Цель:
- Изучить влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
- Развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и делать выводы. Понимать практическую значимость для человека изучения данной темы.
- Воспитание любви к окружающей природе, понимание необходимости ее охраны. Создать условия для формирования познавательного интереса к географии, воспитания культуры общения со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения.
Приемы работы: работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация, прием «Фишбоун», прием заполнения «Маркировочной таблицы», беседа.
Оборудование: презентация, карты: физическая, климатическая, степени благоприятности природных условий, листы бумаги А-4: (схема «Фишбоун»), «Маркировочная таблица».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. «Беглое» чтение текста. Тема:
«Зависимость человека от климата.
Агроклиматические ресурсы». (4-5 мин.)
2. Прием «Инсерт» – знаковая работа с текстом:
А) после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: (первичная рефлексия)
С-1
V |
+ |
– |
! |
Я уже знал | Я это узнал сегодня | Не знаю, хочу спросить | Это интересно! |
3. Учитель: С-2
Рассуждаем:
А) Докажите, что природа – источник
существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние
цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать
комфортными для жизни человека?
4. Учитель:
Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.
5. Работа со схемой: С-3
6. Работа с картами. С-4
Исследовательская работа:
А) Сравнить карты: «Плотность населения России» (С-4) и «Климатическая карта России» (атлас с.14)
Ответить на вопрос: В каких климатических поясах наибольшая и наименьшая плотность населения?
Б) Сравнить карты: «Климатическая карта России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).
Задание: Выявить климатические районы здоровья.
В) Сравнить полученный результат исследования с данными карты «Степень сбалансированности природных условий» (атлас с.30).
Г) Вывод о проделанной работе.
7. Учитель: Переходим к изучению второй части темы урока: «Агроклиматические ресурсы»:
А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
– «агроклиматические ресурсы»,
– «агроклиматология».
Б) какие климатические условия необходимы для жизни растений? (с.73)
В) можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?
8. Учитель: С-6 (прием «Фишбоун»):
Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»
Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки (влияние их на с\х).
Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.
9. Показ презентации: С-7 («Неблагоприятные климатические явления»).
10. Учитель: Заполним таблицу, внесем в нее новые мысли (индивидуальная работа)
V | + |
– |
! |
Я уже знал | Я это узнал сегодня | Не знаю, хочу спросить | Это интересно! |
11. Рефлексия:
Выразить свою точку зрения на изученный материал (С-8) – практическое применение полученных на уроке знаний в личной жизни?
12. Домашнее задание: п.11.
Вопрос: Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?