Сбор материала для сочинения на лингвистическую тему. Подготовка к ГИА

Разделы: Русский язык


Урок строится на анализе текстов художественных произведений (стихи М. Цветаевой)

Цель: определить готовность девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи:

  • научить ориентироваться в лингвистических понятиях, различать лексические и грамматические явления;
  • формировать навыки построения частей сочинения-рассуждения, используя тестовый материал КИМов, лингвистические термины и тексты.

ХОД УРОКА

Приложение 1. Слайд №2. Анализ I текста. Чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…» Определите основную мысль стихотворения. В каком предложении она содержится?

Слайд №3. Моим стихам настанет свой черед – основная мысль стихотворения.

Слайд №4. Подберите нейтральные синонимы к словам: настанет; черед (задание В1 ГИА ). Ответ: настанет – придет; черед – время.

Слайд №5. С помощью каких определений дается характеристика стихам. Какой частью речи являются эти слова ? Все ли они являются художественными определениями, т.е. эпитетами? (Разбросанным, написанным, ворвавшимся, сорвавшимся, нечитанным, драгоценным – это причастия и прилагательные, эпитетами можно считать не все эти определения).

Слайд №6. Тест. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н: (задание А7 ГИА)

  • написанным
  • разбросанным
  • нечитанным
  • драгоценным (Ответ: 4)

Слайд №7. Найдите в 1 строфе стихотворения обособленное определение. Чем оно выражено? Как обособляется?

Слайд №8. Моим стихам, написанным так рано… (обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «написанным так рано») (задание В4 ГИА)

Слайд №9. Какие изобразительные средства использованы в тексте? (Сравнения) С чем сравниваются стихи? Выпишите эти сравнения (с брызгами из фонтана; с искрами из ракет; с маленькими чертями; с драгоценными винами (задание А3 ГИА)
– Какое синтаксическое явление образуют сравнения, с помощью какого средства? (Сравнение входит в синтаксическую конструкцию – сравнительный оборот и вводится с помощью сравнительного союза «как»).
– Обратим внимание на лексику текста. Какая лексика преобладает? (Высокая). Выпишите эти слова: святилище, фимиам, драгоценным, настанет.

Слайд № 10. Делаем выводы по лексическому составу стихотворения (сравнения, эпитеты, книжная лексика)
– Какой материал для сочинения на лингвистическую тему можно использовать? Заполняем таблицу: «Лексические и грамматические явления» на отдельных листах у учеников и на доске, используя карточки с терминами (сравнение, синонимы, эпитеты, книжная лексика –
лексические явления; сравнительный оборот, причастия , однородные члены предложения – грамматические явления)

Слайд № 11. Анализ II текста. Обратимся к следующему стихотворению: «Идешь, на меня похожий…» Читает ученик.

Учитель: Где происходит действие? Какая картина нарисована поэтом? (Действие происходит на кладбище, нарисована картина предполагаемой встречи умершей Марины с прохожим ). Как называется синтаксическая конструкция, с помощью которой говорящий просит о чем-то, советует что-то, к чему-то призывает? (Обращение) К кому обращается в стихотворении лирическая героиня? (К прохожему)

Слайд № 12. Тест. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении: (задание В5 ГИА)

И кровь приливала к коже,(1)
И кудри мои вились,(2)
Я тоже была,(3) прохожий!
Прохожий,(4) остановись! (Ответ: 3,4)

Слайд №13. Выпишите из последних двух предложений грамматические основы (я была; остановись – выписываются на доску). (Задание В3 ГИА). Чем отличаются эти предложения ? К какому типу относится последнее предложение? Найдите подобные в тексте и выпишите из них грамматические основы. Это сказуемые-глаголы в односоставном предложении: в форме повелительного наклонения, 2 лица ед.ч. – определенно-личные; и в форме 3л. мн.ч –неопределенно-личные, где подлежащее необязательно. (На доске и в тетрадях)

Слайд № 14. Для самопроверки: остановись, прочти, подумай, не думай, сорви, не стой, забудь, идешь, звали. (Задание В3 ГИА)

В этом тексте большую роль играют глаголы, которые обозначают действие, следовательно, важно действие, а не деятель. А какая часть речи содержит дополнительное, добавочное действие? (Деепричастие) Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

Слайд 15. Тест: найдите строфы стихотворения с обособленными обстоятельствами.
1) 2) 3) 4) 5) 6) Как понимаете термин «обособление»? ответ: 1,2,3, 6 (Задание В4 ГИА.)

Слайд №16. Для самопроверки: 1 строфа: глаза устремляя вниз
2 строфа: слепоты куриной и маков набрав букет
3 строфа: грозя
6 строфа: главу опустив на грудь

– Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какова роль восклицательных предложений? Найдите их. Что они передают? (Передают разные чувства: грусти, сожаления, восхищения и др.)

Заполняем таблицу в раздел «Грамматические явления»: обращение, восклицательные предложения, глаголы повелительного наклонения, односоставные предложения, деепричастия.

Найдем лексические средства, помогающие нарисовать картину такой необычной встречи.
Выполним тестовые задания.

Слайд №17. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются эпитеты:

  1. Ты весь в золотой пыли.
  2. Как луч тебя освещает!
  3. Легко обо мне забудь.
  4. И кровь приливала к коже… (Ответ: 1,3) (Задание АЗ ГИА)

Слайд №18. Замените старославянизм «главу» русским синонимом. (Задание В1 ГИА)
Слайд №19. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.

  1. Идешь, на меня похожий.
  2. Сорви себе стебель дикий.
  3. Но только не стой угрюмо.
  4. Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет. (Ответ 1, 4) Задание А3 ГИА

Слайд №20. Какие лексические явления встретились в этом тексте?

  1. Эпитеты: в золотой пыли; дикий стебель; легко подумай, легко забудь
  2. Книжная лексика: старославянизм «главу»
  3. Сравнения: земляники крупнее и слаще нет; на меня похожий.

Заполняем таблицу в раздел «Лексические явления»: эпитеты, синонимы, устаревшие слова, сравнение.

Слайд №21. Завершаем работу по анализу текстов написанием сочинения на лингвистическую тему. Это задание С2. В качестве тезиса берем высказывание И. Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Докажите правильность утверждения; приведите в качестве аргументов примеры лексических и грамматических явлений из текстов стихотворений (всего 2 примера).

Самостоятельная работа учеников с последующим чтением сочинений.