Организация работы на уроках географии в настоящее время коренным образом изменяет функции участников образовательного процесса: ориентирует ученика на работу с информацией, а учителя – на создание условий для работы, ее организацию и управление.
Образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к целям образования, направленным на становление нового социально-культурного типа личности.
Работая по учебно-методическому комплексу “Сферы”, используя инновационную систему образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, обеспечивается выполнение требований к содержанию образования, формируются необходимые компетенции, развиваются УУД
Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности: четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности.
Поэтому строим такое пространство учебной деятельности при активном участии самих учеников.
В современных условиях добиться высокого уровня обучения можно лишь за счет внедрения новых технологий, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся.
В своей работе использую следующие технологии:
– личностно-ориентированные;
– игровые;
– технологию уровневой дифференциации (по П.И.Третьякову);
– технологию проблемного обучения (Юниной Е.А., Мельниковой Е.Л., Понуровой
Г.А.);
– информационные технологии;
– использую интерактивные карты.
Даю свободу для самостоятельной деятельности при минимальном вмешательстве.
Для развития познавательного интереса применяю принципы и методы на основе исследовательского подхода, развиваю потребность в самообразовании.
В организации процесса обучения стараюсь разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности
Постоянно усложняю познавательные задачи для овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
Ввожу задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
Ставлю задачи, требующие исследовательского подхода;
Практикую задачи на применение знаний в жизни и быту;
Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы, учитываю необходимость заданий с применением географических знаний для решения проблем в повседневной жизни
Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся
тому, что от них требуется. Поэтому четко формулирую цели и задачи:
– ясность “исполнения” – что именно сможет сделать обучаемый?
– определенность условий – при каких условиях он это сможет делать?
– информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?
Разработаны уроки для 7, 8, 9 классов, представлены на заседаниях ШМО, семинарах опорной школы, краевых семинарах по работе по УМК “Сферы”.
Представляю организацию деятельности на уроке в 9 классе.
№ | Этапы мастер-класса | Содержание деятельности |
1. | Актуализация. Постановка проблемы. (Цель и задачи) | Организация работы на уроках географии в настоящее
время коренным образом изменяет функции участников образовательного
процесса: ориентирует ученика на работу с информацией, а учителя – на
создание условий для работы, ее организацию и управление. Образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к целям образования, направленным на становление нового социально-культурного типа личности. Работая по учебно-методическому комплексу “Сферы”, используя инновационную систему образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, обеспечивается выполнение требований к содержанию образования, формируются необходимые компетенции, развиваются УУД Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:
В книге “Школа для XXI века. Приоритеты образования” американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: “… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Сегодня учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению “хочу” и “могу”. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: “Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький”. У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. |
2. | Активизация деятельности. Система учебных занятий. |
В современных условиях добиться высокого уровня
обучения можно лишь за счет внедрения новых технологий, направленных на
развитие познавательной самостоятельности учащихся. В своей работе
использую следующие технологии: Даю свободу для самостоятельной деятельности при минимальном вмешательстве. Для развития познавательного интереса применяю принципы и методы на основе исследовательского подхода, развиваю потребность в самообразовании. В организации процесса обучения стараюсь разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности
Деятельность преподавателя заключается не в “передаче” знаний, а в
Чтобы идти в ногу со временем необходимо: – индивидуально организовать учебный процесс; Развивать у учащихся компетенции: – принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него
ответственность; Исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы учитываю необходимость заданий с применением географических знаний для решения проблем в повседневной жизни Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется. Поэтому четко формулирую цели и задачи:
Разработаны уроки для 7, 8, 9 классов, представлены на заседаниях ШМО, семинарах опорной школы, краевых семинарах по работе по УМК “Сферы”. Представляю организацию деятельности на уроке в 9 классе. |
4. | Практикум. Привлечение слушателей к ходу
мастер-класса.
Работа в группах, парах. Обмен идеями. |
Урок в 9 классе “Жилищное хозяйство”. Проанализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира Качество жилья.
Доступность жилья. 1. Каков ежемесячный доход вашей семьи? Определить территориальные различия в обеспеченности жильем районов России. 1. Проанализируйте рис.1.4.43 стр. 85 учебника. Задание: Прочитать текст учебника стр. 85. – Определите долю ЖКХ в загрязнении окружающей среды. Проанализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения.
|
5. | Рефлексия |