Урок окружающего мира по теме "Окна в окружающий мир". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: способствовать формированию представления о строении и значении органа зрения и правила сохранения зрения.

Задачи:

  • познакомить со строением и значением глаза;
  • способствовать развитию мышления;
  • продолжить формирование представления детей о здоровом образе жизни;
  • научить бережному отношению к своему здоровью.

Оборудование: иллюстрации строения органа зрения, муляж органа зрения.

Ход урока

Актуализация.

- Какие органы чувств вы знаете?

- О чём они нам сообщают? (Слайд1 - 5)

  • Орган обоняния – нос.
  • Орган слуха – ухо.
  • Орган вкуса – язык.
  • Орган осязания – кожа.
  • Орган зрения – глаза.

Слайды 6 – 8 (окно, картинки окружающего мира)

- Что вы видите на экране? (Окно. А за окном? Окружающий мир.)

- Тема нашего урока “Окна в окружающий мир”

- Какой орган помогает нам видеть окружающий мир? (Орган зрения)

- Какой основной орган зрения? (Глаз)

- Знаете ли вы, как устроен глаз?

- Значит, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Обучающиеся называют цели урока. (Слайд9)

Цели: как устроен глаз, значение глаза, как ухаживать за глазами.

Глаз – это орган зрения.

- Давайте рассмотрим, как устроен наш глаз.

(Объяснение учителем устройство глаза по рисунку) (Слайд10)

Внутренняя часть глаза – глазное яблоко. В глазном яблоке заключаются все основные части глаза.

Заднюю стенку тёмной камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка.

Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она имеет отверстие – зрачок, который регулирует проникновение света в глаз.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 43.

- Какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету?

(В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.)

- Вы знаете, почему днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое?

Ответит нам на этот вопрос консультант, который подготовил дополнительную информацию.

На сетчатке находятся 2 типа клеток колбочки и палочки.

Колбочки обеспечивают цветное и более чёткое зрение, т.к. каждая клетка связана со своим нервным окончанием.

Палочки работают при меньшем освещении, но дают менее чёткое зрение, т.к. несколько десятков палочек связаны с одним нервным окончанием.

Поэтому днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое.

За зрачком расположен хрусталик. Хрусталик выполняет роль линзы. Глазные мышцы изменяют форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получается чёткое изображение предметов.

Закрепление на муляже.

- Перечислите части глаза, с которыми мы познакомились.

  1. глазное яблоко;
  2. сетчатка;
  3. роговица;
  4. цветная радужная оболочка;
  5. зрачок;
  6. хрусталик.

Ребята, закройте рукой правый глаз и посмотрите на меня. А теперь закройте рукой левый глаз и снова посмотрите на меня.

- Что вы можете сказать? (Каждый глаз видит по-своему. Левый глаз видит предмет правее, а правый – левее.)

Клетки сетчатки посылают свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Он анализирует ее, и мы получаем представление о предмете.

- Что можно узнать о предмете с помощью глаз?

(Цвет, форму, размер. Как предмет двигается.) (Слайд 11-12)

- Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите?

Как он защищён? Посмотрите друг на друга. Что вы видите?

(Брови и ресницы защищают нас от пота и пыли.

Если в глаз попала соринка, то мы начинаем часто моргать и слеза вымывает соринку.)

- А сейчас ребята, вы поработаете в группах. Вам будут предложены различные ситуации. Из данной ситуации вы должны составить правила по охране зрения.

1 ситуация. Лёша лежит целый день на диване и смотрит телевизор. А Оля уже несколько часов сидит за компьютером и играет в игры.

Можно ли долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером? Почему?

(Нет. Мышцы хрусталика (глаза) напрягаются и устают от продолжительного неподвижного положения.)

Вывод: нельзя долго смотреть телевизор. (Слайд 13)

Вывод: нельзя долго сидеть за компьютером. (Слайд 13)

2 ситуация. Маша и Катя едут в автобусе и читают книгу.

Можно ли читать в транспорте? Почему?

(Нет. Мышцы рук устают и трясутся. Глаза напрягаются и устают.)

Вывод: не читайте в транспорте. (Слайд 13)

3 ситуация. Коля лёг на диван, взял книгу и стал её читать.

Можно ли читать лёжа? Почему?

(Нет. Мышцы рук устают и трясутся. Глаза напрягаются и устают.)

Вывод: не читайте лёжа. (Слайд 13)

4 ситуация. Ребята стали раскрашивать картинки в плохо освещённой комнате.

Как должно быть освещено рабочее место и почему?

(Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, т.к. падая с правой стороны, будет темно из-за тени.)

Вывод: читайте сидя за столом, в хорошо освещённой комнате, свет должен падать слева.) (Слайд 13)

5 ситуация. Девочка положила книгу на колени и стала её читать.

Почему при чтении вредно держать книгу близко или далеко от глаз?

(Мышцы хрусталика (глаза) сильно напрягаются и можно испортить зрение.)

Вывод: книгу при чтении надо держать не ближе 30 см и не дальше 40 см от глаз)

6 группа проводит исследование. Орган зрения по назначению схож с фотоаппаратом. Подпишите части органа зрения с частями фотоаппарата.

Проверка: (Cлайд 14).

Итог: Как называлась тема урока? “Окна в окружающий мир”.

Почему?

Потому что глаза помогают видеть нам окружающий мир.

Вспомним цели урока. (Слайд 15)

И в заключение проведём гимнастику для глаз. (Слайд16)

Рефлексия.

Какой интересный момент понравился на уроке?

Д/З:

  • учебник с.42 – 45, в.1-3
  • тетрадь с.17, з.1
  • дополнительное задание с.45, з.6