Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики"

Разделы: Работа с родителями


О преимуществах раннего развития малышей не слышал сегодня только ленивый родитель. В первые годы жизни малыш активно изучает окружающий мир. Основным инструментом для исследования - это его пальчики. Развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие малыша.

Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, частично в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений костями и пальцами рук и ног. В применении мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.

Рисование способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности.

В процессе аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начинает легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчиковых игр (Бабочка, рыбка, лошадка и др.) знакомы и понятны малышам.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки-сгибания и разгибания пальчиков (Например, игры “Наши пальчики”, “Цветок”, “Моя семья”) - это простейший набор движений.

Помимо сжимания и разжимания пальчиков важно уделять внимание их расслаблению. Это упражнения “Веселые лошадки”, “По грибы”, “Блины” и тд.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания

(расстегивание и застегивание пуговиц, молний и т.д.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: “Братья”, “Цветок”, “Барабан” и др.

Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чувства ритма.

Пальчиковые игры обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, тренирует кисти рук, повышается уровень развития речи.

Рекомендации для родителей.

  1. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой;
  2. В комплекс упражнений старайтесь включить задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша
  3. Начинайте или заканчиваете занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша;
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:

  • Мячи разных размеров, в том числе массажные;
  • Кегли;
  • Обручи, кольца;
  • Игрушки, которые можно катать, толкать;
  • Разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
  • Доски с пазами , крючками, стержнями и молоточками;
  • Специальные приспособления- стенды, тренажеры, - предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и тд.).
  • Коробки с разными крышками и прорезями, копилки.

Список используемой литературы.

  1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. 392с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2007. 144 с., 24 л. вкл.