Музыкотерапия для оптимизации работы по коррекции речевых нарушений

Разделы: Коррекционная педагогика


Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут негативно отразиться на формировании личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоцианально-волевой сферы. Отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Таким образом, речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, а так же страдают вегетативные функции. То есть вторично возникают  явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе. Вторичные нарушения нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, распространяясь на   более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствуют адекватной социальной адаптации.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста.   Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушения во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации таких детей.

Итак, дети с недоразвитием речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять интегрированный подход к решению проблем, используя нетрадиционные методы коррекции.

В настоящее время особое место среди нетрадиционных методов коррекции различной структуры нарушений – занимает музыкотерапия (вид арттерапии). Музыка оказывает лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы, так и на психоэмоциональное состояние человека. Музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое и психотерапевтическое. Именно катарсистическое воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования. Артикуляционная (выполняется для развития подвижности, гибкости и точности движений языка) и пальчиковая гимнастика выполняются под музыку.

Необходимо учитывать и следующие рекомендации:

1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного.

2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.

3) Громкость звучания – строго дозированная, и, главное, умеренная.

“Исцеление мелодией” улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию учебы и удовлетворение учением; а также стимулирует речевую функцию.

В рамках музыкотерапии используется коррекционная ритмика, как вид активной музыкальной терапии и кинезетерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с ЗПР.

Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма. Занятия проводятся по подгруппам, используются ритмические игры, дыхательная гимнастика, воспроизведение заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, серийная организация движений); коррекции развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи ( темп, тембр, ритм, выразительность интонации).