Цель: продемонстрировать практические умения и навыки, полученные детьми, в период обучения в течение первого полугодия.
Задачи:
- Образовательные. Продолжать учить делить слова на слоги, записывать слоговую структуру и определять ударную позицию. Закрепить понятия «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».
- Коррекционные. Формировать грамматически верную связную речь. Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.
- Воспитательные. Продолжать формировать умение работать в группе, оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Предварительная работа:
- Индивидуально-подгрупповая работа по формированию звукового анализа и синтеза на базе правильно произносимых звуков.
- Развитие связной выразительной речи методом описания предмета с опорой на графическую схему.
- Знакомство с понятиями «предложение», «члены предложения», «графические схемы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, большая буква, начало предложения».
- Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции слоговой структуры.
Оборудование: 3 корзины с нанесёнными на них графическими метками-символами звуков, мячики красного, синего, зелёного цветов; кукла БИ-БА-БО «Снегурочка»; пуфики по количеству детей; столы; стульчики; снежные следы-«завихрения», расположенные на полу от места выполнения одного задания к другому; коробочки с индивидуальным раздаточным материалом – фишками для звукового анализа, 3 круга белого цвета с нанесёнными на них фишками красного, синего и зелёного цветов, на оборотной стороне кругов нарисованы фрагменты изображения снеговика; предметная картинка – конь; вырезанные из белой бумаги схемы членов предложения – подлежащего с указанием большой буквы , сказуемого , определения , точки ; непрозрачный мешок Деда Мороза с любыми предметами для ощупывания и описания; 2 ширмы – одна с окошком, другая с привязанными на ленточках макетами замков с нанесёнными на них изображениями предметов для слогового анализа; листочки, карандаши по количеству детей; сладкий сюрприз; магнитофон.
Примерный ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в помещение, задекорированное под «зимнюю сказку».
– Дети, сегодня у нас не просто занятие, сегодня к нам придет Снегурочка, чтобы попрощаться до следующего года, ведь Новогодние праздники закончились и ей вместе с Д. М. пора отправляться обратно в сказку. Давайте её позовём: «СНЕГУРОЧКА!»
(За ширмой, в окне появляется бабушка-сказочница, дети рассаживаются под музыку)
Бабушка: В некотором царстве, в холодном государстве жила была Снегурочка-краса. Уж такая красавица, что все вокруг любовались красой девичьей, а умница, да затейница такая, что и ровни ей не было. Позавидовала Баба Яга, да задумала недоброе, похитила красу-девицу, да и спрятала её в месте тайном, за тремя замками . загоревали все вокруг и звери лесные и птицы поднебесные, и дети, что каждый год , в новогодний праздник ждут Снегурку в гости.
– А куда спрятала её Баба Яга? Может, мы сможем её выручить?
Бабушка:Ох, далёко, далёко спрятала Баба Яга Снегурочку, да и трудна туда дорога. Не забоитесь ли?
– Ну что, ребята, справимся? Показывай дорогу, бабушка!
Бабушка: А дорогу-то сами найдёте, идите по следам от ступы, счастливый путь! (по пути, намеченному педагогом – из белой бумаги лежат «следы от ступы (снежные завихрения)»
– Спасибо, бабушка, пойдёмте ребята, а вот и следы (рассматриваем следы из белой бумаги, имитирующие завихрения вьюги).
2. Основная часть
2.1. Фонематический слух
– Посмотрите, что наделала баба яга, путь дорогу завалила снежками. А снежки то необыкновенные, волшебные, разноцветные. Давайте соберём их. Перед вами 3 корзины с цветовым обозначением гласных и согласных звуков. Я называю звук, а вы берёте снежок с нужным цветовым обозначением и кладёте в корзинку с таким же цветовым обозначением. (обязательно проговорить как различить согласные – твёрдые, мягкие и гласные звуки)
А, Т, ПЬ.
– Молодцы, вы хорошо поработали, дорожку освободили, дальше, нужно торопиться.
2.2. Звуковой анализ и синтез
(Перед детьми лежат 3 круга из белой бумаги, с нанесёнными на каждый из них звуковыми символами красного, синего и зелёного цветов)
– Ай, ай, ай, а где же Снеговик, ведь он всегда тут стоял. Что же это? Сломала его Баба Яга. Давайте скорей соберём его. Для этого нам нужно провести звуковой анализ слова КОНЬ.
(Проходит индивидуальная работа по звуковому анализу, во время анализа круги склеиваются в определённом порядке, на оборотной стороне собирается изображение снеговика).
– А правильно ли мы собрали Снеговика? (Переворачиваем, смотрим изображение с другой стороны). Замечательно, в дорогу!
2.3. Грамматическое оформление предложения
– А это что за странные следы от ступы? Что они обозначают? (Детям предлагаются схемы подлежащего, сказуемого, определения; ведётся работа по определению каждого символа графического обозначения членов предложения).
– А кто сможет составить предложение по этой
схеме?
Замечательно, вы настоящие спасатели,
находчивые, внимательные. Ну, пойдемте дальше,
посмотрим, что же ещё приготовила нам Баба Яга?!
2. 4. Связная речь
– Вы только посмотрите, всё таки хитростью
выманила Баба Яга мешок у деда Мороза, интересно,
что там? Давайте попробуем угадать (игра
Волшебный мешочек» с одновременным составлением
рассказа-описания)
– Вы сегодня просто замечательно составляете
рассказы, а кто же лучше всех описал предмет? (Высказывания
детей) Идём дальше.
2.5. Деление слов на слоги
– А вот, похоже, и избушка, где спрятана Снегурочка, вот висят замки, необычные, волшебные, заколдованные. Чтобы их открыть, необходимо измерить, и разделить на слоги слова, которые соответствуют изображению на картинках. А также записать слоговые схемы этих слов, отметив ударный слог.
(По ходу работы снимаются замки – второй педагог за ширмой отвязывает ленточки – замки падают на пол)
3. Итог занятия
Появляется снегурочка (би-ба-бо)
– Спасибо, вам, мои спасители, вовремя вы меня освободили. Новогодние праздники закончились, пора мне с дедушкой морозом возвращаться в сказку.
– Приходи к нам на следующий год, красавица, на новогодний утренник, и передай Д. М. мешок, Баба Яга его спрятала, а мы с ребятами его нашли.
Снегурочка: А это вам от меня на память о сегодняшнем приключении (отдаёт подарок). Досвидания.
(Снегурочка уходит)
– Какие же вы молодцы, дети, со всеми трудностями справились, все препятствия преодолели. Понравилось ли вам наше приключение? А что вам понравилось больше всего? И мне тоже это понравилось, а больше всего меня порадовало то, как вы сегодня поработали! А сейчас бегите скорее и расскажите остальным ребятам о нашем путешествии.