Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму.
Древняя китайская пословица.
Цели урока. Ввести понятие отношения целого и частей.
Задачи урока:
1. Формирование умения графически изображать и описывать с помощью формул
отношение частей и целого.
2. Формирование у учащихся умения пользоваться математическими терминами при
доказательстве правильности выполнения задания.
3. Формирование умения работать в паре: участвовать в совместной деятельности,
учиться слушать и слышать друг друга, излагать свое мнение.
4. Формирование контроля и самоконтроля.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока
Презентация. Слайд 1.
(На доске: рисунок с.51 № 67.)
– Посмотрите на доску. Какие величины обозначены буквой А?
(Вместимость, угол, длина, количество, масса.)
– Беру полоску. С какой величиной будем работать?
(С длиной.)
– Как догадались?
(У полоски можно определить длину.)
Слайд 2.
– Что происходит с полоской?
(На слайде действие – полоска распадается на части. Эффект анимации.)
(Полоску разрезали на части, полоска распалась на части.)
Новый материал.
– Что произошло?
(Полоска распалась на части.)
– Была целая полоска, ее разделили, разрезали на части.
– Предположите, о чем будем говорить на уроке?
– Откройте учебники с.50.Прочитайте тему урока.
(Учимся находить части и целое.)
– Чему будем учиться на уроке?
№ 65.
– Прочитайте задание.
– Вслух читает Руслан, остальные ребята поставьте указки на текст – следите.
– Рассмотрите рисунок.
– Какого цвета полоска, которую разрезала Маша? (Синего.)
– Какого цвета полоска, которую разрезал Алеша? (Розового.)
– Как узнали цвет полоски, которую разрезала Маша?
(3 части, в тексте сказано, что Маша разрезала полоску на три части.)
– Назови части. (А, В, С)
На сколько частей разрезал полоску Алеша? (2)
– Назови части. (М, К.)
– Какое задание надо выполнить?
(Узнать, какой длины были полоски, сравнить их, записать формулой.)
– Что за знак в левом уголке?
(Выполняем задание в тетради на печатной основе.)
– Откройте тетрадь на с.22.
– Как узнать, где полоска Маши, где полоска Алеши?
(По количеству частей.)
– Давайте подумаем, нужно ли каждому из вас раскрашивать и вырезать полоски и
за Машу и за Алешу?
– Как быстрее, рациональнее выполнить это задание, чтобы меньше времени
затратить?
(Работать вдвоем, в паре.)
– Договоримся, за Машу выполняет задание 1 вариант, за Алешу 2.
– Раскрашивайте, вырезайте. Учебники закройте.
– Вырезали. Сравните длины полосок (в паре).
– Чья полоска длиннее? Покажите карандаш, которым была раскрашена полоска
большей длины.
Слайд 3.
– Правильно ли я поняла – вы сравнивали так.
(Слайд 3 “ ловушка”: полоски сравниваются не на одном уровне.)
– Что не так?
Целое нужно получить , положив встык части
(При сравнении полоски должны быть на одном уровне.)
Слайд 4.
Это неверный вариант. Полоски синего цвета должны быть приложены друг к другу, а под синей полоской сложены в одну – розовые. Вы сравниваете полоски целиком. То, что показали вы на глаз сравнить нельзя.
– А у вас?
– Какого цвета полоска длиннее? Короче?
– Как это записать формулой? Подумайте вдвоем.
– Как найти длину синей полоски? А+В+С
– Как найти длину розовой полоски? М+К
Сравните выражения:
(А+В+С < М+К)
(На доске после проверки появляется запись формулы.)
Слайд 5.
– Покажите в формуле, где записана часть А , часть В , части С , М, К.
– Вы, дети, тоже найдите в своем учебнике часть А, покажите и т. д.
– Покажите, где записано все выражением А + В + С, М + К.
– Может быть кто – то записал по – другому ?
(Обозначу длину всей синей полоски буквой D, длину всей розовой полоски буквой E, тогда формула D < E.)
№ 66.
(Учебники закрыты. На столе учителя две емкости с водой. )
У. У меня в руках 2 стакана, в них вода.
(Показываю 1 стакан – одна часть воды, 2 стакан – вторая часть воды.)
У. Попробуйте показать на схеме, не переливая, как получить из частей целое.
– На парте листки, подумайте, начертите схему.
(Учитель проходит, смотрит схемы.)
У. Как на схеме показать части? (Отрезком.)
(Дети у доски показывают, как на схеме обозначили объем воды в 1 стакане, во 2 стакане, на каждой схеме.)
– Целое? Покажите на схеме в каждом случае.
Слайд 6.
У. Вы хотите узнать, как придумали обозначать части и целое
ребята из другого класса?
Откройте учебники на с. 50 № 66.
У. Назовите и покажите на схеме части и целое.
(Знаки появляются позже.)
Слайд 7.
– Одна часть. Назови. (В).
– Вторая часть. (С). Покажи.
– Целое? А.
(Все показывают на схеме.)
– Что еще заметили ребята на схеме в обозначении целого и частей?
(Части В и С обозначили треугольниками, целое – кругом).
– Сравним величины:
А и В
А и С
А и В + С
(На доске эта запись , ученики подходят к доске, ставят знаки, показывая части, целое на схеме.)
IV. Рефлексия.
№ 67.
– Прочитайте задание. Артур читает вслух, остальные следят.
– Как быстрее выполнить это задание? Работая вдвоем или по одному ?
(На каждой парте лежит свое задание.)
– Поднимите руку, кто будет работать с вместимостью, объемом?
С углом? С количеством? Массой?
– Посмотрите на доску. Что изображено?
(Схема.)
– Что можете рассказать по схеме?
(Части: величины М и К , целое – величина А.)
– Покажите на схеме часть А , часть В, целое А.
– Что можно сказать о частях М и К?
(Часть М меньше части К.)
– Выполняйте задание.
(Учитель ходит по классу, смотрит, как ученики выполняют задание.)
– Проверяем. Сейчас договоритесь, кто из вас будет показывать часть М, кто –
К.
– Выходите к доске, показываете, как разделили свои величины на части по схеме.
– Проверяем емкость, объем.
(Выходят 2 пары. Это – часть М, это – часть К.)
– Обратите внимание на части. Важно увидеть, что они не обязательно должны
быть равны. Можно ли на другое количество частей разбить?
– Правильно ли дети разделили величину на части, используя схему?
– Покажите целое.
(Показывают стаканы вместе. Объем воды из двух стаканов – это целое. Если затрудняются – показать схему.)
– Проверяем угол. Выходите, называйте кто из вас, какая часть.
Правильно ли показали? Покажите целое. Есть ли еще способы, варианты.
– Проверяем массу.
В прозрачных мешочках насыпана греча.
– Где часть М? Где часть К?
– Как показать целое?
– Проверяем величину количество.
(Пропедевтика состава числа.)
Слайды 8-11.
– Сколько всего кубиков? (7)
– Как разделили правильно по схеме?
– А как еще можно?
(1 и 6, 2 и 5, 4 и 2, 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4.)
(На доске показаны варианты).
V. Итог урока.
– Кто назовет тему нашего урока?
– Как найти целое, зная части?
– Что больше – целое или часть?
(Схема в учебнике, она опорная для детей.)
– Расскажите родителям, что вы узнали о целом и частях и найдите примеры целого и его частей у себя дома.