Направление: познавательное речевое.
Образовательная область: коммуникация.
Тип развлечения: интегрированное.
Вид развлечения: выполнение лексических, практических заданий.
Возрастная: подготовительная к школе группа.
Цели по образовательным областям:
- Развивать нравственные качества, находчивость. Воспитывать чувство коллективизма. (“Социализация”).
- Закрепить умение составлять короткий рассказ с использованием цепного текста. Развивать навыки звукового анализа и синтеза; фонематический слух. Продолжить формировать умение подбирать родственные слова. (“Коммуникация”).
- Закрепить правила поведения в транспорте. (“Безопасность”).
- Способствовать формированию потребности в двигательной активности при выполнении заданий и на физ.минутке. (“Физическая культура”).
- Развивать самостоятельность, инициативу в двигательных действиях. (“Здоровье”).
- Закрепить знания детей о зимнем времени года. (“Познание”).
- Формировать умение у детей эстетически оценивать оформление зала. (“Художественное творчество”).
- Закрепить умение складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях. (“Труд”).
- Упражнять в отгадывании загадки. (“Чтение художественной литературы”).
- Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. (“Музыка”).
Словарная работа:
- закрепление классификаций - наземный, водяной, воздушный транспорт;
- активизация словаря - родственные слова к слову снег: снежок, снегурочка, снегоуборка, снеговик, снегокат, снежная, снегирь и др.
Оборудование:
- скамейка (самолёт)
- магнитофон, аудиозаписи: Филиппенко А. “Самолёт”, “Зима пришла” Свиридова Г.
- сугробы
- подставка для картин
- дверь из картона с кодом
Демонстрационный материал:
- конверт с письмом
- предметные картинки
- картина
Раздаточный материал:
- листы бумаги квадратной формы
- ножницы
- снежки
- конфеты
Предшествующая работа педагога:
- оформление зала
- изготовление атрибутов
Предварительная работа с детьми:
- работа по звуковому анализу
- умение подбирать родственные слова через игру
- чтение сказки “Снежная королева”
Индивидуальная работа с детьми:
- уточнение знаний
- подсказка.
Ход занятия
Логопед: Ребята, когда я шла на работу, мне передали вот это письмо. Адресовано детям детского сада “Лесная сказка”. Хотите узнать, кто написал это письмо?
В письме: “Дети, помогите. Меня заточила в своем
замке Снежная королева.
Зима”
Логопед: Вот оказывается, почему нет снега. Снежная королева не пускает к нам Зиму. Ну, что поможем ей?
Дети: да!
Логопед: Дорога нам предстоит трудная, длинная. Какими качествами надо обладать, чтоб преодолеть все препятствия?
Дети: сильными, умными, внимательными, находчивыми и др.
Логопед: Вот в игре мы и посмотрим кто из вас внимательный.
Д/И “Кто внимательный”
Логопед: На слово ком нужно присесть как- будто вы лепите снежный ком ( слова: ком, дом, сом, том, лом, бом, мом и др.)
Логопед: Молодцы, все внимательные. А сейчас отправляемся в замок Снежной королевы. До замка путь не близок. Предлагаю выбрать самый быстрый вид транспорта и назвать его.
Дети выбирают из предложенных изображений (самолёт, поезд, автомобиль, корабль) нужный.
Логопед (в пилотке стюардессы) предлагает занять места в самолёте, соблюдая правила поведения в транспорте, и пристегнуть ремни безопасности.
Звучит музыка А.П. Филиппенко “Самолёт”
Музыка смолкает и слышится голос за кадром.
Снежная королева: Кто посмел нарушить мой покой?
Логопед: Мы пришли выручать Зиму.
Снежная королева: Хорошо, я освобожу ее, но если вы выполните мои задания. Согласны?
Дети: Да!
Снежная королева: Я, Снежная королева. У меня все из снега. В замок попадет лишь тот, кто найдет родственное слово. Это первое задание.
На столе лежат предметные картинки, ребенок выбирает картинку, называет ее и если правильно, то ставит ее на сугроб.
Снежная королева: Молодцы, справились. Но следующее задание будет еще сложнее. На моем сугробе разложены картинки. Посмотрите на них внимательно и составьте рассказ.
Логопед: Давайте составим предложение по первой и второй картинкам.
(2-3,3-4,4-5)
А теперь вспомните все предложения и составьте рассказ .
(2-3 ребенка).
Снежная королева: Молодцы, справились. Следующее задание будет очень трудным. В моем замке есть верные слуги, отгадайте кто они.
Загадка:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век
Нос - морковка, в руке метла
Боится солнца и тепла.
Дети: снеговик.
Логопед: Мы тоже любим лепить снеговиков. Вот, посмотри.
Физ. минутка: “Снеговик”
Дети садятся за столы.
Снежная королева: Последнее задание самое трудное. Выполните его - Зима ваша! Составьте предложения по картине. Я выберу то предложение, которое мне больше всего понравится.
Дети составляют предложения по картине.
Снежная королева: Стоп! Составьте схему предложения:
МАША ЛЕПИТ СНЕГОВИКА.
Назовите первое слово.
Дети: Маша.
Снежная королева: Назовите второе слово.
Дети: Лепит.
Снежная королева: Назовите третье слово.
Дети: Снеговика.
Снежная королева: Уберите слово снеговика. Уберите слово “лепит”. Какое слово осталось?
Дети: Маша.
Снежная королева: Сделайте звуковой анализ слова Маша.
Дети выполняют задание.
Логопед: Снежная королева, мы выполнили все твои задания. Отпусти Зиму!
Снежная королева: К сожалению, дверь, за которой находится Зима ,заколдована, код утерян. Чтобы открыть дверь нужно сделать снежинки и выложить из них узор на двери.
Дети выполняют задание.
Звучит музыка “Зима пришла” Г.Свиридов.
Зима: Спасибо вам, дети, что освободили меня. Вам ,наверное, было трудно. Расскажите, что вам пришлось преодолеть, чтобы освободить меня.
Дети рассказывают.
Зима: Что было самым трудным?
2-3 ответа.
Зима: Что больше всего понравилось?
Зима благодарит и дарит всем снежки.
Зима: Дети, мне пора заняться делом: покрыть снегом землю, деревья, дома. До свидания! Мы с вами еще встретимся!
Логопед: Ой, снежки то не простые, посмотрите, что там внутри.
Дети раскрывают, а там конфеты.
Логопед: На этом наше путешествие закончилось. Спасибо.
Список литературы.
- Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии / Психология чувственного познания. М., 1960.
- Воробьёва Н.К. Методика связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. 2005.
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М. 2001.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?, Психологические игры и упражнения, ч.1, "Генезис", Москва, 2003 г.