Психологическое занятие по теме "Агрессия"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


(Слайд №1)

Задачи: (Слайд №2)

  • развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;
  • игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств;
  • освоение детьми конструктивных форм поведения и приобретение нового опыта общения.

Материалы: мяч, шары.

1. Приветствие “Аплодисменты по кругу”. (Слайд №3)

Один участник подходит к кому- нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся всё громче и громче.

2. Упражнение “Новое, хорошее”. (Слайд №4)

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).

3. Обсуждение понятия “Агрессивность”. (Слайд №5)

Цель: осознание личностного смысла понятия “агрессивность”, её позитивных и негативных сторон.

1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "агрессивность" или какие ассоциации у вас это слово вызывает?

2. Как вы считаете мешает ли человеку агрессия, чем?

3. Игра “Прогулка по сказочному лесу”. (Слайд №6)

Цель: разрядка агрессивных чувств лаем, рычанием и т.д.

Ребята, представьте себя, что мы находимся в сказочном лесу. Закройте глаза и представьте себя агрессивным животным (1 мин). Откройте глаза.

Мы сейчас будем гулять по сказочному лесу, и вести себя будем так, как ведут себя наши животные (все забыли человеческий язык).

Теперь садимся и все вместе рычим, шипим (5 минут).

А сейчас давайте подышим. Закройте глаза. Вдох носом- выдох ртом (3 раза). Молодцы! Я считаю до 3 и на счет 3 вы открываете глаза. Один, два, три - и вы снова ученики 4 класса.

Обсуждение:

1. Каких агрессивных животных вы выбирали?

2. Какие чувства вы испытывали находясь в образе животных?

3. Как вы считаете, нужна ли вообще агрессия человеку?

4. С кем вы чаще проявляете агрессию?

4. Круг: “Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?” (Слайд №7)

Цель: осознание собственного опыта, получение поддержки от окружающих (“не один я такой”).

Ребята, какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?

Когда вы злитесь как вы выплёскиваете свой гнев?

Как вы считаете, кто страдает от этого?

Ребята, если вы разозлились в школе, то вы можете подняться по ступенькам на 3 этаж и спуститься;

  • карандашом или ручкой постучать по парте;
  • нарисовать на бумаге своего обидчика и порвать лист;
  • на доске можно нарисовать своего обидчика и быстро стереть;
  • вы можете в ладоши покричать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?

Дома вы можете использовать такие способы разрядки гнева:

  • полить цветы;
  • поорать в одноразовый стаканчик и помять;
  • нарисовать обидчика и порвать лист;
  • побить подушку;
  • громко спеть песню;
  • налить в ванну воды и запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком;
  • постирать бельё;
  • отжаться.

5. Игра “Битва на шарах”. (Слайд №8)

Цель: отреагирование агрессии.

Сейчас мы будем с вами надувать шары. Постарайтесь всю свою злость вдуть внутрь шара.

Задача: Встаньте друг напротив друга, на расстоянии вытянутой руки. Одна команда участников стоит, не реагирует, а вторая команда участников бьют по мячу.

Есть одно правило: по лицу, голове - не бьем.

Потом команды меняются местами. А теперь все пары дерутся. Можете поменяться местами. Сдуваем шары.

Обсуждение:

1. Как вы себя сейчас чувствуете?

2.Что вы чувствовали когда вас били?

3. А когда вы били?

6. Упражнение "Обзывалка" (Слайд №9)

Цель: разрядка гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Ребята, мы сейчас поиграем в необычную игру, мы будем обзываться. Но обзываться будем названием фрукт, овощей.

Но вы должны соблюдать правила игры. Каждое наше обращение начинается со слов: "А ты...", и это игра, поэтому обижаться друг на друга не надо.

Задача: Встаем и обзываемся по кругу (3 круга), например,"А ты - морковка".

А теперь садимся, передаём мяч и говорим своему соседу, что-то приятное. "А ты - моя прелесть, А ты- мой цветочек".

Обсуждение:

1. Вам было обидно когда вас обзывали называнием фрукт, овощей?

2. Что вы чувствовали?

3. Вам было приятно когда вас называли хорошими словами?

Вывод: Ребята, согласитесь лучше обзываться такими словами (например, морковка), чем другими словами, например, ты плохой.

7. Упражнение "Львы". (Слайд №10)

Цель: Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.

Представьте себе, что мы - большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Начинаем по коей команде.

- А кто может еще громче? Хорошо рычите, львы!

Обсуждение: Ребята, когда вы злитесь, то можете примерить на себя "львиную шкуру" и громко зарычать на обидчика.... Однако лев - царь зверей, сильное и благородное животное. Он прекрасен и горд, свободен и несуетлив. Он умеет себя сдерживать.

Так же и мы - сильные духом, полные достоинства львы (дети изображают величественную осанку льва), могучие, уверенные в себе, спокойные и мудрые.

8. Рефлексия. (Слайд №11)

Цель: Получение обратной связи.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

Литература (Слайд №12)

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов. “Речь” Санкт- Петербург, 2007;
  2. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. “Генезис” Москва, 2009;
  3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб: Речь, 2006;
  4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- Спб: “Речь”, 2006;
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- Спб: Речь, 2006;
  6. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. "Генезис" Москва, 2010.