Урок литературного чтения по теме "Чувство юмора в поэзии". 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Технологическая карта урока

Урок: Литературное чтение

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового текста для чтения, осмысление связей и отношений в данном тексте

Задачи урока:

  • образовательные: создать условия для ознакомления, понимания и осмысления уч-ся стихотворения Тима Собакина “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
  • коррекционно-развивающие:
    • cоздать условия для дальнейшей работы по формированию навыков правильного, осознанного чтения,
    • создать условия для формирования умения работать с учебником как источником информации,
    • коррегировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) через использование различных заданий
    • расширять и активизировать словарный запас учащихся через словоизменение, словообразование, упражнения в подборе слов-названий признаков
  • воспитательные: способствовать воспитанию у школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства, воспитывать культуру общения через работу в парах (группах).

Оборудование:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Карточки со словами “БАЦ”, “ТОП”, “ШЛЁП”, “ШМЯК”
  • ТСО (интерактивная доска, компьютер. мультимедийный проектор, колонки, презентация см. Приложение)

Ход урока

1. Организационное начало урока

Приветствие.

- Вспомните песенку В. Шаинского “Улыбка”

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку, а вы мне - свою! (посмотреть с улыбкой на каждого ученика)

- Как красиво вы улыбаетесь!

2. Целеполагание. Актуализация знаний.

- Скажите, пожалуйста, у кого из вас есть чувство юмора? Кто любит посмеяться?

- Хотите узнать, почему я задала вам этот вопрос?

- Тогда откройте Тетрадь и найдите тему нашего урока. (Учащиеся открывают тетрадь, находят нужную страницу, читают тему урока “ Чувство юмора в поэзии” про себя, озвучивает вслух 1 ученик).

- Что такое ЮМОР? Что понимаем под словом “поэзия”? (предположения)

- Поставьте цель урока: Что мы можем узнать на уроке? Чему будем учиться? (формулируют цель урока)

- Начнем как всегда с “речевой зарядки”

Задание №1 Читаем 1 строчку про себя, вслух...

(Читают строчки слов с наращиванием слогов, объясняют значение незнакомых слов)

- Читаем 2-ю строчку про себя, вслух....

Сравните слова: много – немного - немножко. (Показ жестами)

3. Основной этап.

Мотивация

- Откройте учебник, найдите тему урока. (Поиск нужной страницы в учебнике)

- Назовите автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Тим.Собакин)

Презентация.

Слайд №1 Тим Собакин – это псевдоним Андрея Викторовича Иванова, автора детских книг... Слайд №2 “Все наоборот”, “Игра в птиц”, “Здравствуй, гусь”, “Песни бегемотов” и др.)

Чтение интриги с.48 учителем (мальчик-с-пальчик просит прочесть название стихотворения)

- Кто такой мальчик-с-пальчик? Вы поможете ему выполнить задание?

- Прочитайте название стихотворения. (Читают название про себя, 1 ученик вслух)

- Докажите, что мальчик-с-пальчик – хитрец. (Обнаруживают несоразмерность названия стихотворения и самого текста)

- Прочитайте слова в скобках. Что обозначает выражение “Немножко необычное нестихотворение”? (Предполагают)

Аудирование. Работа по содержанию текста

-Послушайте теперь само стихотворение. Закройте глаза. (Слушают с закрытыми глазами.)

- Кто герои этого произведения?

- Опишите Бегемота. Какой он в стихотворении? Почему ЛОВКИЙ?

- Какой бегемот на самом деле?

Слайд №3 Бегемот

- Выберите подходящие слова-названия признаков. (На слайде убирают неподходящие слова-признаки)

- Что вы знаете о мухе? (Описывают)

- Почему муха в стихотворении “НАХАЛЬНАЯ”? Подберите близкие по значению слова-названия признаков (Наглая, бесстыжая, бессовестная)

- Рассмотрите муху на иллюстрации в учебнике.

- Похожа ли она на настоящую? (Сравнивают, находят ошибку: на рисунке у мухи 4 лапки, а у насекомых - 6)

Слайд №4 Муха

- Какие звуки издавала муха? Прочитайте по-разному.

- Хотите услышать жужжание мухи?

(Слушают звукозапись, на слайде – нажать на значок)

- Попробуем прочитать так, чтобы передать жужжание мухи.

(Чтение 1-2 учениками)

- А сейчас будем работать в парах (группах).

Динамический момент – пересаживание.

- Каждая пара (группа) получает задание. Договоритесь, кто подойдет ко мне за заданием.. (1 человек от пары (группы) подходит к столу, выбирает карточку с заданием)

- Внимание, задание! Прочитайте стихотворение друг другу, найдите слово с карточки в тексте и объясните, что оно обозначает.

Работа в парах (группах). Проверка

Учитель-консультант

- Проверим, как вы справились с заданием. Договоритесь, кто будет отвечать!

Дополнительные вопросы после отчета каждой пары (группы):

Карточка со словом “БАЦ”

(БАЦ - с таким звуком падала посуда)

- В какой комнате происходит действие? Почему вы так решили? (Кухня, столовая)

- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, какая посуда была у бегемота. (Называют предметы посуды по иллюстрации)

Карточка со словом “ТОП”

- Как шагал бегемот?

- Посчитайте, сколько шагов он сделал.

- Прошагайте на месте столько раз, сколько шел бегемот

Динамический момент (Шагают ритмично: Топ, топ-топ, топ-топ-топ)

Карточка со словом “ШЛЁП” (звук хлопушки, мухобойки)

- Что такое “ШЛЁП”? Объясните значение слова.

Слайд№ 5

Мухобойка — инструмент для отпугивания или прихлопывания мух (из Словаря С.И. Ожегова)

Карточка со словом “ШМЯК” (звук падения мухи)

- Жалко ли вам муху? Почему? (Доказывают свою точку зрения)

- О вреде мух вы знаете, а я расскажу и покажу о пользе мух

Слайд №6

Мухоловки разных видов: птица, растение, насекомое питаются мухами.

(Рассматривают картинки, задают вопросы по увиденному)

- Придумайте свое название стихотворению Тима.Собакина. (Фантазируют)

Закрепление

- Кто желает выступить перед классом и прочитать выразительно это “немножко необычное нестихотворение”? (Выразительное чтение - 1-2 человека за кафедрой. Все аплодируют)

- Давайте продолжим нашу юмористическую тему и обратимся к Тетради.

- Найдите задание №2.

- Назовите автора и название произведения. (Новелла Матвеева “Путаница”)

- Прочитайте про себя текст, найдите незнакомые слова.

Слайд №7

Интерактивное задание: подобрать картинку к слову.

- В чем “секрет” путаницы?

- Докажите, что это стихотворение. (Есть рифма)

- Прочитаем стихотворение вслух по частям. Начнёт...(читают 4 более “сильных” в чтении ученика)

- Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. (Выборочное чтение)

- Выполните задание к этому отрывку самостоятельно.

(Подчеркивают рифмующиеся слова, находят признаки скороговорки, считалки)

- Если возникли затруднения, обращаемся к консультантам...

Работа консультантов.

4. Итог урока. Рефлексия

- Вернитесь к теме урока.

- Почему Тим Собакин назвал свое произведение “немножко необычным нестихотворением”?

- Поделитесь впечатлениями об уроке: продолжите фразу.

Слайд №8

Сегодня на уроке я...

- удивился...

- понял...

- узнал...

- Если вам понравился наш юмористический урок - подарите друг другу свою улыбку.

Слайд №9 (песня В. Шаинского “Улыбка”)

- Всем спасибо за урок!