Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (404 кБ)

Загрузить презентацию (107 кБ)


Цели урока:

  • Образовательная: оценить степень усвоения учащимися основных ЗУН, сформированных на предыдущих уроках (строение атома, характеристика элементов по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, умения объяснять физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ, определять виды химической связи в бинарных соединениях).
  • Развивающая: развитие у учащихся умений выделять главное в изученном материале, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
  • Воспитательная: содействовать формированию целостной картины мира, его познаваемости и развития.

Девиз урока:

Дорога к знанию?
Ну, что же, ее легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять.
Но меньше, меньше,
Меньше с каждым разом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Девиз урока;

Постановка цели урока: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о строении атома, умения характеризовать элемент по положению в ПСХЭ, определять вид химической связи в соединениях.

2. Работа по опорному конспекту

Цель: повторить основные понятия и термины по теме “Строение атома”, необходимые для выполнения дальнейших заданий.

3. Самостоятельная работа 1 (7 минут).

Работа по карточкам, один ученик у доски работает с химическим лабиринтом.

Цель: показать знания строения атома, умения характеризовать элементы по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

  • Помощники собирают листы с копиркой.
  • Разгадка выхода из лабиринта.
  • Оценка учащимися своей работы в личной учебной карте.

4. Работа с определениями (5 минут).

Цель: знать закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах; понимать физический смысл порядкового номера элемента.

  • Два ученика работают со словарем.
  • Шесть человек работают с тестами.
  • Остальные работают с определениями
  • Дежурные собирают работы.
  • Проверка словарных определений.
  • Оценка учащимися своей работы в личной учебной карте.

5. Фронтальный опрос (5 минут).

Цель: уметь определять по формуле вид химической связи в бинарных соединениях. Знать отличия ковалентной полярной и неполярной связи от ионной связи.

  • Каждый ученик называет формулу вещества из карточки-задания с указанием типа химической связи, дает определение данного вида связи.
  • Самооценка в личной учебной карте.

6. Работа с сорбонками (3 минуты).

  • 1 ученик - самопроверка,
  • 2 ученик - перед классом.

7. Самостоятельная работа № 2 (5 минут).

Цель: уметь объяснять механизм образования химической связи в молекулах бинарных соединений.

• Дежурные собирают работы и личные учебные карты.

8. Подведение итогов урока

Оценка устных ответов.

Домашнее задание (Приложение 1)

Заключение

Уроки-обобщения необходимо проводить по окончании важнейших тем. На этих уроках отрабатываются ключевые умения и навыки учащихся. Иногда такой урок может заменить даже контрольную работу по теме.

Список используемой литературы

  1. Парменов К.Я., Сморгонский Л.М. Книга для чтения по химии. – М.: Просвещение, 1955,
  2. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М. Дрова, 2002,
  3. Штемплер Г.И. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 1993,
  4. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. – М.: Высшая школа, 1993,
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г Изучаем химию в 8 классе. – М.: БЛИК И К?, 2002.

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Вариант 1.

1. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

А) числом электронов в атоме;

Б) числом электронов на внешнем уровне;

В) числом нейтронов в атомном ядре;

Г) числом протонов в атомном ядре;

Д) правильного ответа нет.

2. Чем определяются свойства химических элементов?

А) величиной относительной атомной массы;

Б) зарядом атомного ядра;

В) числом электронов на внешнем уровне;

Г) числом электронов в атоме;

Д) правильного ответа нет.

3. Каким образом можно определить число электронных уровней в атоме любого химического элемента?

А) по номеру периода;

Б) по номеру группы;

В) по номеру ряда;

Г) правильного ответа нет.

4. Каким образом можно определить число электронов на внешнем слое у атомов элементов главных подгрупп?

А) по номеру периода;

Б) по номеру группы;

В) по номеру ряда;

Г) правильного ответа нет.

5. Как изменяется радиус атома с увеличением порядкового номера элемента в периоде?

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) не изменяется;

Г) закономерность в изменениях отсутствует.

6. Атом какого из перечисленных элементов имеет наибольший радиус?

А) бериллий; Б) бор; В) углерод; Г) азот.

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Вариант 2.

1. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?

А) металлические свойства усиливаются;

Б) металлические свойства периодически повторяются;

В) неметаллические свойства усиливаются;

Г) правильного ответа нет.

2. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства?

А) кремний;

Б) алюминий;

В) натрий;

Г) магний.

3. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах периодической системы с увеличением заряда ядра?

А) металлические свойства ослабевают;

Б) металлические свойства не изменяются;

В) неметаллические свойства не изменяются;

Г) правильного ответа нет.

4. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?

А) сера;

Б) кислород;

В) селен;

Г) теллур.

5. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

А) массой атома;

Б) зарядом ядра атома;

В) числом электронов на внешнем уровне;

Г) числом электронных уровней атома;

Д) правильного ответа нет.

6. По номеру периода, в котором расположен химический элемент, можно определить:

А) число электронов в атоме;

Б) число электронов на внешнем электронном уровне;

В) высшую валентность элемента;

Г) число электронных уровней в атоме;

Д) правильного ответа нет.

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Вариант 3.

1. Чем определяются свойства химического элемента?

А) числом электронов в атоме;

Б) количеством электронных уровней в атоме;

В) числом нейтронов в атомном ядре;

Г) правильного ответа нет.

2. По номеру группы, в которой расположен атом, можно определить:

А) число электронов в атоме;

Б) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме любого элемента в группе;

В) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме элемента главной подгруппы данной группы;

Г) количество электронных уровней в атоме;

Д) правильного ответа нет.

3. Как изменяется радиус атома в периоде с увеличением порядкового номера элемента?

А) не изменяется;

Б) увеличивается;

В) уменьшается;

Г) периодически повторяется.

4. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?

А) металлические свойства ослабевают;

Б) металлические свойства периодически повторяются;

В) неметаллические свойства ослабевают;

Г) неметаллические свойства периодически повторяются;

Д) правильного ответа нет.

5. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева с увеличением заряда ядра?

А) металлические свойства усиливаются;

Б) неметаллические свойства усиливаются;

В) свойства не изменяются;

Г) правильного ответа нет.

6. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?

А) германий;

Б) мышьяк;

В) бром;

Г) селен.


Словарь терминов по теме "Строение атома и периодическая система элементов Д.И. Менделеева".

1. Химический элемент — это...

2. Изотоп - разновидность атома одного химического элемента...

3. Период - это горизонтальная последовательность химических элементов, расположенных по возрастанию их атомных масс, в пределах которого усиливаются металлические свойства.

4. Номер периода показывает число электронных оболочек в атоме химического элемента.

5. Группа - вертикальная последовательность элементов, в пределах которой усиливаются ________ , и _______________.

6. Номер группы показывает, сколько электронов находится ___________

7. Нейтрон - это элементарная частица, входящая в состав ядра и имеющая пг=1 и заряд+1.

8. Электрон — это элементарная частица, имеющая заряд +1, которая входит в состав ядра.

9. Протон – это ______________________.

10. Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома и числу электронов, вращающихся вокруг ядра.


Технологическая карта урока

1. Тема урока: “Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь.”

2. Учащиеся должны знать: строение атомов химических элементов (с №1-20) с указанием электронов в электронных слоях; виды химической связи между атомами в типичных случаях:

а) в молекулах простых веществ;

б) между металлами в бинарных соединениях:

в) между металлами и неметаллами в бинарных соединениях.

3.Учащиеся должны уметь:

характеризовать элемент по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению его атома;

объяснить:

- физический смысл порядкового номера элемента;

  • закономерности изменения свойств химических элементов в пределах малых периодах и главных подгрупп;
  • механизм образования различных видов химической связи.

4. Характер и формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная, фронтальная работа.

2. Репродуктивный метод.

5. Методы обучения:

  1. Работа по опорному конспекту.
  2. Самостоятельная работа.

6. Виды учебного занятия: урок общения и систематизации знаний.

7. Контроль учителя:

1. Индивидуальный опрос.

2. Фронтальный опрос.

3. Самостоятельная работа по материалам изученной темы.

8. Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Обобщение и систематизация знаний:

а) самостоятельная работа № 1. “Сравнительная характеристика элементов по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева”

б) работа с определениями, химическим словарем, тестами

в) фронтальный опрос: “Виды химической связи”

г) самостоятельная работа №2 “Механизм образования молекул с различными видами химической связи”

4. Подведение итогов.

5. Оценки.