Цель: способствовать формированию представления о строении и значении органа зрения и правила сохранения зрения.
Задачи:
- познакомить со строением и значением глаза;
- способствовать развитию мышления;
- продолжить формирование представления детей о здоровом образе жизни;
- научить бережному отношению к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрации строения органа зрения, муляж органа зрения.
Ход урока
Актуализация.
- Какие органы чувств вы знаете?
- О чём они нам сообщают? (Слайд1 - 5)
- Орган обоняния – нос.
- Орган слуха – ухо.
- Орган вкуса – язык.
- Орган осязания – кожа.
- Орган зрения – глаза.
Слайды 6 – 8 (окно, картинки окружающего мира)
- Что вы видите на экране? (Окно. А за окном? Окружающий мир.)
- Тема нашего урока “Окна в окружающий мир”
- Какой орган помогает нам видеть окружающий мир? (Орган зрения)
- Какой основной орган зрения? (Глаз)
- Знаете ли вы, как устроен глаз?
- Значит, что мы должны сегодня выяснить на уроке?
Обучающиеся называют цели урока. (Слайд9)
Цели: как устроен глаз, значение глаза, как ухаживать за глазами.
Глаз – это орган зрения.
- Давайте рассмотрим, как устроен наш глаз.
(Объяснение учителем устройство глаза по рисунку) (Слайд10)
Внутренняя часть глаза – глазное яблоко. В глазном яблоке заключаются все основные части глаза.
Заднюю стенку тёмной камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка.
Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она имеет отверстие – зрачок, который регулирует проникновение света в глаз.
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 43.
- Какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету?
(В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.)
- Вы знаете, почему днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое?
Ответит нам на этот вопрос консультант, который подготовил дополнительную информацию.
На сетчатке находятся 2 типа клеток колбочки и палочки.
Колбочки обеспечивают цветное и более чёткое зрение, т.к. каждая клетка связана со своим нервным окончанием.
Палочки работают при меньшем освещении, но дают менее чёткое зрение, т.к. несколько десятков палочек связаны с одним нервным окончанием.
Поэтому днём зрение у человека цветное и более чёткое, а ночью чёрно-белое и менее чёткое.
За зрачком расположен хрусталик. Хрусталик выполняет роль линзы. Глазные мышцы изменяют форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получается чёткое изображение предметов.
Закрепление на муляже.
- Перечислите части глаза, с которыми мы познакомились.
- глазное яблоко;
- сетчатка;
- роговица;
- цветная радужная оболочка;
- зрачок;
- хрусталик.
Ребята, закройте рукой правый глаз и посмотрите на меня. А теперь закройте рукой левый глаз и снова посмотрите на меня.
- Что вы можете сказать? (Каждый глаз видит по-своему. Левый глаз видит предмет правее, а правый – левее.)
Клетки сетчатки посылают свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Он анализирует ее, и мы получаем представление о предмете.
- Что можно узнать о предмете с помощью глаз?
(Цвет, форму, размер. Как предмет двигается.) (Слайд 11-12)
- Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите?
Как он защищён? Посмотрите друг на друга. Что вы видите?
(Брови и ресницы защищают нас от пота и пыли.
Если в глаз попала соринка, то мы начинаем часто моргать и слеза вымывает соринку.)
- А сейчас ребята, вы поработаете в группах. Вам будут предложены различные ситуации. Из данной ситуации вы должны составить правила по охране зрения.
1 ситуация. Лёша лежит целый день на диване и смотрит телевизор. А Оля уже несколько часов сидит за компьютером и играет в игры.
Можно ли долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером? Почему?
(Нет. Мышцы хрусталика (глаза) напрягаются и устают от продолжительного неподвижного положения.)
Вывод: нельзя долго смотреть телевизор. (Слайд 13)
Вывод: нельзя долго сидеть за компьютером. (Слайд 13)
2 ситуация. Маша и Катя едут в автобусе и читают книгу.
Можно ли читать в транспорте? Почему?
(Нет. Мышцы рук устают и трясутся. Глаза напрягаются и устают.)
Вывод: не читайте в транспорте. (Слайд 13)
3 ситуация. Коля лёг на диван, взял книгу и стал её читать.
Можно ли читать лёжа? Почему?
(Нет. Мышцы рук устают и трясутся. Глаза напрягаются и устают.)
Вывод: не читайте лёжа. (Слайд 13)
4 ситуация. Ребята стали раскрашивать картинки в плохо освещённой комнате.
Как должно быть освещено рабочее место и почему?
(Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, т.к. падая с правой стороны, будет темно из-за тени.)
Вывод: читайте сидя за столом, в хорошо освещённой комнате, свет должен падать слева.) (Слайд 13)
5 ситуация. Девочка положила книгу на колени и стала её читать.
Почему при чтении вредно держать книгу близко или далеко от глаз?
(Мышцы хрусталика (глаза) сильно напрягаются и можно испортить зрение.)
Вывод: книгу при чтении надо держать не ближе 30 см и не дальше 40 см от глаз)
6 группа проводит исследование. Орган зрения по назначению схож с фотоаппаратом. Подпишите части органа зрения с частями фотоаппарата.
Проверка: (Cлайд 14).
Итог: Как называлась тема урока? “Окна в окружающий мир”.
Почему?
Потому что глаза помогают видеть нам окружающий мир.
Вспомним цели урока. (Слайд 15)
И в заключение проведём гимнастику для глаз. (Слайд16)
Рефлексия.
Какой интересный момент понравился на уроке?
Д/З:
- учебник с.42 – 45, в.1-3
- тетрадь с.17, з.1
- дополнительное задание с.45, з.6