Цель занятия: познакомить учащихся с главными моральными понятиями в жизни – «добро» и «зло», помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека – не допускать зло и бороться с ним; поставить себя на место нуждающихся в помощи людей – первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства – Милосердия.
Художественно-педагогическая и нравственная идея классного часа: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Оборудование, оформление, реквизит: мультимедийный комплекс, рисунки и поделки детей, плакаты, декорации..
Предварительная работа: разучивание песен и стихов.
Сценарий мероприятия
Учитель. На классном часе пойдёт речь о правилах общения с окружающими. Мы будем закреплять правила правильного общения и поведения, объективно оценивать собственные поступки и поступки других людей. Идея нашего мероприятия: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мы живём в обществе. Требует ли жизнь в обществе от человека соблюдение каких-то правил или можно прожить без этого? Каким должен быть человек, чтобы окружающим было приятно с ним общаться?
Слайд 1
Учитель: В чём проявляется вежливое, доброжелательное, внимательное отношение к людям?
Слайд 2
Ученик.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец…
Учитель. Что такое доброта?
Слайд 3
Учитель. Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
Слайд 4. «Добрые советы»
Учитель. Какие пословицы знаете о доброте, о добре?
Добра желаешь – добро и делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе дело и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Слайд 5. «Пословицы»
Учитель. Не только слова должны быть у
нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не
приходилось краснеть ни вам , ни родителям , ни
друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть
полезными людям.
– Какие добрые поступки совершали вы?
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца
изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на
длинной верёвке ведро. Идут, едут люди,
заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят
деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий
колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было
достать и напиться. На другой день утром
подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под
соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда
с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и
поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой
хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к
верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться
деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и
поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий
проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к
верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и
поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
– Какой человек оказался самым добрым?
– А почему его дедушка назвал обыкновенным
человеком?
Ученики читают стихи
1. Люди, будьте добры,
Станьте чуточку в жизни добрее,
Чтоб от ваших сердец теплоты,
Стало в мире теплее,
Чтоб растаяли льды всех обид,
Люди, будьте добрей,
Добротой согревайте друг друга.2. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта ,как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
3. Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
4. Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Песня «Если добрый ты» (Приложение 1)
Слайд 6
Входит девочка с цветком.
Учитель. Вы узнали девочку, которая
совершила доброе дело.
– Какие слова говорила девочка?
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
Слайд 7
– Вспомните, на какие желания Женя
израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Что принесло радость Жене по-настоящему?
Самая большая радость для человека – это
протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому для
девочки стало радостью исцеление больного
мальчика.
Делать людям хорошее – хорошеть самому. Много
славных дел ждёт и вас, но прежде всего вы должны
вырасти настоящими людьми – добрыми,
отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с
детства.
Слайд 8
Со-чувствие
Со-страдание
Со-переживание
– Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие
внутренний мир человека.
– Что их объединяет? (Приставка со означает
своего рода причастность к чему-либо, общее
участие).
Слово сострадание близко по значению к одному из
самых красивых слов «милосердие». Оно говорит о
сердце, которое любит и жалеет.
Слайд 9
– Вспомните, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить милосердие?
Слайд 10
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель. Добрым может быть только тот ,
кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не
только о себе, но и других.
Посмотрите на портрет великой княгини Елизаветы
Фёдоровны, сестры императрицы Александры
Фёдоровны. Она могла жить в роскоши, но после
смерти мужа она продала все свои драгоценности,
построила монастырь, в котором вместе с другими
монахинями ухаживали за ранеными, помогали
нищим.
Логвинов «Матушка Великая Княгиня»
Разве не сестра императрицы
Как же это – без обиняков.
Деньги все на нищих и больницы,
Силы – на больных и стариков?
Были ведь богаты в самом деле
Что же не в шелках, не в соболях?
Руки от работы огрубели,
Ночи напролёт в госпиталях.
Где же ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате, в серебре?
… Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе.
Учитель. Проявляйте сострадание и
милосердие к людям, которым нужна помощь.
Наши слова о милосердии перекликаются с
содержанием знакомой нам песни «Вера» на слова А.
Пахмутовой и музыку Н. Добронравова. Давайте
исполним эту песню и постараемся проникнуться
теми глубокими чувствами любви к ближним,
которые испытывают эти авторы.
Песня «Вера» (Приложение 2)
Вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединяются – всё на земле расцветает.
Слайд 11
Учитель. Ребята, почему такая
радостная божья коровка? Она и листочки спасла,
уничтожив тлю, и цветочки навестила. Вы нас и
своих родителей тоже радуете добрыми делами.
Только в этом учебном году наши ребята сделали
много добрых дел, об этом говорят и их рисунки. А
девочки Жиляева Настя, Канунникова Аня, Новикова
Кира стали победителями в номинации «Юные
дарования».
В заключении урока мы хотим вам рассказать об
удивительном человеке, который без помощи людей,
их милосердного к нему отношения не стал бы тем,
кем он был. А был он известным иконописцем.
В 20 веке после смерти художника не в России, а в
Сербии была найдена икона, на которой на обратной
стороне было написано «Сию икону писал зубами
крестьянин, безрукий и безногий: таким он
родился. Он писал так самоотверженно, что ,порой,
после многих часов рисования, близким
приходилось прикладывать ему к челюстям горячие
компрессы, чтобы расцепились зубы, державшие
кисть. Он любил жизнь. Не озлобился ни на кого, и
его очень любили односельчане, помогали ему.
Просмотр фильма "Калека" (Приложение 3)
Обобщение
– Что вам особенно запомнилось на занятии?
– А как вы поняли слова, которые стали идеей
нашего урока? (Понять и исполнить желание
другого – одно удовольствие – честное слово!)
Песня «Твори добро» (Приложение 4)
Слайд 12
Девочка Женя вручает детям цветики. (Приложение 5)