполненные в классической реалистической манере, до сих пор ласкают наш взгляд.

Слайд 18. Известнейшая античная скульптура “Дискобол”. То, что мы видим сейчас, - это копии первой скульптуры, которая была отлита в бронзе. Не сохранилось подлинное творение Мирона, вероятно, погибло во времена Средневековья. До нашего времени дошло несколько мраморных римских копий. Лучшая, по мнению специалистов, из них хранится во дворце Массими в Риме. Мирон первым воплотил идею движения в своём "Дискоболе". Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. В этом миге есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно. Несмотря на то, что он должен действовать, он как бы застыл в вечности. Здесь цель не просто показать движение само по себе, а показать его причастность к прекрасному. Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще малоподвижны: скульптор стремится изобразить не конкретного атлета, а идеального человека

Слайд 19. Русские скульпторы являются подлинными наследниками великих мастеров - классиков, изображавших древних атлетов. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с работами одного из крупнейших советских скульпторов М. Манизера. Такие его произведения, как “Дискобол”, “Копьеметатель”, “Бегун”, “Штангист”, “Городошник”, “Победитель”, пользуются заслуженной популярностью у советских людей. Что характерно для этих работ М. Манизера? Прежде всего пластически четкий рисунок изображаемого упражнения, глубокое знание специфики данного вида спорта, неизменно правдивая, реалистическая манера. Его произведения по праву украшают сотни стадионов и парков нашей страны.

Слайд 20. Пользуются популярностью в стране и работы Е. Янсон-Манизер. Наиболее широко известны ее “Баскетболистка”, “Старт в воду”, “Конькобежка”, “Дискоболка”, в которых мастерски изображены полные грации и изящества юные женские тела, хорошо переданы пластика и ритмичность движения.

Слайд 21. У входа в Третьяковскую галерею, сокровищницу русского изобразительного искусства, привлекает внимание многочисленных посетителей бронзовая скульптурная группа — “Борьба двух футболистов за мяч” (“Футболисты”). Автор работы - Иосиф Моисеевич Чайков.

Спортсмены запечатлены в момент борьбы за мяч. Один из них падает. Он держится лишь соприкосновением с землей одной ногой. Его соперник в прыжке пытается отнять мяч. В этой композиции нет статичности, свойственной скульптуре вообще. И.Чайкову удалось остановить мгновение и мастерски передать движение футболистов. Волосы и одежда спортсменов еще больше усиливают это впечатление движения. Их позы, положения рук и ног – все это воплощает напряженный момент игры. Создается иллюзия, что футболисты вот-вот сорвутся с мест и продолжат игру. Один упадет на поле, не удержав равновесия, а его соперник помчится дальше с победно захваченным мячом. Композиция “Футболисты” создавалась в 20–30-е годы двадцатого века. Это были первые опыты Чайкова запечатлеть момент прыжка, полета. Вся композиция держится на одной точке соприкосновения с опорой – ноге падающего спортсмена. Второй футболист незаметно закреплен в той точке, где его нога соприкасается с мячом и ногой первого футболиста. Конечно, специалисты увидят здесь много неточностей, отклонений от скульптурной убедительности. Но у простого зрителя эта скульптура вызывает лишь восхищение. Ведь мастеру удалось в бронзе передать движение, полет, оторванность от земли, когда один спортсмен завис в падении, а второй застыл в прыжке.

Мы с вами приоткрыли только несколько страничек альманаха “Спорт и искусство”. Хочется, чтобы вы заинтересовались этой темой и собрали материалы о том, как спорт связан с литературой, с музыкой, с кинематографом, и подготовили презентации. Классный час заканчивается распределением учащихся по группам: “Музыка и спорт”, “Литература и спорт”, “Кино и спорт” и просмотром видеоролика “Закрытие Олимпиады-80 в Москве”.