Занятие по развитию мышления и лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи. Сюжетная игра по мотивам сказки "Три медведя"

Разделы: Логопедия


Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить знания детей по теме устного народного творчества;
  • Расширять активный словарь детей, совершенствуя грамматический строй речи;
  • Развивать фонематическое восприятие детей;
  • Учить образовывать притяжательные наречия от существительных;
  • Учить употреблять существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят;
  • Учить составлять предложения с включением нескольких определений;
  • Закрепить навыки словообразования.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику;
  • Мыслительные операции: обобщение, сравнение, анализ и синтез, логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • Прививать любовь, доброжелательность, отзывчивость к природе.

Оборудование: Костюмы персонажей сказки “Три медведя”, маски зайчиков, мячик, фишки.

Организационный момент.

Создание эмоционально-положительного фона. Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. Читается русская народная сказка “Три медведя”. Два мальчика и две девочки надевают костюмы персонажей сказки. Остальные дети надевают маски зайчиков.

Логопед:

- Ребята, я предлагаю вам немного переделать сказку: давайте представим, что Тима, Валера и Света – медведь, медведица и медвежонок Мишутка из нашей сказки, они пришли в свой дом после долгой прогулки по лесу и увидели, что на их постелях кто-то спал, а маленький Мишутка нашел на своей кровати спящую Машу (Веронику). Мишутка очень обрадовался гостье. А когда Маша проснулась, медведи успокоили девочку и объяснили ей что рады видеть ее у себя в гостях. Они познакомились с Машей. (Остальные дети – зайчики наблюдают за беседой Маши с медведями, где необходимо поддерживая разговор). Три медведя рассказали девочке о том, как живется в лесу диким животным.

Медведь (Валера):

- Ты не пугайся, Маша, мы добрые и дружные медведи, и очень любим маленьких детей, а еще мы ценим дружбу.

Медведица (Света):

- Машенька если хочешь, давай поиграем с тобой в игру про наших лесных братьев. Игра называется “Звуки потерялись”.

Логопед:

- Ребята, эта игра заключается в том, что вы угадываете первый звук в начале слова. Ваше задача – назвать это слово: (м) ... едведь, (л) ... иса, (в) - ... олк, (л) ... ось, (о) ...лень.

Затем медведь придумал новое забавное занятие для Маши. Он решил проверить, знает ли она, как называются избушки, в которых живут лесные звери?

Логопед:

- Давайте послушаем ответы Маши и поможем правильно ответить на вопросы медведя.

Медведь:

- Скажи, Маша, как называется избушка у лисы?

Маша:

- Лисья нора.

Медведь:

- А как называется избушка у белки?

Логопед:

- Давайте зайчики поможем Маше ответить на вопросы.

Зайчик (Коля):

- Беличье дупло.

Медведь:

- А заешь ли ты, Маша, как называется в нашем лесу дом волка?

Маша:

- Волчья избушка.

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед:

- Зайчики, я вам буду бросать мяч, а вы, отвечая на вопрос полным предложением, возвращаете его тому герою сказки, о котором пойдет речь.

Логопед бросает мячик зайчику (Антону) и задает вопрос:

- Какое животное лакомится летом малиной?

Зайчик (Антон):

- Медведь. (Бросает мячик медведю).

Логопед:

- Хорошо. А кто собирает в лесу грибы?

Зайчик (Коля):

- Медведица (Бросает мяч медведице).

Логопед:

- Скажите, а кто любит мед?

Зайчик (Антон):

- Мишутка. (Бросает мяч медвежонку).

Логопед предлагает детям поиграть в игру с фишками.

Логопед:

- Медведи - хозяева этой игры, они будут вам называть лесных зверей, а вы ответите, как зовут детеныша, а затем детенышей животного. За правильный ответ вручается красная фишка, за неправильный ответ – зеленая фишка. В конце игры подсчитываются очки.

Медведи называют животное – волк.

Зайчик (Антон):

- Волчонок - волчата.

Зайчик (Антон) получает от медведя красную фишку.

Медведица называет слово – лиса.

Зайчик (Коля):

- Лисенок – лисята.

Зайчик (Коля) получает от медведицы красную фишку.

Медвежонок Мишутка называет животное – заяц.

Маша:

- Зайчонок – зайчата.

Маша получает от медвежонка красную фишку. По окончании игры все ответы отмечены красными фишками.

Логопед:

- В завершение нашего занятия давайте разгадаем загадки, которые нам приготовили медведи:

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (мышь)

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (зайчишка)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (белочка)

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (лиса)

Итог. Повторение пройденного материала. Оценка.