Цель: объяснить значение сотрудничества в жизни группы и отдельного учащегося.
Задачи:
- Развить познавательную активность учащихся, навыки анализа различных ситуаций.
- Выработать навыки группового обсуждения и выработки решения вопросов.
- Воспитать у учащихся чувство взаимовыручки, навыки сотрудничества.
Форма занятия: классный час-диспут.
Длительность занятия: 45 минут.
Рассматриваемые вопросы:
- Понятие сотрудничества.
- Значение сотрудничества в жизни людей.
- Возможные варианты сотрудничества в группе .
Литература:
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001. – 64 с.
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
Метод: рассказ, дискуссия, “мозговой штурм”.
Оборудование: классная доска, мел.
Основные понятия: сотрудничество, совместная работа, помощь в решении проблем.
Ход занятия
1. Понятие сотрудничества
Вопрос к группе: “Как вы понимаете сотрудничество? Что означает это слово?”
(Используется метод “мозгового штурма”. Любой ответ принимается и записывается на доске. Когда закончена запись, обсуждаются с учениками наиболее понравившиеся им идеи).
Итак, “сотрудничество” можно определить так: “совместный труд”; “совместная работа двоих или большего числа людей для достижения общей цели”.
Вопрос к группе: “Что вы думаете о пословице “Ум хорошо, а два лучше”? Вы согласны? Не согласны? Объясните”.
Итак, мы с вами убедились, что совместное обсуждение помогает найти ответ на вопрос.
А сейчас будем работать в парах. Припомните время, когда вы работали вместе с кем-нибудь, чтобы сделать что-то общее. Поделитесь своими воспоминаниями с соседом по парте.
(Когда обсуждение в парах закончено, желающие могут рассказать об этом группе).
Обсуждение:
- Было просто или непросто вспомнить об этом?
- Почему?
- Что вы делали вместе? При каких обстоятельствах? Какой был результат?
- Чем вам понравилось работать вместе?
- Чем не понравилось?
- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности, работая с кем-либо еще? В чем состояли трудности?
- Как их преодолеть, избежать?
- Есть ли такая работа, которую лучше делать одному?
- Приведите примеры сотрудничества:
- между членами вашей семьи;
- между людьми, живущими в вашем городе;
- между людьми, живущими в вашей стране;
- между людьми, живущими в разных странах;
- между учеными, рабочими и т.д.
- Что, по вашему мнению, способствует успеху сотрудничества? Можете ли вы привести примеры успешной совместной работы в нашей группе ?
- Как можно расширить сотрудничество в группе?
- Как сделать совместную работу в группе более
интересной?
(На доске записываются все предложения ребят. После обсуждения отбираются наиболее интересные соображения, которые можно применить на практике). - Существует мнение: “Сотрудничество дает
возможность ленивым ученикам “проехаться” за
счет трудолюбивых”. Правильно ли это
утверждение, как вы считаете?
(Ученики высказывают свое мнение, обсуждаются разные точки зрения).
2. Сотрудничество на практике
А теперь опять поработаем в парах. Вспомните случаи, когда вы помогали кому-нибудь выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой.
(После того как каждый ученик имел возможность рассказать об этом в течение 2-3 минут своему собеседнику, желающие могут поделиться своими историями с группой).
Обсуждение:
- Что это была за ситуация (проблема)? Как вы помогли выйти из нее (решить ее)?
- Что вы чувствовали после этого?
- Было ли это трудно? Легко? Объясните, почему.
- А теперь вспомните, когда у вас была проблема, с которой вы не могли справиться самостоятельно, и кто-то помог вам.
Обсуждение:
- Что это была за ситуация (проблема)? Как вам помогли выйти из нее (решить ее)?
- Что вы чувствовали после этого?
- Часто ли вам бывает нужна помощь?
- Получаете ли вы ее?
Итак, сегодня мы с вами обсудили, что такое сотрудничество, какую роль оно играет в нашей жизни. Мы увидели, что совместный труд приносит больше радости, что вместе легче решать трудные задачи.