Адаптация старших дошкольников к новым условиям

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы моей работы, так получается, в нашу группу приходят 5-летние ребятишки из разных дошкольных учреждений и “задерживаются” в ней на два года – до выпуска в школу. Это дети с ОНР, нуждающиеся в помощи логопеда. Тот период, когда дети начинают посещать старшую логопедическую группу, является для них адаптационным периодом – периодом знакомства с новыми помещениями и оборудованием, периодом выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, участвующими в педагогическом процессе. Всё это вместе взятое накладывает на нас, воспитателей и специалистов особую ответственность, чтобы этот период прошёл для ребёнка наименее безболезненно и закончился как можно быстрее.

Необходимым условием для благоприятного протекания процесса адаптации детей старшего дошкольного возраста является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В своей работе я использую несколько форм общения:

1) Деловое общение (сотрудничество со взрослыми; поведение в обществе, способность принять общую цель; обсуждение результатов). Например, одна из моих воспитанниц неплохо контактировала со взрослыми, работающими на группе – посвящала их в свои тайны, обсуждала игрушки, интересы и т. п., но с трудом ей удавалось взаимодействовать со сверстниками – на неё вдруг “нападала” робость. В играх с правилами, девочка быстрее находила контакт с играющими, если правила игры озвучивались даже в знакомой для неё игре взрослым, от этого она чувствовала себя более уверенно и даже принимала участие в обсуждении результатов. Вероятно этому ребёнку важно было почувствовать не только “защищённость” со стороны взрослого, но и возможность взаимодействовать с ним на “равных”. Раскрепоститься Маше очень помогли игры, особенно с участием взрослого, который был непосредственным партнёром по игре: Маша – врач, воспитатель – медсестра и наоборот...

2) Познавательное общение с взрослыми (общение по поводу интересующих вопросов ребёнка). Если взрослый интересно, а главное доступно сможет обогатить представления ребёнка по интересующей его теме, он сможет стать для него не просто “источником знаний”, но и другом, что впоследствии сделает образовательный процесс для ребёнка желанным.

В своей работе с детьми, я часто обращаюсь к методу Л. С. Выготского – “воздействие на зону ближайшего развития”

Например, Юля – девочка, которая любит играть только лошадками, их у неё очень много и всё, что связано с ними вызывает у неё неподдельный интерес. Опираясь на это увлечение ребёнка, я могу с Юлей считать лошадок (количественный и порядковый счёт), строить им домики разной формы и размера, расположенные справа или слева от какого – либо ориентира, перед, за или около него... Обогащать словарь, придумывая им ласковые имена, подбирая эпитеты и т. д. Сочинять истории о её любимых лошадках и наконец воспитывать любовь к природе.

Таким образом, решается множество образовательных задач, развиваются творческие способности ребёнка, в том числе, посредством изобразительной деятельности. Этот метод хорош прежде всего тем, что помогает ребёнку интегрироваться в разных областях познания и обрести тем самым новых друзей.

3) Личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить свои проблемы, поделиться впечатлениями.

...У Илюши не возникло проблем в общении со сверстниками и взрослыми, но его постоянные рассказы о своей кошке Нюсе детям изрядно надоели и через какое-то время они стали отказываться от общения с ним. Тогда Илюша стал придумывать сказки о Нюсе, в которых она выступала героической личностью, совершавшей полёты на вертолёте и устранявшей во время полёта различные неполадки. Иногда эти сказки вызывали интерес у детей, но не надолго. Тогда интерес к Нюсе стал проявляться со стороны взрослых, мы попросили Илью принести фотографии его любимой кошки, поинтересовались, сколько ей лет, чем она любит заниматься и т.п. Ребёнок почувствовал, что его интересы не безразличны окружающим, что он интересен своим собеседникам и является частью коллектива. Постепенно рассказы о Нюсе забылись и у Илюши появились другие темы для бесед.

Поддерживая инициативу ребёнка в общении, мы создаем, прежде всего, условия для развития детской самостоятельности, побуждаем детей активно применять свои знания и умения, нацеливаем на поиск новых решений.

Переход детей в подготовительную группу – это ещё один период адаптации уже к своему новому статусу “самого взрослого” в детском саду. Мы помогаем детям понять это новое положение и на его основе вызываем у них стремление к решению новых более сложных задач – познания, общения, деятельности.

Этот учебный год для моих воспитанников последний в детском саду – их ждёт школа. Поэтому я теперь придерживаюсь следующего правила сотрудничества, если ребёнку трудно – не спешу на помощь, решая за него ту или иную задачу, а представляю ему возможность принять самостоятельное решение. Только в случае возникновения у ребёнка непреодолимых трудностей помогаю наводящим вопросом или советом. Так как развитие самостоятельности способствует освоению детьми умения ставить перед собой задачу, искать пути её решения в разных видах деятельности (создавать проект), то именно самостоятельность будет залогом успешного обучения в школе.

Безусловно, период адаптации у детей к новым условиям, которые периодически возникают на их жизненном пути, протекает у них по разному, но мы пытаемся сделать его лёгким и незаметным. Для этого у нас есть знания, опыт и любовь к “маленьким людям”.

В качестве одного из примеров своей работы по адаптации детей к новым условиям предлагаю подбор нескольких дидактических игр. Некоторые из них “появились на свет” в ходе преодоления возникших у нас трудностей в процессе общения, а некоторые из них знакомы нам по сборнику А. К. Бондаренко “Дидактические игры в детском саду”.

1. “Радио”

Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровые правила. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, внешности детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Игровые действия. На роль диктора выбирают ребёнка считалочкой. Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.

2. “Узнай по голосу”

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, память. Побуждать к общению со сверстниками, желанию больше узнать друг о друге. Воспитывать культуру общения.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель сидит перед ними, подзывает к себе ребёнка и ставит его спиной к детям. Затем жестом подаёт знак кому-нибудь из детей позвать ребёнка, стоящего к ним спиной по имени. Тот ребёнок, которого позвали, должен по голосу узнать, кто его позвал. Если с задачей справился, то меняется местами с “зовущим”. В том случае, если не узнал, кто его позвал, “зовущий” зовёт ещё раз, используя “ласковый” вариант имени. В случае второй неудачи, ребёнок платит фант, который в конце игры выкупается.

3. Игра-драматизация “Волшебные слова”

Дидактическая задача. Учить детей формам общения при встрече с разными людьми, правилам употребления вежливых слов для установления быстрого контакта с окружающими. Продолжать знакомить с новыми правилами этикета.

Ход игры. Дети играют в паре. Один из играющих здоровается с партнёром, извиняется за какое-либо недоразумение, провинность, обращается с просьбой и т. п. Его партнёр в вежливой форме продолжает диалог. Участники диалога используют разные проблемные ситуации, эмоционально окрашивая их мимикой, жестами, интонацией. Пары меняются “ситуациями”. В конце игры дети называют участников игры, которые лучше других справились с задачей.

4. “О ком говорю”

Дидактическая задача. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать желание быть наблюдательным и внимательным к окружающим людям.

Ход игры. Воспитатель описывает внешние особенности кого-нибудь из детей, особенности поведения. Кто быстрее всех догадался о ком идёт речь, описывает следующего ребёнка и т. д.

5. “Цветы и пчёлки”

Дидактическая задача. Учить детей выразительным движениям, соответствующим представлению о женском и мужском поле.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям распределиться на две команды - девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать пчёлок, а мальчики - цветы.

Дети разбегаются по группе. По сигналу воспитателя они начинают выполнять заранее распределённые роли. Девочки изображают пчёлок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: “в-зз-з-з”. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.

По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: “ж-ж-ж...”, а девочки изображают красивые цветы.

6. “И я” (Народная игра)

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, выдержку, чувство юмора.

Игровое правило. Можно добавлять предложения в рассказе воспитателя только двумя словами: “и я”. (Быть внимательным.)

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры:

- Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова “и я”, если эти слова подходят по смыслу, произносить их не надо (кто произнесёт, тот заплатит фант).

Воспитатель начинает: “Иду я однажды к реке...” Дети: “И я”.

- Рву цветы, ягоды...

- И я.

- Вдруг налетел коршун.

(Дети молчат.)

Цыплята и наседка испугались...

(Дети молчат.)

И убежали.

- И я.

Если кто-нибудь не вовремя произнесёт слова “и я”, это вызовет смех у детей, а ребёнок, поспешивший с ответом, заплатит фант.

Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего.

7. “Кто ты?”

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Игровое правило. Вставать надо только после того, как названа роль.

Игровые действия. Играющие встают, кивают головой, как только названа его роль.

Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д.

Как только роль в рассказе названа, ребёнок встаёт, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа ещё раз. Услышав, ребёнок должен кивнуть, потом он может сесть.

В начале нужно рассказывать медленно, в определённых местах делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребёнок должен быть особенно внимательным.