Мастер-класс "Деятельность учащихся на уроках географии (УМК "Сферы")"

Разделы: География


Организация работы на уроках географии в настоящее время коренным образом изменяет функции участников образовательного процесса: ориентирует ученика на работу с информацией, а учителя – на создание условий для работы, ее организацию и управление.

Образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к целям образования, направленным на становление нового социально-культурного типа личности.

Работая по учебно-методическому комплексу “Сферы”, используя инновационную систему образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, обеспечивается выполнение требований к содержанию образования, формируются необходимые компетенции, развиваются УУД

Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности: четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности.

Поэтому строим такое пространство учебной деятельности при активном участии самих учеников.

В современных условиях добиться высокого уровня обучения можно лишь за счет внедрения новых технологий, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся.

В своей работе использую следующие технологии:
– личностно-ориентированные;
– игровые;
– технологию уровневой дифференциации (по П.И.Третьякову);
– технологию проблемного обучения (Юниной Е.А., Мельниковой Е.Л., Понуровой Г.А.);
– информационные технологии;
– использую интерактивные карты.

Даю свободу для самостоятельной деятельности при минимальном вмешательстве.

Для развития познавательного интереса применяю принципы и методы на основе исследовательского подхода, развиваю потребность в самообразовании.

В организации процесса обучения стараюсь разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности

Постоянно усложняю познавательные задачи для овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

Ввожу задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

Ставлю задачи, требующие исследовательского подхода;

Практикую задачи на применение знаний в жизни и быту;

Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы, учитываю необходимость заданий с применением географических знаний для решения проблем в повседневной жизни

Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется. Поэтому четко формулирую цели и задачи:
– ясность “исполнения” – что именно сможет сделать обучаемый?
– определенность условий – при каких условиях он это сможет делать?
– информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

Разработаны уроки для 7, 8, 9 классов, представлены на заседаниях ШМО, семинарах опорной школы, краевых семинарах по работе по УМК “Сферы”.

Приложение.

Представляю организацию деятельности на уроке в 9 классе.

Этапы мастер-класса Содержание деятельности
1. Актуализация. Постановка проблемы. (Цель и задачи) Организация работы на уроках географии в настоящее время коренным образом изменяет функции участников образовательного процесса: ориентирует ученика на работу с информацией, а учителя – на создание условий для работы, ее организацию и управление.

Образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к целям образования, направленным на становление нового социально-культурного типа личности.

Работая по учебно-методическому комплексу “Сферы”, используя инновационную систему образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, обеспечивается выполнение требований к содержанию образования, формируются необходимые компетенции, развиваются УУД

Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

В книге “Школа для XXI века. Приоритеты образования” американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: “… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни.

Сегодня учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе.

Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению “хочу” и “могу”. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: “Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький”. У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.

2. Активизация деятельности.

Система учебных занятий.

В современных условиях добиться высокого уровня обучения можно лишь за счет внедрения новых технологий, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся.

В своей работе использую следующие технологии:
– личностно-ориентированные;
– игровые;
– технологию уровневой дифференциации (по П.И.Третьякову);
– технологию проблемного обучения (Юниной Е.А., Мельниковой Е.А., Понуровой Г.А.);
– информационные технологии;
– использую интерактивные карты.

Даю свободу для самостоятельной деятельности при минимальном вмешательстве.

Для развития познавательного интереса применяю принципы и методы на основе исследовательского подхода, развиваю потребность в самообразовании.

В организации процесса обучения стараюсь разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности

  • Постоянно усложнять познавательные задачи для овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
  • Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
  • Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
  • Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;
  • Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся, предлагать их свободный выбор.

Деятельность преподавателя заключается не в “передаче” знаний, а в

  • проектировании учебной деятельности,
  • организации учебной деятельности,
  • управлении учебной деятельностью.

Чтобы идти в ногу со временем необходимо:

– индивидуально организовать учебный процесс;
– выбрать формы учебных занятий;
– активно использовать групповых форм обучения;
– предоставлять возможность учащемуся самостоятельно управлять своей учебной деятельностью;
– направлять учебный процесс на развитие личностных, деловых и информационных компетенций;

Развивать у учащихся компетенции:

– принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
– самостоятельно планировать свою деятельность;
– эффективно организовывать свою деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
– отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
– презентовать результаты деятельности.

Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы учитываю необходимость заданий с применением географических знаний для решения проблем в повседневной жизни

Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Поэтому четко формулирую цели и задачи:

  • Ясность “исполнения” – что именно сможет сделать обучаемый?
  • Определенность условий – при каких условиях он это сможет делать?
  • Информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

Разработаны уроки для 7, 8, 9 классов, представлены на заседаниях ШМО, семинарах опорной школы, краевых семинарах по работе по УМК “Сферы”.

Представляю организацию деятельности на уроке в 9 классе.

4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.

Работа в группах, парах.

Обмен идеями.

Урок в 9 классе “Жилищное хозяйство”.

Проанализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира

Качество жилья.

  • 1. Какова площадь вашей квартиры?
  • 2. Рассчитать размер площади на одного человека.
  • 3. Сравните с размером по России (стр. 84 учебника), сравните с современной допустимой нормой.
  • 4. Сколько комнат в вашей квартире? Рассчитать количество комнат на одного человека.
  • 5. Сравнить среднее количество комнат на1 человека в странах мира (рис.1.4.42 учебника; выполнить зад. № 2 тренажера стр.45)
  • 6. Определите вид благоустройства и сравните со странами мира (рис.1.4.40)

Доступность жилья.

1. Каков ежемесячный доход вашей семьи?
2. Каков ежемесячный доход на душу населения?
3. Сравните с доходами на душу населения по России (карта атласа стр.43).
4. Какое время вам понадобится для покупки квартиры 60 кв.м., если средняя стоимость 1 кв.м. 40 тыс.руб.?
5. Сравните показатель со странами мира и сделайте вывод (текст учебника стр. 84).

Определить территориальные различия в обеспеченности жильем районов России.

1. Проанализируйте рис.1.4.43 стр. 85 учебника.
2. Сделайте вывод о распределении жилищного фонда по субъектам РФ.
3. Определите наличие дефицита или относительного избытка жилья по субъектам РФ.
4. Каково влияние жилищного фонда на окружающую среду?

Задание: Прочитать текст учебника стр. 85.

– Определите долю ЖКХ в загрязнении окружающей среды.
– Выполните задание № 9 стр.37 тренажера.
– Предложить решение экологической проблемы.
– Каковы перспективы развития жилищного хозяйства в России, Пермском крае, Ильинском районе?

Проанализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения.

  • Работа с картами атласа стр. 42–43.
  • 1. Какие показатели можно определить по карте?

 

5. Рефлексия