Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель:

  • Изучить влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
  • Развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и делать выводы. Понимать практическую значимость для человека изучения данной темы.
  • Воспитание любви к окружающей природе, понимание необходимости ее охраны. Создать условия для формирования  познавательного интереса к географии, воспитания культуры общения со сверстниками.   

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения.

Приемы работы: работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация, прием «Фишбоун», прием заполнения «Маркировочной таблицы», беседа.

Оборудование: презентация, карты: физическая, климатическая, степени благоприятности природных условий, листы бумаги А-4: (схема «Фишбоун»), «Маркировочная таблица».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. «Беглое» чтение  текста. Тема:  «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы». (4-5 мин.)
2. Прием «Инсерт» – знаковая работа с текстом:

А) после  «беглого»  прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией:  (первичная рефлексия)

С-1

V

+

!

 Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
       

3. Учитель:  С-2

Рассуждаем:

А) Докажите, что природа – источник существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?

4. Учитель:

Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.

5. Работа со схемой: С-3

img1.gif (3826 bytes)

6. Работа с картами. С-4

Исследовательская работа:

А) Сравнить карты: «Плотность населения России» (С-4)  и «Климатическая карта России» (атлас с.14)

Ответить на вопрос: В каких климатических  поясах наибольшая и наименьшая плотность населения?

Б)  Сравнить карты: «Климатическая карта России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).

Задание: Выявить климатические районы здоровья.

В) Сравнить полученный результат исследования с данными карты «Степень сбалансированности природных условий» (атлас с.30).

Г) Вывод о проделанной работе.

7. Учитель: Переходим к изучению второй части темы урока:  «Агроклиматические ресурсы»:

А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
– «агроклиматические ресурсы»,
– «агроклиматология».

Б) какие климатические условия необходимы для жизни растений? (с.73)

В) можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?

8. Учитель: С-6 (прием «Фишбоун»):

Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»

Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки (влияние их на с\х).

Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.

9. Показ презентации: С-7 («Неблагоприятные климатические явления»).

10. Учитель: Заполним таблицу, внесем в нее новые мысли (индивидуальная работа)

V

+

!

 Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
       

11. Рефлексия:

Выразить свою точку зрения на изученный материал (С-8) – практическое применение полученных на уроке знаний в личной жизни?

12. Домашнее задание: п.11.

Вопрос: Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?