Возрастные особенности младших школьников

Разделы: Классное руководство


Современное образовательное учреждение создаёт условия для реализации духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно - историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Маленький человек идёт в школу. Мы все волнуемся, каким будет его путь, трудным и тернистым, или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой трудной дороге, протянут ли руку помощи, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста.

Именно с изучения этой проблемы следует начинать деятельность классному руководителю.

В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Всё меняется в его жизни, когда он приходит в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад его жизни, по - иному воспринимают ребёнка родные и близкие.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс ещё не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребёнок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, умение делать элементарные выводы.

Учащиеся с интересом и удовольствием посещают спортивные кружки, секции, военно-патриотические и экологические клубы, предметные и музыкальные кружки, театральные студии. Социальная работа и проектная деятельность помогают школьникам в познавательной деятельности, восприятии, памяти, мышлении, речи, связанные с возрастными, психологическими и индивидуальными физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Школьный психолог, учитель, старшеклассники являются для ребёнка теми людьми, общение с которыми вызывают у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями.

При переходе на стандарты второго поколения духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

Каждому классному руководителю нужно помнить, что в младшем школьном возрасте учащимся необходимо признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и вне учебных достижений учащихся. Игры, викторины, марафоны, конкурсы, концерты, КВН, путешествия, часы общения, экскурсии, нетрадиционные часы должны стать основой для развития общения учащихся. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес - всё это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует современный и творческий педагог.