(Слайд №1)
Задачи: (Слайд №2)
- развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;
- игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств;
- освоение детьми конструктивных форм поведения и приобретение нового опыта общения.
Материалы: мяч, шары.
1. Приветствие “Аплодисменты по кругу”. (Слайд №3)
Один участник подходит к кому- нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся всё громче и громче.
2. Упражнение “Новое, хорошее”. (Слайд №4)
Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.
Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).
3. Обсуждение понятия “Агрессивность”. (Слайд №5)
Цель: осознание личностного смысла понятия “агрессивность”, её позитивных и негативных сторон.
1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "агрессивность" или какие ассоциации у вас это слово вызывает?
2. Как вы считаете мешает ли человеку агрессия, чем?
3. Игра “Прогулка по сказочному лесу”. (Слайд №6)
Цель: разрядка агрессивных чувств лаем, рычанием и т.д.
Ребята, представьте себя, что мы находимся в сказочном лесу. Закройте глаза и представьте себя агрессивным животным (1 мин). Откройте глаза.
Мы сейчас будем гулять по сказочному лесу, и вести себя будем так, как ведут себя наши животные (все забыли человеческий язык).
Теперь садимся и все вместе рычим, шипим (5 минут).
А сейчас давайте подышим. Закройте глаза. Вдох носом- выдох ртом (3 раза). Молодцы! Я считаю до 3 и на счет 3 вы открываете глаза. Один, два, три - и вы снова ученики 4 класса.
Обсуждение:
1. Каких агрессивных животных вы выбирали?
2. Какие чувства вы испытывали находясь в образе животных?
3. Как вы считаете, нужна ли вообще агрессия человеку?
4. С кем вы чаще проявляете агрессию?
4. Круг: “Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?” (Слайд №7)
Цель: осознание собственного опыта, получение поддержки от окружающих (“не один я такой”).
Ребята, какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?
Когда вы злитесь как вы выплёскиваете свой гнев?
Как вы считаете, кто страдает от этого?
Ребята, если вы разозлились в школе, то вы можете подняться по ступенькам на 3 этаж и спуститься;
- карандашом или ручкой постучать по парте;
- нарисовать на бумаге своего обидчика и порвать лист;
- на доске можно нарисовать своего обидчика и быстро стереть;
- вы можете в ладоши покричать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?
Дома вы можете использовать такие способы разрядки гнева:
- полить цветы;
- поорать в одноразовый стаканчик и помять;
- нарисовать обидчика и порвать лист;
- побить подушку;
- громко спеть песню;
- налить в ванну воды и запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком;
- постирать бельё;
- отжаться.
5. Игра “Битва на шарах”. (Слайд №8)
Цель: отреагирование агрессии.
Сейчас мы будем с вами надувать шары. Постарайтесь всю свою злость вдуть внутрь шара.
Задача: Встаньте друг напротив друга, на расстоянии вытянутой руки. Одна команда участников стоит, не реагирует, а вторая команда участников бьют по мячу.
Есть одно правило: по лицу, голове - не бьем.
Потом команды меняются местами. А теперь все пары дерутся. Можете поменяться местами. Сдуваем шары.
Обсуждение:
1. Как вы себя сейчас чувствуете?
2.Что вы чувствовали когда вас били?
3. А когда вы били?
6. Упражнение "Обзывалка" (Слайд №9)
Цель: разрядка гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ребята, мы сейчас поиграем в необычную игру, мы будем обзываться. Но обзываться будем названием фрукт, овощей.
Но вы должны соблюдать правила игры. Каждое наше обращение начинается со слов: "А ты...", и это игра, поэтому обижаться друг на друга не надо.
Задача: Встаем и обзываемся по кругу (3 круга), например,"А ты - морковка".
А теперь садимся, передаём мяч и говорим своему соседу, что-то приятное. "А ты - моя прелесть, А ты- мой цветочек".
Обсуждение:
1. Вам было обидно когда вас обзывали называнием фрукт, овощей?
2. Что вы чувствовали?
3. Вам было приятно когда вас называли хорошими словами?
Вывод: Ребята, согласитесь лучше обзываться такими словами (например, морковка), чем другими словами, например, ты плохой.
7. Упражнение "Львы". (Слайд №10)
Цель: Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.
Представьте себе, что мы - большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Начинаем по коей команде.
- А кто может еще громче? Хорошо рычите, львы!
Обсуждение: Ребята, когда вы злитесь, то можете примерить на себя "львиную шкуру" и громко зарычать на обидчика.... Однако лев - царь зверей, сильное и благородное животное. Он прекрасен и горд, свободен и несуетлив. Он умеет себя сдерживать.
Так же и мы - сильные духом, полные достоинства львы (дети изображают величественную осанку льва), могучие, уверенные в себе, спокойные и мудрые.
8. Рефлексия. (Слайд №11)
Цель: Получение обратной связи.
- Что нового, интересного узнали на занятии?
- Что было самым трудным?
- Что понравилось - не понравилось сегодня?
Литература (Слайд №12)
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов. “Речь” Санкт- Петербург, 2007;
- Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. “Генезис” Москва, 2009;
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб: Речь, 2006;
- Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- Спб: “Речь”, 2006;
- Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- Спб: Речь, 2006;
- Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. "Генезис" Москва, 2010.