Цели урока:
оценить степень усвоения
учащимися основных ЗУН, сформированных на
предыдущих уроках (строение атома,
характеристика элементов по положению в ПСХЭ
Д.И.Менделеева, умения объяснять физический
смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ,
определять виды химической связи в бинарных
соединениях).
Девиз урока:
Дорога к знанию?
Ну, что же, ее легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять.
Но меньше, меньше,
Меньше с каждым разом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Девиз урока;
Постановка цели урока: проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о строении атома, умения характеризовать элемент по положению в ПСХЭ, определять вид химической связи в соединениях.
2. Работа по опорному конспекту
Цель: повторить основные понятия и термины по теме “Строение атома”, необходимые для выполнения дальнейших заданий.
3. Самостоятельная работа № 1 (7 минут).
Работа по карточкам, один ученик у доски работает с химическим лабиринтом.
Цель: показать знания строения атома, умения характеризовать элементы по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
- Помощники собирают листы с копиркой.
- Разгадка выхода из лабиринта.
- Оценка учащимися своей работы в личной учебной карте.
4. Работа с определениями (5 минут).
Цель: знать закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах; понимать физический смысл порядкового номера элемента.
- Два ученика работают со словарем.
- Шесть человек работают с тестами.
- Остальные работают с определениями
- Дежурные собирают работы.
- Проверка словарных определений.
- Оценка учащимися своей работы в личной учебной карте.
5. Фронтальный опрос (5 минут).
Цель: уметь определять по формуле вид химической связи в бинарных соединениях. Знать отличия ковалентной полярной и неполярной связи от ионной связи.
- Каждый ученик называет формулу вещества из карточки-задания с указанием типа химической связи, дает определение данного вида связи.
- Самооценка в личной учебной карте.
6. Работа с сорбонками (3 минуты).
- 1 ученик - самопроверка,
- 2 ученик - перед классом.
7. Самостоятельная работа № 2 (5 минут).
Цель: уметь объяснять механизм образования химической связи в молекулах бинарных соединений.
• Дежурные собирают работы и личные учебные карты.
8. Подведение итогов урока
Оценка устных ответов.
Домашнее задание (Приложение 1)
Заключение
Уроки-обобщения необходимо проводить по окончании важнейших тем. На этих уроках отрабатываются ключевые умения и навыки учащихся. Иногда такой урок может заменить даже контрольную работу по теме.
Список используемой литературы
- Парменов К.Я., Сморгонский Л.М. Книга для чтения по химии. – М.: Просвещение, 1955,
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М. Дрова, 2002,
- Штемплер Г.И. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 1993,
- Кукушкин Ю .Н. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. – М.: Высшая школа, 1993,
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г Изучаем химию в 8 классе. – М.: БЛИК И К?, 2002.
Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева
Вариант 1.
1. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
А) числом электронов в атоме;
Б) числом электронов на внешнем уровне;
В) числом нейтронов в атомном ядре;
Г) числом протонов в атомном ядре;
Д) правильного ответа нет.
2. Чем определяются свойства химических элементов?
А) величиной относительной атомной массы;
Б) зарядом атомного ядра;
В) числом электронов на внешнем уровне;
Г) числом электронов в атоме;
Д) правильного ответа нет.
3. Каким образом можно определить число электронных уровней в атоме любого химического элемента?
А) по номеру периода;
Б) по номеру группы;
В) по номеру ряда;
Г) правильного ответа нет.
4. Каким образом можно определить число электронов на внешнем слое у атомов элементов главных подгрупп?
А) по номеру периода;
Б) по номеру группы;
В) по номеру ряда;
Г) правильного ответа нет.
5. Как изменяется радиус атома с увеличением порядкового номера элемента в периоде?
А) увеличивается;
Б) уменьшается;
В) не изменяется;
Г) закономерность в изменениях отсутствует.
6. Атом какого из перечисленных элементов имеет наибольший радиус?
А) бериллий; Б) бор; В) углерод; Г) азот.
Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева
Вариант 2.
1. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства усиливаются;
Б) металлические свойства периодически повторяются;
В) неметаллические свойства усиливаются;
Г) правильного ответа нет.
2. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства?
А) кремний;
Б) алюминий;
В) натрий;
Г) магний.
3. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах периодической системы с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства ослабевают;
Б) металлические свойства не изменяются;
В) неметаллические свойства не изменяются;
Г) правильного ответа нет.
4. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?
А) сера;
Б) кислород;
В) селен;
Г) теллур.
5. Чем определяется место химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
А) массой атома;
Б) зарядом ядра атома;
В) числом электронов на внешнем уровне;
Г) числом электронных уровней атома;
Д) правильного ответа нет.
6. По номеру периода, в котором расположен химический элемент, можно определить:
А) число электронов в атоме;
Б) число электронов на внешнем электронном уровне;
В) высшую валентность элемента;
Г) число электронных уровней в атоме;
Д) правильного ответа нет.
Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева
Вариант 3.
1. Чем определяются свойства химического элемента?
А) числом электронов в атоме;
Б) количеством электронных уровней в атоме;
В) числом нейтронов в атомном ядре;
Г) правильного ответа нет.
2. По номеру группы, в которой расположен атом, можно определить:
А) число электронов в атоме;
Б) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме любого элемента в группе;
В) число электронов на внешнем электронном уровне в атоме элемента главной подгруппы данной группы;
Г) количество электронных уровней в атоме;
Д) правильного ответа нет.
3. Как изменяется радиус атома в периоде с увеличением порядкового номера элемента?
А) не изменяется;
Б) увеличивается;
В) уменьшается;
Г) периодически повторяется.
4. Как изменяются свойства химических элементов в периоде с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства ослабевают;
Б) металлические свойства периодически повторяются;
В) неметаллические свойства ослабевают;
Г) неметаллические свойства периодически повторяются;
Д) правильного ответа нет.
5. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева с увеличением заряда ядра?
А) металлические свойства усиливаются;
Б) неметаллические свойства усиливаются;
В) свойства не изменяются;
Г) правильного ответа нет.
6. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства?
А) германий;
Б) мышьяк;
В) бром;
Г) селен.
Словарь терминов по теме "Строение атома и периодическая система элементов Д.И. Менделеева".
1. Химический элемент — это...
2. Изотоп - разновидность атома одного химического элемента...
3. Период - это горизонтальная последовательность химических элементов, расположенных по возрастанию их атомных масс, в пределах которого усиливаются металлические свойства.
4. Номер периода показывает число электронных оболочек в атоме химического элемента.
5. Группа - вертикальная последовательность элементов, в пределах которой усиливаются ________ , и _______________.
6. Номер группы показывает, сколько электронов находится ___________
7. Нейтрон - это элементарная частица, входящая в состав ядра и имеющая пг=1 и заряд+1.
8. Электрон — это элементарная частица, имеющая заряд +1, которая входит в состав ядра.
9. Протон – это ______________________.
10. Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома и числу электронов, вращающихся вокруг ядра.
Технологическая карта урока
1. Тема урока: “Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь.”
2. Учащиеся должны знать: строение атомов химических элементов (с №1-20) с указанием электронов в электронных слоях; виды химической связи между атомами в типичных случаях:
а) в молекулах простых веществ;
б) между металлами в бинарных соединениях:
в) между металлами и неметаллами в бинарных соединениях.
3.Учащиеся должны уметь:
характеризовать элемент по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению его атома;
объяснить:
- физический смысл порядкового номера элемента;
- закономерности изменения свойств химических элементов в пределах малых периодах и главных подгрупп;
- механизм образования различных видов химической связи.
4. Характер и формы организации познавательной деятельности учащихся:
- Индивидуальная, фронтальная работа.
2. Репродуктивный метод.
5. Методы обучения:
6. Виды учебного занятия: урок общения и систематизации знаний.
7. Контроль учителя:
1. Индивидуальный опрос.
2. Фронтальный опрос.
3. Самостоятельная работа по материалам изученной темы.
8. Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Обобщение и систематизация знаний:
а) самостоятельная работа № 1. “Сравнительная характеристика элементов по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева”
б) работа с определениями, химическим словарем, тестами
в) фронтальный опрос: “Виды химической связи”
г) самостоятельная работа №2 “Механизм образования молекул с различными видами химической связи”
4. Подведение итогов.
5. Оценки.